Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:53, реферат
Мораль и право – важные элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, так как близки по содержанию и взаимно дополняют друг друга. Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации, так как юристы по роду своей деятельности применяют, прежде всего, правовые нормы. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих расхождений и противоречий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
Введение
1 Мораль и право: понятие, сущность и основа
1.1 Определение сущности морали
1.2 Понятие права
2 Соотношение морали и права
2.1 Общие черты между правом и моралью
2.2 Взаимодействие права и морали
2.3 Различия между правом и моралью
2.4 Противоречия между правом и моралью
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, если право и мораль, отделившись друг от друга, избирают для себя самостоятельные пути развития, то они все же не утрачивают своего взаимодействия: там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями мораль; там, где мораль бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения.
С течением времени взаимодействие права и нравственности скорее крепнет, чем ослабляется, и, быть может, отдаленное будущее готовит нам новое единение обеих областей, при котором юридические нормы вернее будут отражать требования нравственного сознания, и внутреннее чувство чаще и полнее будет одухотворять собой внешнее исполнение закона.
2.3 Различия между правом и моралью
Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права.
1. Мораль появилась еще
до разделения общества на
классы и становления
2. В пределах одной
страны, одного общества может
существовать только одна
3. Нормы морали формируются
как нормативное выражение
Процесс правообразования тоже
весьма сложен, имеет глубокие социальные
корни, однако право в единстве своей
формы и содержания предстает
как результат официальной
4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом.
Конечно, ту или иную моральную
систему можно
Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Право состоит, в установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти.
5. Не совпадают предметы
регулирования норм права и
Специфический предмет морального регулирования — сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать.
Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.
6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.
7. Мораль охватывает область
отношений более широкую,
8. Содержание норм права
характеризуются большей
9. Моральные требования
отличаются более широким
10. Нормы права — это
общеобязательные правила,
11. Отличие норм права
от морали проявляется также
в характере гарантий
Нормы морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.
Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации.
Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.
12. Различие между правом
и моралью проявляется в
В области права могут
относиться не только действия, безразличные
с нравственной точки зрения, но
даже и запрещаемые нравственностью.
Право, никогда не может всецело
проникнуться началами справедливости
и любви. Но если оно вступает в
известных случаях в
Не будучи всецело нравственным,
право дает известный простор
личным интересам и стремлениям,
даже в их эгоистическом и своекорыстном
проявлении. Напротив, нравственность
представляет собой более чистое
воплощение альтруистических начал, и
соответственно с этим ее требования
имеют всеобъемлющий и
1. Право, по сравнению
с нравственностью, отличается
точностью и ограниченностью
своих предписаний. Подобно
Требуя от нас служения людям, исполнения закона любви, нравственность не определяет подробно ни формы, ни пределов этого служения, предоставляя нам самим найти в каждом отдельном случае соответствующий способ выполнения нравственных заветов. Для достижения нравственного совершенства нет, и не может быть, никаких заранее установленных рамок; это область постоянного стремления к добру, высшая цель которого переходит за пределы всяких личных соображений и расчетов, чтобы торжествовать победу над эгоизмом и подвигах самозабвения и самопожертвования.
В отличие от этого право
и для наиболее важных обязанностей,
возлагаемых им на нас, - например, в
области общественной, - всегда устанавливает
сроки, размеры, формы. Вводя, таким
образом, свои предписания в определенные
границы. Эта ограниченность права,
по сравнению с безграничностью
морали, является первой чертой их различия,
заставляющей характеризовать юридическую
область как минимум
2. Нравственность, не удовлетворяется,
подобно праву, требованием
Если право и принимает
во внимание внутренние мотивы, то не при
исполнении, а при нарушении закона,
там, где требуется определить виновность
лица, что, конечно, не может быть сделано
без освещения субъективной стороны
правонарушения. Развитие жизни приводит
к тому, что право и нравственность
обособляются друг от друга, не утрачивая
своей связи, но приобретая более
самостоятельное значение. «…в самих
требованиях общества по отношению
к исполнению своих предписаний
заключается известная
Условия общественной жизни требуют, чтобы известные предписания исполнялись, во что бы то ни стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Сожитие людей в обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство и убийство, ставились исключительно в зависимость от добровольного усмотрения отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного исполнения норм, запрещающих подобные деяния, одинаково от всех своих членов, без различия их воззрений.
С другой стороны, развитое
нравственное сознание признает истинную
цену лишь за таким исполнением моральных
требований, которое сопровождается
соответствующим внутренним настроением.
Право очерчивает свободу внешних
действий человека, оставаясь нейтральным
по отношению к его внутренним
мотивам. Иное дело мораль, она не только
определяет границы внешней свободы,
но и требует внутреннего
Между правом и нравственностью
могут быть и противоречия, отражающие
отсутствие их должной согласованности.
Вопрос о порождающих их причинах
решается по-разному. Одни объясняют
это изменениями в
Противоречия между
И для права, и для нравственности
их тесная связь оказывается с
течением времени неудобной; обе
сферы отношении стремятся к
отдалению друг от друга. Отделение
права от нравственности вызывается
развитием общественной жизни, когда
более сложные отношения и
более частые столкновения отдельных
лиц заставляют позаботиться об установлении
более твердых основ
Право должно рано или поздно выработать для себя такие формы, которые ставит его в известное противоречие с началом нравственной свободы, и способствуют его обособлению от нравственности. Первым шагом к этому обособлению является установление правил, точно и подробно определяющих отношения отдельных лиц друг к другу и к обществу. И нравственность имеет свои законы и свои правила, но эти правила и законы указывают лишь общее направление человеческой воли, предоставляя нравственному чувству каждого отдельного человека определить подробности и избрать меру исполнения нравственных велений.
Информация о работе Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права