Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:53, реферат
Мораль и право – важные элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, так как близки по содержанию и взаимно дополняют друг друга. Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации, так как юристы по роду своей деятельности применяют, прежде всего, правовые нормы. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих расхождений и противоречий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
Введение
1 Мораль и право: понятие, сущность и основа
1.1 Определение сущности морали
1.2 Понятие права
2 Соотношение морали и права
2.1 Общие черты между правом и моралью
2.2 Взаимодействие права и морали
2.3 Различия между правом и моралью
2.4 Противоречия между правом и моралью
Заключение
Список использованной литературы
Общие черты права и морали:
1. Принадлежат к социальным
нормам и обладают общим
2. Являются основными регуляторами поведения.
3. Имеют общую цель
— регулирование поведения
4. Базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе.
5. Выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Кроме того, и те, и другие:
- являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
- имеют общую экономическую,
социально-политическую и
- им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
- состоят из общих правил
поведения, выражающие
- имеют нормативный характер,
и в тех, и в других
- представляют собой средства
активного воздействия на
И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия.
Учитывая это, а также принимая во внимание "универсальность" морали, ее "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.
Ведь право возникает
и действует, прежде всего, в таких
сферах как отношения собственности
и политической власти. Однако они
не обособлены от морали. В тоже время,
действие права также выходит
далеко за пределы указанных отношений.
Следовательно, право и мораль не
имеют специфических предметно
или пространственно
Тесная связь права и морали, определяемая едиными сферами общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они "работают" однонаправлено, взаимно дополняя друг друга.
Общность права и морали,
порожденная едиными
Общность права и морали
(по Гегелю) определяется, прежде всего,
общностью их субстанции свободы. С
одной стороны, Гегель определяет посредством
понятия свободы
Следует подчеркнуть, что все политические отношения всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т. п.)
Таким образом, и правовая
и моральная системы
Право во всех его проявлениях – как нормативная система, движение общественных отношений, правосудие должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности. Право вовсе не претендует на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять выше нравственности [3, с. 243]. Однако, социальные схемы, отодвигающие право на задний план, делающие его чем-то второстепенным, в истории нашего общества пока ничего кроме вреда не приносили.
Правовая жизнь общества
не может развиваться вне
"Нравственное измерение"
права – неотъемлемое условие
его дальнейшего развития и
совершенствования, усиление
Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение – воздействие на поведение людей. Вместе с тем, различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой.
Общее в праве и морали обусловлено еще и тем, что их нормы всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное. Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений.
Свобода и ответственность – пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях.
Вместе с тем право
и мораль выступают как мерила
свободы индивида, определяют ее границы.
Право является формально конкретно
исторически обусловленной
«Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода» [14, с. 128].
Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.
2.2 Взаимодействие права и морали
Право взаимодействует с
моралью в регулировании
Спецификой взаимосвязи
и взаимодействия права и морали
является то, что некоторые нравственные
нормы могут превращаться в правовые,
когда они юридически оформляются
государственной властью, а правовые
нормы все в большей степени
наполняются этическим
С другой стороны, когда сталкиваемся с фактом возникновения новых юридических установок, это отнюдь не говорит о каком-то «вытеснении» морали правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют о силе нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.
Правовая система
- что нравственная основа
права, является важной
- что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.
Величайшую нравственную
ценность представляют собой основные
права человека – юридическое
выражение его свободы и
История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом.
На тесную взаимосвязь
права и морали указывают исторические
памятники права Древнего мира, средних
веков и нового времени. Об этом свидетельствует
применение морально-этических понятий
в оценке содержания законов, других
источников права. Изречение древних
«Jus est ars boni et aegui»- «право есть искусство
добра и справедливости»
Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решить, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право [11, с. 29]. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.
«Право, - так учит современная юриспруденция, - есть результат борьбы различных общественных сил – сложный продукт их взаимодействия». Отражая на себе следы этой борьбы и этого взаимодействия, оно никогда не может быть ни строго логическим, ни вполне совершенным. Стремясь к примирению различных общественных элементов, оно удовлетворяет их, насколько возможно, но никогда вполне. Отсюда вечное искание новой правды, которое не может прекратиться, как не могут исчезнуть общественные различия и разногласия.
Воздействие морали на право сказывается в самом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении к жизни.
Право имеет чрезвычайно
важное значение для развития морали.
Одних внутренних мотивов для
людей недостаточно, чтобы сдержать
проявления их враждебных страстей и
устранить возможность
Только организация твердого правового порядка вносит в общество прочное и устойчивое замирение различных общественных элементов. Но когда достигается эта цель более прочного внешнего замирения, создается и лучшая почва для развития нравственных отношений. Под охранительной сенью закона, обеспечивающего общественный порядок, утверждаются и упрочиваются моральные связи.
С другой стороны, запрещая
и карая злые проявления человеческой
воли, право имеет известное
Вот почему так важно, чтобы весь правовой склад общественных отношений проникался нравственным духом, и чтобы правовая жизнь народа протекала в здоровой атмосфере твердого порядка и законной справедливости.
Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка [5, c. 74] Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом – разрешено» в регулировании общественного порядка.
Реализацию этого принципа
нельзя понимать абсолютно, в том
смысле, что человек должен руководствоваться
лишь названным принципом. В сознании
индивида есть такие факторы, как
ответственность, совесть, честь, достоинство,
долг, которые проникают в
Право и мораль имеют также общее функциональное назначение: они формируют эталоны и стандарты поведения, составляющие, ценностно-нормативную ориентацию общества.
Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на практику.
Информация о работе Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права