Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:53, реферат

Краткое описание

Мораль и право – важные элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, так как близки по содержанию и взаимно дополняют друг друга. Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации, так как юристы по роду своей деятельности применяют, прежде всего, правовые нормы. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих расхождений и противоречий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Содержание

Введение
1 Мораль и право: понятие, сущность и основа
1.1 Определение сущности морали
1.2 Понятие права
2 Соотношение морали и права
2.1 Общие черты между правом и моралью
2.2 Взаимодействие права и морали
2.3 Различия между правом и моралью
2.4 Противоречия между правом и моралью
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

этика (2).docx

— 57.82 Кб (Скачать файл)

Общие черты права и  морали:

1. Принадлежат к социальным  нормам и обладают общим свойством  нормативности.

2. Являются основными  регуляторами поведения.

3. Имеют общую цель  — регулирование поведения людей  со стратегической задачей сохранения  и развития общества как целого.

4. Базируются на справедливости  как на высшем нравственном  принципе.

5. Выступают мерой свободы  индивида, определяют ее границы.

Кроме того, и те, и другие:

- являются надстроечными  явлениями над экономическим  базисом и обществом;

- имеют общую экономическую,  социально-политическую и идеологическую  основу;

- им свойственна общая  цель: утверждение общечеловеческих  ценностей в обществе;

- состоят из общих правил  поведения, выражающие определенную  волю, т.е. направлены на установление  и поддержание на необходимом  уровне дисциплины и порядка  в обществе;

- имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют  санкции, обеспечивающие негативные  последствия для нарушителей  нормы;

- представляют собой средства  активного воздействия на поведение  людей.

И право и мораль обладают способностью проникать в самые  различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей  в широких областях их социального  взаимодействия.

Учитывая это, а также  принимая во внимание "универсальность" морали, ее "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод  о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.

Ведь право возникает  и действует, прежде всего, в таких  сферах как отношения собственности  и политической власти. Однако они  не обособлены от морали. В тоже время, действие права также выходит  далеко за пределы указанных отношений. Следовательно, право и мораль не имеют специфических предметно  или пространственно обособленных сфер общественных отношений.

Тесная связь права  и морали, определяемая едиными сферами  общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они "работают" однонаправлено, взаимно  дополняя друг друга.

Общность права и морали, порожденная едиными общественными  отношениями, дополняются общностью  их функционального значения, право  и мораль формируют эталоны и  стандарты, включаемые в ценностно-нормативную  ориентацию общества. Предписания права  и морали вырастают из деятельности людей, образуя "связный ряд общения", приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения  людей [9, с. 114].

Общность права и морали (по Гегелю) определяется, прежде всего, общностью их субстанции свободы. С  одной стороны, Гегель определяет посредством  понятия свободы нравственность: "нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания" [3, с. 247]. С другой стороны, право Гегель определяет как "наличное бытие свободной воли".

Следует подчеркнуть, что  все политические отношения всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и  внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т. п.)

Таким образом, и правовая и моральная системы политически  насыщены, и это объединяет их.

Право во всех его проявлениях  – как нормативная система, движение общественных отношений, правосудие должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности. Право  вовсе не претендует на то, чтобы  в системе социальных ценностей  стоять выше нравственности [3, с. 243]. Однако, социальные схемы, отодвигающие право  на задний план, делающие его чем-то второстепенным, в истории нашего общества пока ничего кроме вреда  не приносили.

Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных  категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органически  включенность этих нравственных идеалов  и принципов в реальные правовые связи и отношения – свидетельство  повышения идеалов и моральной  ценности права.

"Нравственное измерение"  права – неотъемлемое условие  его дальнейшего развития и  совершенствования, усиление его  личностной, гуманистической ориентации. Правовые и нравственные нормы  имеют общее целевое назначение  – воздействие на поведение  людей. Вместе с тем, различные  социальные регуляторы, каждый из  которых обладает своей спецификой.

Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое  назначение – воздействие на поведение  людей. Вместе с тем, различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой.

Общее в праве и морали обусловлено еще и тем, что  их нормы всегда являются фиксацией  сущего и формулируют на его основе должное. Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в  сложном и изменчивом мире общественных отношений.

Свобода и ответственность  – пружины исторической активности человека, способ его существования  в правовых и нравственных отношениях.

Вместе с тем право  и мораль выступают как мерила свободы индивида, определяют ее границы. Право является формально конкретно  исторически обусловленной мерой  свободы. Причем речь идет не об абстрактной  свободе, а о тех ее масштабах, которые детерминированы конкретным способом производства, социальной структурой, культурным развитием общества.

«Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию  – это исторически определенная и объективно обусловленная форма  свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода» [14, с. 128].

Таким образом, и право, и  мораль обладают способностью проникать  в самые различные области  общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны  с поведением людей в широких  областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право  и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.

 

2.2 Взаимодействие права и морали

Право взаимодействует с  моралью в регулировании общественных отношений. Мораль и право тесно  взаимосвязаны, более того, можно  говорить о глубоком взаимопроникновении  права и морали. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность  такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в  себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей [9, с. 119]. Другими  словами, законы правового государства  воплощают в себе высшие моральные  требования современного общества.

Спецификой взаимосвязи  и взаимодействия права и морали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются  государственной властью, а правовые нормы все в большей степени  наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями, нормы, содержащиеся ранее лишь в  законах, превращаются в общие правила  поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.

С другой стороны, когда сталкиваемся с фактом возникновения новых  юридических установок, это отнюдь не говорит о каком-то «вытеснении» морали правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют  о силе нравственных начал, об их воздействии  на правовые основы.

Правовая система государственно-организованного  общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того:

- что нравственная основа  права, является важной составной  величиной общей регулятивной  потенции права;

- что право должно быть  нравственным, законы должны быть  справедливыми и гуманными.

Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека – юридическое  выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.

История развития цивилизации  свидетельствует, что право и  мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом.

На тесную взаимосвязь  права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних  веков и нового времени. Об этом свидетельствует  применение морально-этических понятий  в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних  «Jus est ars boni et aegui»- «право есть искусство  добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции  и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами  морали и нравственности. [3, с. 102.]

Связь права и морали находит  выражение и в теории права, в  интерпретации ряда юридических  проблем. Например, вопрос о соотношении  права и закона можно верно  понять и решить, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В  познании качества закона аксиологический  подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться  не соответствующим этим социально-философским  и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан  подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует  исходить из презумпции: закон есть право [11, с. 29]. Это укрепляет престиж  закона, правопорядок и общественную нравственность.

«Право, - так учит современная  юриспруденция, - есть результат борьбы различных общественных сил –  сложный продукт их взаимодействия». Отражая на себе следы этой борьбы и этого взаимодействия, оно никогда  не может быть ни строго логическим, ни вполне совершенным. Стремясь к примирению различных общественных элементов, оно удовлетворяет их, насколько  возможно, но никогда вполне. Отсюда вечное искание новой правды, которое  не может прекратиться, как не могут  исчезнуть общественные различия и  разногласия.

Воздействие морали на право  сказывается в самом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении к жизни.

Право имеет чрезвычайно  важное значение для развития морали. Одних внутренних мотивов для  людей недостаточно, чтобы сдержать проявления их враждебных страстей и  устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный  надзор власти.

Только организация твердого правового порядка вносит в общество прочное и устойчивое замирение  различных общественных элементов. Но когда достигается эта цель более прочного внешнего замирения, создается и лучшая почва для  развития нравственных отношений. Под  охранительной сенью закона, обеспечивающего  общественный порядок, утверждаются и  упрочиваются моральные связи.

С другой стороны, запрещая и карая злые проявления человеческой воли, право имеет известное воспитательное значение: оно уничтожает необузданный произвол человеческих страстей и в  самом внутреннем мире человека оставляет  следы своего воздействия.

Вот почему так важно, чтобы  весь правовой склад общественных отношений  проникался нравственным духом, и чтобы  правовая жизнь народа протекала  в здоровой атмосфере твердого порядка  и законной справедливости.

Воздействуя на правовую жизнь  общества, мораль способствует укреплению общественного порядка [5, c. 74] Служебная  функция морали во взаимодействии с  правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и  в целом всего общественного  порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом – разрешено» в регулировании общественного порядка.

Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том  смысле, что человек должен руководствоваться  лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как  ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание  лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение.

Право и мораль имеют также  общее функциональное назначение: они  формируют эталоны и стандарты  поведения, составляющие, ценностно-нормативную  ориентацию общества.

Наиболее характерной  чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия  на общество. В процессе совместного  регулирования общественных отношений  возникает качественно новое  явление - морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные  части этого явления, не растворяясь  в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и  активно влияющую на практику.

Информация о работе Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права