Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:00, реферат
Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.
Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности.
Сравнительно небольшая часть работ посвящена военно- патриотическому воспитанию студентов вузов. В своих диссертационных исследованиях А.Н. Вырщиков, А.Д. Джаббаров, С.В. Домбровский, Д.Д. Ситловой, А.А. Черкасов основное внимание обращают на процесс формирования у студентов качеств, необходимых для выполнения воинского долга. Однако узкие, функциональные подходы к решению задач формирования патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга не позволяют увидеть проблему во всей сложности, многообразии ее аспектов, выявить внутреннюю зависимость ее различных сторон, в частности, соотношения патриотического и военно-патриотического. В педагогической теории и практике нередко происходит отождествление патриотического и военно-патриотического воспитания или, напротив, их чрезмерная дифференциация. Между тем, патриотическое и военно-патриотическое воспитание связаны между собой как целое и составная часть (А.А. Аронов, В.В. Артеменко, И.Ф. Выдрин, Н.М. Конжиев, А.А. Черкасов). Такое соотношение предполагает сходство и различие в целевых установках. «Если патриотическое воспитание, как совокупное целое, призвано готовить учащихся к труду и обороне, - пишет А.А. Аронов, - то военно-патриотическое воспитание, как часть совокупности, имеет четкую целевую установку - готовить именно к обороне, к защите... Отечества».
Н.М. Конжиев, возражая против резкой дифференциации и в то же время против отождествления патриотического и военно-патриотического воспитания, предлагает искать различия между ними не только в целеполагании, но и в средствах достижения целей. Поэтому, по его мнению, в военно-патриотическом воспитании необходимо рассматривать «две взаимосвязанные стороны: воспитание патриотизма и приобщение к такому социально-политическому опыту, как защита Отечества».
В целом военно-патриотическое воспитание представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у человека высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально- психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. А также это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.
Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны.
С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой нами системы. К ним, на наш взгляд, следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования патриотического мировоззрения, в процессе осуществления которой у людей, подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга.
Во-вторых, это функция формирования готовности людей, особенно молодежи, к ратному труду, защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным силам, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности.
В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества.
В-четвертых, важна функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико- нравственные духовные идеалы.
Подавляющее большинство исследователей рассматривают три основных направления в военно-патриотическом воспитании:
- воспитание патриотизма, которое зиждется на высоком образовании;
- физическая подготовка;
- военно-техническая подготовка, т.е. приобретение умений и навыков, необходимых будущему воину.
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.
Национально-патриотическое воспитание формирует чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувства гордости за свой народ.
Гражданское воспитание - это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность, которая представляет собой комплекс свойств интегративного характера, качеств личности: патриотизма, ориентаций на гуманистические нравственные ценности, понимания необходимости социального и профессионального самоопределения, чувства достоинства, социальной справедливости и ответственности, общечеловеческой солидарности, свободомыслия, культуры межличностного и межнационального общения и др.
Гражданско-патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении и современных условиях затруднена из-за несовершенства нормативно-правовой базы государства. К сожалению, не работают отдельные положения законов, затрагивающие интересы молодых. По мнению социологов, гражданско-патриотическое воспитание возможно при условии, если 80% молодежи устраивают законы, которые приняты в государстве.
Объективно сложились предпосылки для более пристального изучения и совершенствования системы патриотического воспитания, которые обусловлены следующими факторами.
- Резкое снижение военно-
- Назрела необходимость
более глубокого и
- Обострились противоречия
между огромным потенциалом
- Появились положительные
изменения в сознании россиян
по отношению к армии и флоту
в ходе преобразований в
- Необходимо улучшить
деятельность по воспитанию
- Создана законодательная
база, позволяющая реорганизовать
и улучшить прежнюю систему
подготовки молодежи к военной
службе. Речь идет о принятии
целого ряда основополагающих
государственных документов: Федерального
закона «О воинской
Отметим, что формирование у молодежи готовности к защите Отечества предполагает осуществление большой работы, проводимой с подрастающим поколением, особенно в современных условиях. Это подтверждается наличием целого ряда объективно действующих факторов - социально-политических, духовных, военно-технических. Несомненно, что деятельность по усилению военно-патриотической работы среди молодежи сегодня должна гораздо больше, чем раньше, учитывать местные, региональные особенности, а также используемые силы и средства.
Информация о работе Понятие «патриотизм», его сущность и виды