Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 08:52, курсовая работа
Принято считать, что понятие «имидж» ввел в обиход Зигмунд Фрейд. В З0-е годы XX века он издавал журнал с одноименным названием. И с тех пор имидж перестал быть исключительно психологическим термином. Впрочем, существует и иная версия происхождения понятия: в 60-е годы в деловой оборот термин «имидж» ввел американский экономист Болдуинг
Введение ………………………………………………………….…….….…….3
1 Теоретические подходы к изучению понятия имидж
1.1 Понятие и типы имиджа…………………………….……….…….…5
1.2 Функции имиджа……………………………………..…….…….….12
2 Особенности формирования имиджа государственного служащего
2.1 Технологии формирования имиджа государственного служащего…15
2.2 Средства массовой информации в формировании имиджа государственного служащего………………………………...…………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………....30
Оглавление
Введение ………………………………………………………
1 Теоретические подходы к изучению понятия имидж
1.1 Понятие и типы имиджа…………………………….……….…….…5
1.2 Функции имиджа……………………………………..…….…….….
2.1 Технологии формирования имиджа государственного служащего…15
2.2 Средства массовой информации
в формировании имиджа государственного
служащего………………………………...…………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Принято считать, что понятие «имидж» ввел в обиход Зигмунд Фрейд. В З0-е годы XX века он издавал журнал с одноименным названием. И с тех пор имидж перестал быть исключительно психологическим термином. Впрочем, существует и иная версия происхождения понятия: в 60-е годы в деловой оборот термин «имидж» ввел американский экономист Болдуинг. Так или иначе, данным понятием стала пользоваться коммерческая реклама для дифференциации товаров. С разработкой новых методов организации избирательных кампаний в начале 60-х годов XX века в США это понятие стали широко применять и для дифференциации общественных лидеров.
В России в 90-х годах этот термин также перестал быть достоянием узких специалистов. В стране началось активное развитие агентств и отделов связей с общественностью в государственных, коммерческих и общественных организациях. Появился спрос на профессиональное формирование имиджа со стороны артистов, спортсменов, политиков, а также партий, общественных движений.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются средства массовой информации. Предмет исследования – формирование имиджа государственного служащего. Целью данной работы является рассмотрение и характеристика имиджа государственных служащих.
Задачи исследования: 1) определить теоретические подходы к формированию имиджа; 2) определить сущность формирования имиджа государственного служащего; 3) определить особенности взаимодействия СМИ и чиновников с точки зрения формирования имиджа государственного служащего.
В зависимости от поставленных задач в работе использовались следующие общенаучные методы исследования: изучения монографических публикаций и статей, а также метод синтеза, обобщения и систематизации исследуемых данных. Источниками исследования послужили специализированные учебные пособия, справочные издания и монографии по социологии и проблемам политической имиджелогии, журналы, а также электронные тексты.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. К тексту также прилагается список использованной литературы, включающий 21 наименование.
Содержание работы. Во введении к курсовой работе дается обоснование выбора темы, актуальности и научной новизны исследования, формируются основные задачи и цель, описываются методология исследования и композиция работы.
В главе 1 «Теоретические подходы к изучению понятия имидж» рассматриваются понятие имиджа, его функции и сущность.
В главе 2 «Особенности формирования имиджа государственного служащего» акцентируется внимание на имидже государственного служащего. Эта глава посвящена особенностям формирования имиджа государственного служащего в средствах массовой информации.
В заключение курсовой работы излагаются общие выводы исследуемой темы.
1 Теоретические подходы к изучению понятия имидж
По поводу возникновения имиджа существует, как минимум, два мнения. Одно заключается в том, что он существует как данность у всех объектов и с ним можно и нужно работать, а другое – в том, что имидж возникает только в случае искусственного формирования образа, функционального и управляемого.
Существует и множество определений «имиджа». Большая их часть сводится к тому, что имидж – это образ известной личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературой, зрелищем или самим индивидом1.
В других источниках он трактуется
как целенаправленно
Наиболее востребованным в современной имиджелогии является психосемиотический подход; ученые часто отталкиваются в своих измышлениях от концепции символического интеракционизма. Это можно объяснить тем, что природа имиджа сложна, и в ней присутствует как знаковость и символизм, так психологический и коммуникативный компоненты.
Можно разделить существующие в научной литературе трактовки имиджа на несколько групп:
1) имидж как внешнее проявление объекта;
2) имидж как манипулирование;
3) имидж как мнение аудитории об объекте/личности;
4) имидж как упрощенный образ, похожий на стереотип;
5) имидж как дополнительные ценности;
6) имидж как образ, формируемый СМИ.
Предложенное деление на группы определений понятия имидж, возможно, не бесспорно, однако позволяет классифицировать знания об имидже на определенном этапе их развития. По сути, перед нами лишь различие позиций. Авторы по-разному смотрят на один и тот же предмет, различают те его грани, которые входят в сферу их профессиональных и научных интересов.
В общем виде под имиджем следует понимать формирование и поддержание устойчивого положительного впечатления, «образа», каким его видит аудитория. Имидж – это телесно-эстетический образ, обладающий рядом индивидуально-типических признаков, оказывающих определенное воздействие на индивидуальное, групповое и массовое сознание (а также подсознание). Имидж - не застывший образ, не моментальная фотография. Он изменяется во времени, постоянно совершенствуется. Специалисты PR называют его «постоянным конкурсом красоты». Имидж - ореол, создаваемый вокруг конкретного объекта с целью ее популяризации и оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение.
Имидж - совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к этому объекту.
Имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характеристик объекта, стараясь именно через них продемонстрировать индивидуальность. В структуре имиджа выделяется одна или несколько черт, составляющих его основу, так называемые имиджевые константы.
Имиджевые константы в случае, если они не соответствуют сложившимся в той или иной культуре и эпохе стандартам «красота», «надежность», «добродетельность», «общая позитивность образа» и т. д., должны быть скорректированы под требуемый стандарт и лишь после этого публично предъявлены обществу.
Носителем имиджа, т.е. выразителем, представителем чего-либо, распространителем, может выступать индивид, организация, товар и т. п.
Часто, характеризуя
чей-то имидж, люди пытаются
обойтись только двумя
Выделение универсальных характеристик имиджа позволяет в общих чертах представить требования, предъявляемые большинством специалистов к имиджу объекта. Характеристики имиджа, как правило, делятся на позитивные и негативные. Выявление первых занимает внимание многих теоретиков и практиков паблик рилейшнз. Негативными же зачастую признаются антонимы позитивных.
Е. Петрова перечисляет
различные типы имиджей, выделяемые
современной наукой в зависимости
от критерия, лежащего в основе классификации:
по объекту (персональный и кооперативный);
по соотношению с другими
Такой подход является наиболее системным. Большинство же авторов обращается лишь к одному из типов имиджа, либо смешивают различные типы в одном «синонимическом» ряду.
Наиболее актуальными среди выделенных теоретиками типов имиджа с точки зрения их возможности более точно охарактеризовать исследуемое явление, представляются следующие.
1. С точки зрения возникновения
имиджа и мотивации
- самоимидж - вариант совпадения носителя и аудитории. Впечатление человека о самом себе специалисты характеризуют как улучшенное по сравнению с реальностью. Опыт опроса студентов, слушателей вузов показывает прямо противоположный результат. В любом случае самоимидж, как и природные предпосылки, анализируются специалистом на первых этапах работы и обязательно включаются в имидж-модель;
- естественный имидж складывается без целенаправленных усилий субъекта или специалиста, в наибольшей степени отвечая потребности в самопрезентации, активизации социальных связей;
- искусственный имидж
- продукт целенаправленных
2. С точки зрения процесса
формирования и поддержания
- текущий, или существующий,
имидж, как правило,
- требуемый, или желаемый,
имидж представляет собой
- конструируемый имидж - результат реализации модели на практике;
- реконструируемый имидж
- подвергающийся
Некоторые теоретики и практики пытаются представить как равноценные, взаимозаменяемые понятия имиджа, образа, репутации и паблисити. Попробуем разобраться и начнем с того, что образ – это одна из исторически сложившихся знаковых систем, призванных служить информационному обмену в различных областях общественной жизни. Это фундаментальное понятие литературы, философии, психологии, культурологии, теории искусства и др. Д. Леонтьев в статье «От образа к имиджу: психосемантический брэндинг» утверждает: Образ можно конструировать специально, и тогда он становится имиджем3. В тексте статьи автор неоднократно употребляет понятие «образ» в значении «имиджа».
А. Богоявленский высказал интересную идею: «…Создание образа есть вершина PR-творчества. Его построение – есть высший этап паблик рилейшнз (трансцендентальная диалектика – идеи сверхопытного порядка), которому предшествуют начальный этап имиджмейкинга (трансцендентальная эстетика) и следующий за ним этап репутационного менеджмента (трансцендентальная аналитика)»4. Так выстраивается иерархия понятий, на вершине которой оказывается образ, за ним следует репутация, а на ступеньке ниже находится имидж. Далее исследователь рассуждает о существовании двух технологий PR: создания имиджа (имиджмейкинг) и создания репутации (репутационный менеджмент). Искусство создания образа он относит к сфере творчества5.
Позиция, при которой «имидж» относят к сфере внешнего восприятия, «репутацию» – к сфере разума и внутреннего анализа, а «образ» – к сфере чувств и глубинной исторической памяти, на интуитивном уровне близка многим исследователям данных феноменов.
Еще одна цитата из статьи исследователя: «Репутация» является более сложным понятием, нежели «имидж», и состоит из имиджевой и содержательной части, базирующихся на личной истории (мифе), которая в свою очередь основана на стереотипах и архетипах аудитории»6.
Профессор В. Тулупов в
первой главе книги «Связи с общественностью:
базовые понятия» замечает: «Репутация
– это база для создания имиджа,
которой можно и следует
Репутация, безусловно, оказывает влияние на имидж, а имидж – на репутацию.
Некоторые специалисты паблик рилейшнз сближают понятия «паблисити» и «имидж». Однако, паблисити – это «в большей степени известность внешняя, для широкой публики, формируемая с активным использованием СМИ»8. Паблисити – важная, хотя и не единственная составляющая имиджа.
Имидж включает в себя фрагменты реального образа человека, составляющие его репутации, а не только искусственно созданные и распространяемы с помощью СМИ данные. Паблисити же можно рассматривать в качестве технологии имиджмейкинга.
Нет смысла расширять понятие «репутация» за счет имиджевого компонента. Имидж должен рассматриваться как самостоятельный феномен, имеющий свою сферу воздействия – эмоциональную. Паблисити же, на наш взгляд, является одним из приемов имиджмейкинга, а потому не может служить синонимом понятию «имидж».
Остановимся и на понятии «стереотип», имеющем непосредственное отношение к имиджелогии. Стереотип (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.