Развитие Этики в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:33, реферат

Краткое описание

Классическое Рабство в его наиболее зрелых формах существовало далеко не везде. Гораздо большее распространение имело медленное и постепенное разложение родового общества, его расслоение и социальная дифференциация по сферам деятельности, власти, собственности правам и обязанностям, своему социальному статусу.В результате расслоения родового общества в нем выделялась родоплеменная знать, захватывающая все больше общинной собственности и распространяющая свою власть на определенную территорию и населяющих ее людей.

Содержание

Нравственность в феодальном обществе.
Мораль раннефеодального общества (V- IX вв.)
Западноевропейская этика (XI- XIV вв.)
Мыслители Средневековья
Августин Блаженный

Этика Фомы Аквинского

Мейстар Экхарт

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственность в феодальном обществе.docx

— 75.30 Кб (Скачать файл)

Морально-этические правила  составляют главное содержание любой религиозной философии, тем более в эпоху Средневековья. Но в христианских философских представлениях предшествующего периода моральные максимы черпались в Священном Писании и осмысливались в аскетическо-мистическом плане. У Фомы появляется рациональная нравственная доктрина, которая стала систематическим учением, где этические принципы переливаются в социально-политическое учение.

 

 

Фома различает три  типа законов: вечный закон, естественный и человеческий. Помимо и поверх всего — божественный закон, откровение. Вечный закон — это рациональный план Бога, универсальный порядок вещей, ведомых через этот порядок к назначенной цели. Этот план Провидения знаком лишь Богу и блаженным святым. Впрочем, частично в вечном плане бытия участвует и человек как существо рациональное. Такое участие человека в вечном и есть закон натуральный. Люди, согласно этому закону, будучи рациональными, следуют или должны следовать его сути: «Делай добро и избегай зла». Благо для любого существа — самосохранение. Благо для любого человека означает следовать предписаниям собственной природы: союз мужчины и женщины, воспитание детей — все это благо, ибо соответствует природе анимального. Но как рациональному существу человеку предписано жить в сообществе и стремиться к познанию истины. Фома придерживается скорее формы, внутри которой человек проявляет себя как волящее и естественное существо, и эта форма — рациональность, в рамках которой естественно все, к чему его побуждает действовать разум.

 

Мейстар Экхарт

 

Иоганн Экхарт (мейстар Экхарт, т. е. мастер Экхарт) (1260—1327) — знаменитый немецкий богослов мистического толка, известный своими проповедями и рассуждениями на моральные темы. Одна из главных идей Экхарта заключается в том, что человек должен отказаться от самого себя ради любви к Богу. Отказываясь от себя, человек обретает себя, так же как его душа обретает полную и независимую свободу, достигая своей чистой сущности. Это и есть высшая добродетель. А высшая ступень высшей добродетели зовется нищетой, ибо тот, кто достиг этого совершенства, ничего не знает, ничего не может, ничем не владеет. Возвратившись к Богу, душа растворяется в себе самой, утрачивая чувства зависимости отчего-либо. Отсюда, по Экхарту, следует, что все нравственные предписания вторичны и тщетны. Молитва, вера, благодать, таинства остаются только предварительной подготовкой и средствами, чтобы достичь еще более обширного видения.

Есть два рода нищеты: одна внешняя, и она, согласно Эк- харту, очень хороша и похвальна в человеке, который принимает ее добровольно из-за любви к Богу. Но есть еще нищета внутренняя, и лишь к ней относятся слова Христа: блаженны нищие духом. Можно сказать, что тот человек нищ, который не находит удовлетворения ни в чем. «Но мы скажем еще лучше, мы понимаем нищету в смысле еще более высоком: тот нищ, кто ничего не хочет, ничего не знает и ничего не имеет»1.

Человек должен отрешиться от всякого желания, всякого познания, любых претензий, он должен жить так, как будто вовсе не жил ни для  себя самого, ни для правды, ни для  Бога. Отрешенность — самое лучшее качество человека. Отрешенность от богатства, от вещей, от притязаний на большой ум, от власти, от желаний. Отрешенность очищает душу, проясняет совесть, зажигает сердце и пробуждает дух. Она, по Эк- харту, превосходит все добродетели, ибо отделяет нас от всего сотворенного и соединяет с Творцом. Ибо отделенная от Бога любовь — как вода в огне, а единая любовь — как соты, полные меда. «Оставайся отрешенным от всех людей, пусть никакое воспринятое впечатление не волнует тебя, освободись от всего, что может иметь чуждое воздействие на твое существо, что может привязать тебя к земному и принести тебе горе, и обращай непрестанно твою душу на целительное созерцание, в котором ты несешь Бога в сердце своем, как вечную цель, от которой твои глаза не отвращаются никогда! А другие упражнения, которые бывают: пост, бдение и молитва, все направь к той же цели, и пользуйся ими только поскольку они помогают тебе в этом; так достигнешь ты вер- шины совершенства»2.

 

И еще одним обязательным условием является страдание — быстрейший конь, который доставит человека к совершенству. Страдание горько как желчь, нет ничего горше страдания, и нет ничего слаще, чем пройденное страдание. Страдание учит смирению — главному основанию, на котором покоится совершенство. Только тот, чья природа влачится в унижении и покорности, возносится к высочайшим вершинам божества.

В 1325 г. на собор в Венеции  поступил донос на Экхарта, что он своими проповедями может привести слушателей к ереси. Экхарт был вызван на суд инквизиции, никаких обвинений не признал и даже сказал, что считает ниже своего достоинства отвечать на них. Решения своего дела он так и не дождался. Только через два года после смерти появилась папская булла, признающая 26 положений учения Экхарта еретическими.

 

 

Заключение

 Звено к звену выковывалась  деятелями римско - католической церкви система теологии, в которой существенное место отводилось религиозной этике. Важнейшими этапами на этом пути были религиозно- этические концепции Августина ( V в. ) и Фомы Аквинского ( XIII в. ). В результате сложилась система, подчинявшая разум и волю человека божетсвенному предопределению и провидению. Образцом нравственного поведения объявлялся святой, отрекшийся от мирских забот и неукоснительно следующий заповедям Христа. Целью жизни провозглашалось стремление к спасению, чтоб душа после смерти тела получила успокоение в раю, в вечном лицезрении Бога. Поскольку в конечно счете спасение души зависит от божественного произвола, христианин должен следовать предначертаниям бога со смирением, глубокой верой и не утрачивать надежду на спасение.Массовое воздействие католической церкви на мирян, еще недавних язычников, опиралось на любовь к Богу и на страх божий перед неисповедимостью его путей. Взаимодействие некоторых норм морали, восходивших к поздним этапам разложения родового строя, с религиозно- католическими нормами образовывало противоречивое единство. В практических формах и способах воздействия на верующего церковные установления искали опору в привычных, веками складывавшихся правилах.

 Пессимистическая модель мира  и человека со времени Августина  делала акцент на противопоставление  града небесного граду земному,  души- телу, в конечном счете обесценивала земное, превращая его в греховное, плотское. Показательно отношение церкви к женщине: она объявлялась «сосудом дьявола», воплощением всяческих соблазнов, ведущих в пучину греха. В соответствии с августиновским  делением всех благ человеческой жизни на те, «которые следует любить и наслаждаться ( frui ), и на те, которыми нужно только пользоваться ( uti )», женщина оказывалась относящейся к земным, не достойным любви, но лишь полезным благам.

 Вопреки религиозно - этической  догме в светской литературе  в эпоху зрелого средневековья  ( XII- XIV вв. ) сформировались иные нравственно этические оценки мира и роли женщины в жизни общества. Ф. Энгельс, характеризуя возникновение рыцарской половой любви как вжный шаг в гуманизации отношений между мужчиной и женщиной, отметил и ее ограниченность: «От этой любви, стремящейся к разрушению брака, до любви, которая должна стать его основой, лежит еще далекий путь, который рыцарство так и не прошло до конца».

 Возникновение половой любви  не просто «бунт человеческих  чувств, потребовавших своей доли  в безличном сословном мире».  Она возникла в атмосфере феодальной, придворной жизни и была связана  с изменением оценки «настоящего  рыцаря», который наряду с традиционной  доблестью должен был обладать изящными светскими манерами, соблюдать во всем «меру», быть причастным к искусству и почитать прекрасных дам, являя собой образец придворного вежества, именуемого куртуазией. Однако при всех обстоятельствах любовь была выражением личного чувства, она расшатывала сословные преграды, противостояла религиозно- этической концепции «греховности плотского вожделения». Воспевая прекрасную даму, трубадуры и миннезингеры ставили ее на равне с ангелами и девой Марией: «Любовь не грех, а добродетель, в силу которой дурные люди становятся хорошими, а хорошие совершенными».

 В знаменитых рыцарских романах- «Тристане и Изольде» и романе Кретьена де Труа ( ок. 1130- ок. 1191 ) «Клижес»- женщина с большей энергией борется за свою любовь, чем мужчина. Фенисса, героиня романа «Клижес», не только отрицает своими поступками религиозно- этическую форму брака, обрекающего женщину на пассивно- подчиненное положение, но принадлежит и любовнику, и мужу. Она произносит слова, ставшие афоризмом: «Чье сердце, того и тело»,- утверждая единственность подлинность любви и неразрывность духовного и чувственного. Оценивая нравственную позицию Кретьена де Труа, известная современная исследовательница его творчества Симона Галльен подчеркивает: «Вместо частичной свободы поэт требует для женщины полной свободы, и закон, на котором непрерывно настаивает Фенисса, говорит о ее требовании полной чистоты». В нравственном идеале любви Кретьен де Труа опередил свое время. Развитие человеческого чувства способствовало раскрепощению воли и разума человека. Любовь Абелара и Элоизы была не только трагичной, но и отличалась чувством собственног достоинства. В ней, как и во всей жизни и творчестве Абеляра, обнаружилось сопротивление духовному диктату церкви.

 В эпоху зрелого средневековья  определилась непримиримость, противостояние  в сфере этики ( как сфере философии ) линии Августина и линии Абеляра, как борьбы свободомыслия против религиозной ортодоксии. Смысл этой борьбы в раскрепощении воли и разума человека. От первых, осторожных, не порывающих с авторитетом бога шагов до решительной спекуляции морали.Насколько труден этот путь, доказывает гениальное творение Данте Алигьери ( 1265- 1321 ) «Божественная комедия». С одной стороны, Данте, казалось бы, следовал религиозно - этической концепции и с необыкновенной силой изобразил в своем «Видении» все круги ада, чистилища и рая. Сами апостолы допрашивают Данте относительно высших добродетелей- веры, надежды и любви. Обращение к столпам христианства нужно Данте для того, чтобы со всей беспощадностью обличителя обрушиться на современную римско - католическую церковь, показать всю низость нравственного падения римских первосвященников, представить церковь в виде блудницы, подобно тому как в Откровении Иоанна была представлена Римская империя.

Парадоксальность и противоречивость взглядов Данте проявились в том, что устами Фомы он прославил непримиримого  противника религиозно - этической  концепции- Сигера, находящегося в раю  вместе с Фомой.В своей обращенности к будущему, в глубокой убежденности в том, что зло преходящее, а подлинная справедливость и правда восторжествуют, Данте выступал предтечей нвой исторической эпохи- эпохи Возрождения:

Залит проклятым ядом целый  свет;

 Молчит, объятый страхом,  люд смиренный,

 Но ты, любви огонь,  небесный свет,

 Вели восстать безвинно  убиенным,

 Подъемли Правду, без  которой нет

 И быть не может  мира во вселенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Губин В. Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: Учеб. Пособие.- М.: Изд-во МПСИ

Гуревич П.С. Философия: Учеб.для психологов.- М.: Изд-во МПСИ

Зеленкова И. Л. Этика: Хрестоматия.- М.,2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Нравственность в феодальном обществе.

Мораль раннефеодального общества (V- IX вв.)

Западноевропейская этика (XI- XIV вв.)

Мыслители  Средневековья

      • Августин Блаженный

 

      • Этика Фомы Аквинского

 

      • Мейстар Экхарт

 

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОУ ВПО «Московский  психолого-социальный институт»

Факультет психологии

 

 

 

 

 

Реферат

По этике на тему:

«Развитие Этики в средние  века».

 

 

 

 

 

 

Студентка:                группа ПЗВ-210 ИсаеваТатьяна

преподователь:К.Ф.Н.,доц. Малькова Татьяна Павловна

 

 

москва

2012

 

 


Информация о работе Развитие Этики в средние века