Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:53, реферат

Краткое описание

Мораль и право – важные элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, так как близки по содержанию и взаимно дополняют друг друга. Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации, так как юристы по роду своей деятельности применяют, прежде всего, правовые нормы. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих расхождений и противоречий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Содержание

Введение
1 Мораль и право: понятие, сущность и основа
1.1 Определение сущности морали
1.2 Понятие права
2 Соотношение морали и права
2.1 Общие черты между правом и моралью
2.2 Взаимодействие права и морали
2.3 Различия между правом и моралью
2.4 Противоречия между правом и моралью
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

этика (2).docx

— 57.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

1 Мораль и право: понятие, сущность и основа

3

1.1 Определение сущности морали

3

1.2 Понятие права

5

2 Соотношение морали и права

6

2.1 Общие черты между правом и моралью

6

2.2 Взаимодействие права и морали

9

2.3 Различия между правом и моралью

11

2.4 Противоречия между правом и моралью

15

Заключение

17

Список использованной литературы

19

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Огромную роль в регулировании  общественных отношений играют мораль и право. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Иными словами можно сказать, что мораль и право являются социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, они участвуют в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции.

Мораль и право – важные элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, так как близки по содержанию и взаимно дополняют друг друга.

Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации, так как юристы по роду своей деятельности применяют, прежде всего, правовые нормы. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих расхождений и противоречий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

1 Мораль: понятие, сущность и основы

1.1 Определение сущности морали

Подобно тому, как нельзя двигаться без того, чтобы это  движение не было движением в определенном направлении, нельзя жить без того, чтобы жизнь не имела какого-либо смысла. Смысл жизни, совпадающий  с самим сознанием жизни, и  есть мораль.

Л.Н. Толстой.

Само слово мораль, произошедшее от лат. mos moralis – обозначает нравы. В  историческом развитии, будучи формой общественного сознания понятие  морали менялось, не оставалось неизменным и представление о моральных  нормах и оценках, отражая уровень  развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные  и экономические факторы [5, с. 68]. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны. Очевидно, что точек зрения на мораль не меньше, чем разных пониманий  права. Социологи выделяют три основных течения морали.

Первое течение – так  называемая фелицитология (от латинского felicia – счастье). Мораль понимается как техника, искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство  избежать страдания. Близки к фелицитологии  течения эвдемонизма (от греческого eudamonia – счастье, довольство), гедонизма (hedone – наслаждение) – учение о  том как получить наслаждение, избежать страдания.

К первому течению относится  эпикуреизм, связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Счастье, по Эпикуру, - это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается  удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог [5, с. 70]. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физическое (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т.п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. В удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Эти взгляды мы наблюдаем и в работах Д. Локка, Т. Гоббса, Спинозы, представителей естественно – правовых взглядов в качестве одного из естественных прав рассматривали стремление к счастью.

Вторая концепция в  понимании морали – перфекционизм (от латинского perfectus – совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит не в том, как устроить свою жизнь удобно, счастливо, спокойно, а как жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым  следует подражать. Это мог быть идеал святого (Иисуса Христа, Муххамеда  и др.), идеал праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др. Основные добродетели  – понятие моральной заслуги, признание и положительная оценка усилий, приближающих индивида к идеалу, образу.

Третья концепция принимает  мораль как систему правил человеческого  общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы достигнуть счастья или личного совершенства, а то как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы учитывать  благо и др. Основа этой концепции  касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.

Помимо концепций необходимо принимать во внимание 2 основные функции  морали: регулятивную и воспитательную.

Регулятивная функция  считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция  морали состоит в том, что она  участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл  жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других.

Следовательно, мораль является (можно объяснить как) – важнейший  социальный институт, одна из форм общественного  сознания. Она представляет собой  совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей  друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения. Мораль рассматривают и  как особую форму общественного  сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие  в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону [9, с. 27]. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и  поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т.д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.п.). Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали.

1.2 Понятие права

«Юристы все еще ищут определение  права», - писал Кант около двухсот  лет тому назад [9, с. 28], но и в наши дни этот вопрос является актуальным, т.к. право по своему существу неоднородно и точного определения его до сих пор нет. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывалось: «Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем».

Для того чтобы наилучшим  образом понять само определения  права, рассмотрим теории происхождения  права и системы права.

Теологическая теория исходит  из божественного происхождения  права как вечного, выражающего  божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве  природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители  утверждали, что право — Богом  данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая  теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру (некое первосущество  создав человека, предписало ему какой-то набор правил, например у христиан – 10 заповедей).

Намботивистическая теория (Ганс Хельбр – основоположник) –  предполагает, что существует некая  основная норма, которая дана каждому  человеку для его ощущения, социально  активные люди и формируют, согласно своим ощущениям, конституционное  право (второй уровень норм), затем  избранные народом законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а судьи и администраторы приспосабливают  его к реальности.

Теория естественного (возрожденного) права возникла в XVIII веке. Наиболее яркие ее представители - Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права кончаются там, где начинается свобода другого”). Согласно этой теории существующее в обществе право делится на две части: позитивное право (которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом, каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать справедливости) и естественное право (вечно, неизменно, выше позитивного права, одинаково для всех народов). В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души.

Марксистская теория. Право – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в которой право рассматривалось или как общественное отношение или как правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Позже эта точка зрения была раскритикована, и право стало пониматься, как система правил поведения отражающих господствующий способ производства и социально-экономическую формацию, установленных или санкционированных государством. Это чисто нормативная точка зрения.

Социологическая (Гарвардская) теория (школа) права - одно из направлений  науки права ХХ в. Основные положения  данной теории состоят в том, что  всё право в обществе состоит  из двух частей: книжное «мёртвое»  право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности.

Общим для всех теорий происхождения  права является наличие свойств, например нормативности.

Право состоит из норм-правил поведения общего характера, регулирующих общественные отношения [2, с. 11] . «Норма» в переводе с латинского означает образец; а нормативное регулирование общественных отношений представляет собой установление общих правил для определенной группы конкретных случаев. Право как регулятивная система состоит из отдалений («можно»), запретов («нельзя») и связываний («должно»), которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет не персонифицированный, неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностью действия.

Еще одно свойство права - «государственность». Право устанавливается государственными органами. Каждый государственный орган  в пределах своей компетенции  издает нормативные акты, в которых  содержатся нормы права [1, с. 34].

Иногда говорят о таком  свойстве права, как динамичность. Право  с развитием общества не остается неизменным, вводятся новые правовые нормы, отменяются старые, многие предписания  со временем переформулируются, излагаются иначе, по-другому группируются (например, объединяются в более крупные  нормативные акты).

2 Соотношение права и морали

2.1 Общие черты между правом и моралью

Право и мораль имеют общие  черты, свойства. Главные их общие  черты проявляются в том, что  они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами  сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения  людей.

Право и мораль имеют общие  социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей  цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию  общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости[11, с. 23].

Информация о работе Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права