Понятие «патриотизм», его сущность и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:00, реферат

Краткое описание

Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.
Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 36.83 Кб (Скачать файл)

Понятие «патриотизм», его сущность и виды

 

Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса должно стать патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Анализ различного рода справочной и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:

- «любовь к родине, привязанность  к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный  энциклопедический словарь, 2003);

- «преданность и любовь  к своему отечеству, к своему  народу» (Ожегов С. И. Словарь русского  языка, 1978);

- «нравственный и политический  принцип, социальное чувство, содержанием  которого является любовь к  отечеству, преданность ему, гордость  за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы  родины» (Философский словарь, 1987);

- «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими  действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);

- «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной  среде. С этими естественными  основаниями патриотизма как  природного чувства соединяется  его нравственное значение как  обязанности и добродетели. Ясное  сознание своих обязанностей  по отношению к отечеству и  верное их исполнение образуют  добродетель патриотизма, которая  издревле имела и религиозное  значение» (Педагогический энциклопедический  словарь, 2002);

- «чувство любви к своей  родине, к отечеству, готовность  к его защите от врагов» (Краткий  политический словарь, 1989);

- «социально-политический  и нравственный принцип, выражающий  чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);

- «эмоциональное отношение  к родине, выражающееся в готовности  служить ей и защищать ее  от врагов» (Политология: энциклопедический  словарь, 1993);

- «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности  за судьбы отечества, выражающиеся  в стремлении служить ради  своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия, 1967).

Анализ данных определений приводит к тому, что патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено, с одной стороны, различными позициями авторов, дающих определение, с другой стороны, сложностью и многогранностью самого понятия. Достаточно привести следующий пример. В педагогике «патриотизм» в недавнем прошлом употреблялся преимущественно как синоним понятию «гражданственность», что во многом являлось следствием отождествления понятий «государство» и «общество». В связи с этим возникают определенные затруднения в понимании сущности изучаемого феномена.

Для конкретизации сущности рассматриваемого явления необходимо, прежде всего, на наш взгляд, выделить объект и субъект патриотизма, его типы и их соотношение (общегосударственный, этнический и региональный патриотизм).

- Патриотизм предполагает  формирование и длительное развитие  целого комплекса позитивных  качеств. Основой его являются  духовно- нравственный и социокультурный  компоненты. Патриотизм выступает  в единстве духовности, гражданственности  и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего  свою нераздельность, неразрывность  с Отечеством, институциализирующего  их социальную роль и значимость  в деятельности, соответствующей  его интересам, получающим дальнейшее  развитие посредством сопричастности, участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе и  государстве.

- Патриотизм, единый по  своей сущности, в то же время  многообразен в своем проявлении  и осуществлении, т.е. в содержательном  плане он имеет безграничное  множество разновидностей. Широкая  палитра выражений любви к  Родине обусловлена наличием  соответствующих субъектов и  объектов патриотизма. Как общественное  явление он есть одно из  проявлений субъект-объектных отношений. До настоящего времени еще не сложилось единого общепризнанного мнения о том, что понимается под субъектом патриотизма. Некоторые авторы ставят под сомнение представление о том, что носителями патриотического сознания выступают как отдельные личности, так и коллективы, социальные группы, нации, в том числе и общество в целом (А. Яковлев, М. Кучуков, митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев), А. Голицын, И. Ильина и др.).

С нашей точки зрения, субъектом патриотизма являются не только и не столько отдельные личности, но и большие, малые и другие общности людей, о чем свидетельствует вся история человечества. Соответственно можно выделить следующие типичные субъекты патриотизма:

- личность;

- группа населения, рассмотренная  по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии, организации  и т.д.);

- классы и этносы (нации);

- народ данной страны.

Таким образом, носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней - социальные группы, классы, государство и общественные организации. Но, прежде всего, патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей. Все указанные нами субъекты не только являются носителями патриотического сознания, но и одновременно творят его как на обыденном и теоретическом, так и на уровне общественной патриотической психологии и идеологии. В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью субъектов данного общества людей. Патриотическое общественное сознание нельзя представлять как сумму, совокупность индивидуальных сознаний конкретных личностей и социальных групп, которое никаким своим качеством, помимо этой количественной характеристики, не обладает. Было бы неверно полагать, что патриотизм сводится к совокупности духовного сознания отдельных людей. Укажем, что патриотизм - явление духовно-практическое и не сводится лишь к патриотическому сознанию общества, которое хотя и вырабатывается, в конечном счете, личностями, но при этом сохраняет достаточную самостоятельность и независимость. Каждая из этих форм патриотического сознания - общественная и индивидуальная - предполагает другую и немыслима без нее, их взаимосвязь и взаимопроникновение означает их нераздельное единство. Все это в полной мере присуще и национальному сознанию.

- Анализ современной отечественной  литературы по данной теме  показывает, что нет единого мнения  и относительно объекта (объектов) патриотизма. Существует, например, точка  зрения, согласно которой объектом  патриотизма является единое  Отечество. Так, В. Нахушев утверждает, что объект патриотизма - единое  для всех народов Отечество. Тем  самым не допускается обращенность  патриотизма к структурным и  иным элементам Отечества. Эта  точка зрения фактически отрицает, что субъект патриотизма является  одновременно и его объектом, т.е. предметом воздействия соответствующих  чувств и идей. Кроме того, действия  и поступки субъектов патриотизма - это лучшее средство патриотического  воспитания, объектом которого являются  личность, социальные группы, общество.

Другой исследователь В. Макаров, противопоставляя патриотизм и коллективизм, только за последним признает обращенность к большому числу социальных общностей: семья, трудовая или учебная группа, территориальная общность. Более того, даже нации как наиболее крупной социальной общности в многонациональном государстве отказывается в праве быть объектом патриотизма. Имеют место попытки установить иерархию объектов патриотизма по их значимости.

Между тем в последнее время получили распространение попытки отождествления единого Отечества с каким-либо из его элементов. Тиражируется утверждение, что с изменением общественно-политического строя России в 1917 г. произошла «подмена» Родины, ее не стало. Так, в газетном материале, посвященном 125-летию со дня рождения И. Бунина, используется цитата писателя о России, «погибшей... в такой волшебно короткий срок». Действительно, почти 90 лет назад произошли коренные изменения в конкретно-историческом содержании Отечества, однако остались относительно неизменными его «вечные» элементы и русский народ не прекратил своего существования. Как правило, невозможно изменить какому- то одному элементу Отечества, не предавая его в целом. Неправомерно также и отождествление Отечества с одним или несколькими его элементами, даже такими важными, как политическая, экономическая и социальная среда.

Учитывая коренные изменения в нашей стране, которые произошли в процессе проводимых реформ, и различное отношение людей к ним, на сегодняшний день следует признать в качестве самостоятельных и равноправных объектов патриотизма следующие содержательно-структурные элементы Отечества:

 

 

- пространственно-территориальные  характеристики (территория государства  состоит из территорий сел, деревень, поселков, районов, городов, областей, республик и т. д.);

- основные факторы (политическая, экономическая, социальная, культурная, природная и другая среда);

- временные характеристики (его прошлое - исторические и  культурные традиции, вклад соотечественников  в мировой прогресс).

Такой подход обусловлен осознанием того, что Отечество имеет прошлое, настоящее и будущее. Поэтому субъект-объектные патриотические связи возникают и функционируют по-разному: будь то сохранение культурных памятников, гордость героизмом защитников Родины, либо же деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения - будущего страны.

- Анализ важнейших субъектов  и объектов патриотизма обеспечивает  его научную классификацию. В  многочисленных исследованиях по  данной теме осуществлялось в  основном разграничение патриотизма  по типам.

Наличие объекта патриотизма, на наш взгляд, обусловливает следующие его проявления (разновидности):

- определенный пространственно - территориальными характеристиками, включающий в себя патриотизм  по отношению к стране - российский (государственный), а также региональный (местный) патриотизм (школы, завода, города, района, области, республики);

- направленный на совершенствование  конкретной сферы (среды) Отечества - политической, экономической, социальной, культурной, природной (экологический  патриотизм) и т. д.;

- определенный временными характеристиками, например, культурно-исторический.

Данная классификация патриотизма, базирующаяся на выделении его субъекта и объекта, позволяет увидеть это многогранное социальное явление во всей полноте и органическом единстве и тем самым подтвердить, что всякое общее существует не иначе как в особенном и единичном. Поэтому и патриотизм в реальной жизни представлен как совокупность многих разновидностей. В связи с этим имеет большое научное и практическое значение их обоснованная классификация. Следует признать необходимость выдвижения на первый план общенародного содержания патриотизма; любовь к родной земле, забота о сохранении и чистоте родного языка, гордость за достижения страны в науке, культуре и технике и т.д. - всего, что составляет национально-этнический аспект этого социокультурного феномена. Помимо национально-этнического имеется также общедемократическое содержание (права и свободы человека, правовое государство и т.д.) и все это вместе определяет патриотизм как важнейший интегрирующий фактор, способный консолидировать общество. Особо отметим нацеленность патриотизма на людей, представляющих собой его субъект и объект. В этом принципиальное отличие подлинного патриотизма от патриотизма абстрактного, предполагающего стремление к благу для страны, но по сути своей безадресного. Патриотизм лишен смысла без служения державе и людям, составляющим ее жизненную основу. Патриотическая формула «земля ради земли» не имеет смысла без тех людей, которые населяют эти просторы. Это значит, что патриотизм, не ориентированный на нужды человека, - понятие мертвое, схоластическое. Следовательно, все разновидности патриотизма (в политической, экономической, социальной сферах и т.д.) направлены на улучшение жизненных условий населения, т.е. массовых его субъектов (носителей) и объектов патриотического отношения. Необоснованные изменения той или иной сферы Отечества, приводящие к ухудшению уровня жизни людей, являются антипатриотичными. И потому необходимо обратить внимание на то, что, характеризуя разновидности патриотизма, следует делать это через призму интересов и потребностей людей. Отметим, что известно немало примеров «странной» любви к России, которая сочеталась с полным безразличием, презрением и даже ненавистью к народу.

Информация о работе Понятие «патриотизм», его сущность и виды