Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:00, реферат
Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.
Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности.
- На сегодняшний день
в Российской Федерации
Бескрайние просторы Руси во все времена нуждались в надежной государственной защите от внешней опасности.
В час беды для Отечества россиянин готов был играть роль колесика и винтика в защитном государственном механизме. Такую роль, например, выполняли дворяне и крепостные крестьяне в 1812 г., когда все социальные слои общества вместе поднимали «дубину народной войны». Одна из причин этого заключается в том, что патриотизм есть явление наиболее древнее, а в период смертельной опасности для страны - и более прочное в сравнении с иными явлениями общественной жизни. Для русского национального характера свойственно стремление к сильному государству, отвечающему чувству патриотизма: государству передовой науки, культуры и техники; государству, которое гарантирует защиту многомиллионному народу и т.д.
Казалось бы, весь исторический опыт России свидетельствует о значимости державного (государственного) патриотизма. Однако некоторые наши современники придерживаются иной точки зрения. Попытки умалить значение общегосударственного патриотизма достаточно распространены на сегодняшний день. Главный аргумент сторонников такой позиции в том, что патриотизм - это чувство любви к Родине, которое присуще всякому нормальному человеку, но при этом не выставляемое напоказ. Однако любовь к Родине, пусть даже не выставляемая напоказ, должна включать в себя и готовность постоять за интересы державы, в противном случае это будет уже искажение патриотизма (исходя из его определения). Противопоставляя свою любовь к Родине, присущую всякому нормальному человеку, и государственный патриотизм, некоторые авторы тем самым пытаются усомниться в нормальности человека, исповедывающего любовь к стране. Указывая на недопустимость отождествления Родины с государством, они при этом нигилистически относятся к государственной составляющей Отечества, что, разумеется, недопустимо для патриота, который является таковым не только на словах, но и на деле.
Широко известно отношение к воспитанию любви к своей стране в США, по существу подтверждающее то, что патриотизм - общечеловеческая ценность. Следует многое сделать, чтобы сформировать у россиян уважительное отношение к государственному флагу и гимну, гордость за свою страну, которые присущи американцам. Не случайно в одном из обращений к нации президент США Б. Клинтон в качестве высших ценностей назвал Всевышнего, Родину, семью. Не только США, но и многие другие страны давно уже культивируют патриотизм, верность государственным интересам. И. Ильин, философ начала XX века, так определял формулу истинного патриотического гражданства: «Мое дело есть дело моей родины и моего государства; так что, с одной стороны, все вредное моей родине и моему государству не может стать моим делом; а с другой стороны, дело моего народа и моего государства мне настолько близко и важно, как если бы они касались меня самого и моей судьбы». Для выхода нашей страны, как утверждают многое ученые, из всеобъемлющего кризиса необходимо выдвинуть и реализовать лозунг сохранения и укрепления российской государственности, выражающей интересы народа. Отмечая значимость державного (государственного) патриотизма, следует указать и на необходимость дальнейшей теоретической проработки данного понятия. Это объясняется тем, что в него может вкладываться различное содержание, либо же, наоборот, абстрактный смысл. То есть данная проблема нуждается в специальном исследовании. Мы же лишь выскажемся о том, что державный (государственный) патриотизм нами определяется как патриотизм по отношению к Родине, к государству. Подчеркивая важную роль государственного патриотизма, нельзя ее абсолютизировать. Патриотизм подлинный, не имеющий ничего общего с декларативным, проистекает из глубокого чувства любви к своему Отечеству, его историческому прошлому, традициям, культуре, к историческим корням и деяниям предков. Гордость поступками и вещами, имеющими непреходящее значение, а не показная приверженность элементам быта, обычаев, фольклора и т.д., - именно так следует рассматривать культурно-исторический патриотизм, тесно связанный с государственным. Он обращен ко всему лучшему в прошлом Отечества. Обусловленный его временными характеристиками, культурно-исторический патриотизм имеет свои объекты в более чем тысячелетнем пути развития России. Остается лишь обратить внимание на следующие моменты. История нашего Отечества искажается и с точки зрения высказывавшихся сомнений относительно «полноценности» русской нации, ее вклада в достижение мировой цивилизации. Наиболее убедительно опровергает эти измышления вклад наших соотечественников в мировую культуру. Имеется огромное поле деятельности для людей, исповедующих культурно-исторический патриотизм. Невозможно назвать ни одной области культуры, которая не была бы представлена громким русским именем. Очень важно сегодня показывать наши духовные корни, заложенные в былинах, летописях, преданиях, иконописи. Необходимо приветствовать и возвращение имен деятелей культуры, которые замалчивались по идеологическим причинам. Нужно знать и историю быта нашего народа, детали этнографического порядка. Важно только, чтобы эта работа не сводилась к чрезмерному увлечению национальной самобытностью и не привела к консервированию любых традиций в истории культуры народа. Иначе такой специфический вид патриотизма может превратиться в его деформацию.
Следует подчеркнуть, что с помощью данного вида патриотизма наиболее полно раскрываются его консолидирующая и воспитательная функции. У нас единая история, которая должна объединять, а не разъединять людей по каким-либо мотивам. Подлинный патриотизм имеет глубокие исторические корни, питается традициями и культурой прошлого. Приступая к характеристике территориального аспекта патриотизма, необходимо зафиксировать понятие территории в двух смыслах:
- родной край (физические свойства местности, географические и климатические особенности и т. д.);
- территория как признак
государства, в этом смысле понятие
территории шире понимания ее
в качестве родного края, так
как здесь она выступает как
средство социальной связи
Патриотизм, обусловленный пространственными характеристиками, в соответствии с которым мы и определяем державный (государственный), патриотизм, имеет и иной уровень. Территория государств состоит из регионов, являющихся самостоятельными объектами патриотизма, и соответственно им адресован региональный (местный) патриотизм. Национально- территориальное устройство России свидетельствует о наличии многочисленных субъектов федерации, которые взаимосвязаны друг с другом и субординированы в определенном порядке. Различают территории, руководимые органами государственной власти - республики, края, области, автономные округа и область, с другой стороны - органами местного самоуправления - районы, города, поселки и т.д. То есть существуют различные уровни конкретного патриотического отношения человека к своей Родине. В связи с этим считаем (в этом смысле мы разделяем точку зрения ряда исследователей) правомерным включение в научный аппарат термина «местный патриотизм». Патриотизм к стране может вырастать из любви к родным местам, и наоборот, любовь к Отечеству находит свое воплощение в местном патриотизме.
Сущность патриотизма, а следовательно, отличие от различного рода псевдопатриотизмов местного уровня, заключается в том, что, проявляя патриотизм по отношению к родной школе, деревне или области, мы тем самым проявляем патриотизм по отношению ко всей стране. Русский философ В. Соловьев отмечал: «Привязанность к местной Родине так же мало препятствует патриотизму, то есть преданности общему Отечеству, как в правильной семье любовь к матери не мешает и не соперничает с любовью к отцу...». Иного, безадресного патриотизма быть не может, ибо он направлен на конкретные объекты. Большое значение имеет осознание этого каждым человеком. То есть патриотическая деятельность, пусть даже скромная по своим масштабам, практически более значима и весома, чем иные заявления о своем патриотизме, не подкрепленные делами. При этом происходит диалектический процесс взаимоперехода терминов: «патриот большой Родины», «патриот малой Родины», «патриот большой и малой Родины».
Таким образом, следует подчеркнуть, что любовь к малой Родине носит не только эмоциональный, но прежде всего практический характер, крайне необходимый для возрождения всей страны, от которого зависит благополучие России. Нацеливая людей на необходимость проявления местного (регионального) патриотизма, важно не допустить возможности его перехода в свою противоположность. Антиподами местного патриотизма являются местничество, региональный эгоизм, корпоративный патриотизм и др. Источником их проявления служит противопоставление местных, своих и общегосударственных интересов и нужд. Особенно остро такие процессы протекали в нашей стране в последнее десятилетие XX века. Не раскрывая экономических, политических, социальных и иных причин данного явления, отметим, что указанные негативные тенденции далеко еще не преодолены. Разумеется, местный (региональный) патриотизм не имеет ничего общего с местничеством как разновидностью деформированного национализма. Сложнее отличить подлинный патриотизм, органически включающий в себя любовь к малой Родине, от мнимого патриотизма, который такой любовью и ограничивается.
Философской основой проповеди сепаратизма является извращение диалектики части и целого. Исторический же опыт свидетельствует о том, что процветающие регионы могут быть только в процветающей стране. Недопустимо вести речь о малой Родине в отрыве ее от большой Родины. Особенно неприемлем такой подход в понимании патриотизма для военнослужащих, призванных защищать единое Отечество.
В государственном и местном патриотизме следует подчеркнуть территориальный аспект. Почитание земли предков является одним из исторически древних феноменов патриотизма. Именно в этом смысле можно утверждать о зарождении предпосылок патриотизма еще до появления его объектов - обособленных отечеств. Многие исследователи отмечают, что у древних народов наиболее отчетливо понимание Родины связывалось с родовыми усыпальницами. Отвечая на вопрос, как человек должен относиться к своей земле, Н. Бердяев писал: «Образ родной земли не есть только образ матери, это также образ невесты и жены... и образ дитяти. Без любви к своей земле человек бессилен что-либо сотворить, бессилен овладеть землей».
Чувство Родины у каждого человека начинается с памяти детства о своем доме, дворике, городе или селе. То есть любовь к родной земле зарождается у истинного патриота в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Территория, с которой связана история народа, и уголок родной земли, где вырос каждый из нас, тесно взаимосвязаны и являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Правильно развитые чувства земли предков должны способствовать нашему восприятию всей территории страны в ее единстве. Действительно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет собственную территорию, но все они вместе образуют единую территорию страны. Важно понимать значение такого вопроса, как неразделенность Родины, ее целостность, исторические, законные права на территорию.
Перечисленные основные положения, которые касаются сущности патриотизма, его объекта и субъекта, типов, являются значимыми в плане обоснования философской и научно-методической основы проводимой нами военно-патриотической подготовки офицеров запаса, поскольку позволяют 1) четко определиться с сущностью, целями и задачами данной работы; 2) обосновать содержание военно-патриотической подготовки офицеров запаса; 3) влиять на выделение структурных компонентов подготовки.
Суммируя все вышеизложенное по проблеме сущности и типов патриотизма, мы можем сделать вывод о том, что необходимо понимать под содержанием патриотического воспитания. Это воспитание патриотических чувств, забота об интересах нашей страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Отчизне в период военных испытаний, гордость за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
Выделяют следующие виды патриотического воспитания:
- военно-патриотическое
- героико-патриотическое воспитание;
- национально-патриотическое воспитание;
- гражданское воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание.
Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия.
Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за русское оружие; уважение к военной истории; стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. В настоящее время, на наш взгляд, это направление особенно актуально в силу тенденций падения престижа военных профессий, нежелания многих молодых людей служить в армии, пересмотра истории страны и, в частности, военно-исторических фактов и места в них отдельных личностей. Поле деятельности педагогов и воспитателей в направлении военно-патриотического воспитания огромно, а роль не переоценима.
Проблемами военно-патриотического воспитания занимаются историки, педагоги, психологи, юристы, философы, экономисты, представители социально-политических дисциплин, а также многие специалисты других отраслей научных знаний. Общий объект исследуется с позиций предмета и метода данной конкретной теоретической системы познания явлений действительности.
Как мы уже отмечали во введении, проблема патриотического и военно-патриотического воспитания нашла глубокое отражение в исследованиях В.П. Александровской, А.А. Аронова, В.В. Артеменко, В.А. Безродного, В.Н. Волкова, А.Н. Вырщикова и других. О морально-политических и психологических аспектах подготовки молодежи к службе в армии говорят в своих работах А.Г. Базанов, А.В. Барабанщиков, JI.A. Бублик, И.Ф. Выдрин, В.Д. Кулаков и некоторые другие. В конце XX века в связи с изменениями условий развития общества проблема формирования готовности молодежи к службе в армии получила иную трактовку, обусловленную поисками новой педагогической парадигмы (Н.М. Конжиев, А.Н. Вырщиков).
Информация о работе Понятие «патриотизм», его сущность и виды