Система и источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Система права социального обеспечения – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, объединенных в единое целое, образуют соответствующие правовые институты.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

4) Цель  предоставления обеспечения

В настоящее  время финансирование социального  обеспечения происходит за счет специальных  фондов, средств государственного бюджета, 9республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Предоставляя  гражданам тот или иной вид  обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно  подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

При формировании понятия социального  обеспечения необходимо учитывать  также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение  социальных приоритетов неизбежно  влечет за собой и изменения в  содержании понятия социального  обеспечения. Так, например, социальная политика СССР 70-80-х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому  социальное обеспечение в тот  период предусматривало выплату  пособий многодетным матерям.

Социальная  политика современного Российского  государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных  актах, ратифицированных нашей страной. СССР 10(правопреемником которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.).

Процесс формирования современной российской государственной системы социального  обеспечения происходит на основе учета  указанных основных положений международных  норм. В развитие этого Конституция  Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует  понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств  госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с  целью выравнивания социального  положения этих граждан по сравнению  с остальными членами общества.

Исходя  из этого определения к системе  социального обеспечения современной  России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия события как 11одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

5. Система  права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права  под системой правовой отрасли принято  понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, пединституты.

Право социального обеспечения, как и  любая правовая отрасль, делится  на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформулирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т.д. Так, до недавнего времени право на пенсию неразрывно увязывали с наличием трудового стажа. В настоящее время государство предоставило возможность получать пенсию и без такового (социальные пенсии).

12К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся  следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская  помощь и лечение, льготы по системе  социального обеспечения.

Каждый  из указанных институтов делится  на пединституты. Так, институт пенсий делится на пединституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа  — на пединституты в зависимости  от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую  часть науки включаются такие  институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники  прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

 

 

 

 

 

 

13Глава 3. Система права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения -- это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права

(схема  2). Социальное обеспечение можно  разделить на общую, особенную  и специальную части.

В соответствии с положениями теории права общая  часть охватывает положения и  нормы, регулирующие все отношения  по социальному обеспечению, и состоит  из общих правовых институтов, нормы  которых в концентрированном  виде отражают специфику данной отрасли  права и являются основополагающими  для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

· понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

· принципы права социального обеспечения;

· источники  права социального обеспечения;

14· правоотношения по социальному обеспечению;

· история  отечественного законодательства о  социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре  Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны  и разнообразны. Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько  институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

· по старости;

· инвалидности;

· за выслугу лет;

· по случаю потери кормильца;

· социальные.

15В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

· стаж;

· пособия;

· социальное обслуживание;

· медицинская  помощь;

· социальные льготы; и т.д.

Каждый  из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и  страхового стажа.

В системе  права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Следует также отметить, что большинство  норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно -- на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие  не только предмета и метода правового  регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.

16Глава 4. Источники права социального обеспечения.

Понятие источников права социального обеспечения и их классификация.

Источники ПСО – различные Нормативно правовые акты, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет.

Группы:

1-Нормы  Международных актов

2-Законы  РФ

3-Подзаконные  НПА, среди которых определенное место занимают указы Президента

4-Постановления  Правительства РФ

 

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:

по  степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе;

по  сфере их действия;

по  органам, принявшим нормативный  правовой акт;

по  форме акта;

по  правовым институтам;

по  источникам финансирования;

по  содержанию нормативных правовых актов.

Среди перечисленных выше классификаций  наибольшее практическое значение имеет  классификация источников права  социального обеспечения по их юридической  силе и по органам, которые их принимают.

По  степени важности и субординации источники делятся на законы и  подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической  силой и им придают приоритет  по сравнению с любыми другими  нормативными правовыми актами. Это  объясняется тем, что законы принимаются  высшим законодательным 17(представительным) органом власти РФ и ее субъектов. Законы, в свою очередь, делятся на виды. Особое место среди них занимает основной закон государства, который называется Конституцией. Конституция Российской Федерации является базой для всего текущего законодательства в России. Действующая Конституция РФ примята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Информация о работе Система и источники права социального обеспечения