Служебный этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 06:36, контрольная работа

Краткое описание

Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Служебный этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особен¬ное к общему. Служебный этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения руководителя.

Содержание

Введение
1. Этикет и деловой этикет
2. Принципы служебного этикета
3. Общение руководителя с подчиненными
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Деловой этикет. Тема служебный этикет.docx

— 39.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

1. Этикет и деловой  этикет

4

2. Принципы служебного этикета

7

3. Общение руководителя с подчиненными

10

Заключение

16

Список использованной литературы

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Служебный этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему. Служебный этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения руководителя.

Служебный этикет — это общепринятые (или декларативно установленые) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это система норм и атрибутов делового этикета, присущая конкретной организации: требования к эстетизации внутренней среды организации, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации.

Служебный этикет должен, с одной стороны, обеспечивать нормативную регуляцию процесса общения неравных по социальному статусу партнеров путем выравнивания их позиций, но не в социальном, а только в коммуникативном плане. С другой — сохранять и поддерживать определенное «неравенство» партнеров, имеющих различный служебный статус, для обеспечения надлежащей субординации и дисциплины.

Служебный этикет - это совокупность целесообразных правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности. 
Не секрет, что на работе каждый человек является объектом внимания коллег, клиентов, которые обращают внимание на ее приветствие, умение спрашивать, слушать, проявлять уважение к другим и т.п.. "В любом мелком, даже незначительном, неприметном поступке уже оказывается наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и движется иначе, чем умный человек," - писал Ж. де Лабрюйер .

1. Этикет и деловой этикет

 

Вопрос - "Что такое этикет?", интересует очень многих людей, которые хотят идти в ногу со временем и если даже не знать, то хотя бы понимать, что же значат эти слова. Данный ресурс как раз и посвящен подробному раскрытию данных терминов и в помощь всем, кто хочет знать, как вести себя в той или иной ситуации.

Жизнь человека протекает в его постоянном взаимодействии, общении с другими людьми. Для того, чтобы контакты не приводили к конфликтам, не нарушали социального равновесия, чтобы повседневное общение было гармоничным, приятным и полезным, с древних времен вырабатывались правила этикета. Что такое этикет?

Этикет - это установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние, проявления человеческих отношений.

Термин «этикет» появился в XVIII веке. Но своды правил создавались еще в Древнем Египте: около 2350 г. до н. э. Здесь была написана книга, называвшаяся «Инструкция по поведению».

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (Кун-цзы) (551- 479 г. до н. э.), основатель самого влиятельного из древнекитайских философско-религиозных течений - конфуцианства - отводил этикету (ли) особую роль. Ли-этикет, по мнению Конфуция, должен был формировать гармоничные отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях. Понятие «ли- этикет» весьма близко к значению современного европейского термина «этикет». Ли-этикет, помимо многого другого, - это норма поведения в семье, правила отношений подданных и государя.

Обходительность, «красивое поведение» высоко ценились в античном мире. Как писал Аристотель, обходительность бывает трех родов: «Первый род — в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй, - когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности, - когда бывают гостеприимными застольниками».

Примером обходительности служило поведение Юлия Цезаря: «... когда у кого-то на обеде было подано старое масло вместо свежего и остальные гости от него отказались, он один брал его даже больше обычного, чтобы не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости».

Дворянскому этикету старались следовать купцы, зажиточные мещане, и это нередко приобретало нелепые, уродливые формы.

Доведенные до абсурда манеры парижского и лондонского высшего света увеличивали пропасть между состоятельными слоями общества и неимущими. Ненависть эксплуатируемого большинства к эксплуатирующему меньшинству, события 1917 года и первых послереволюционных лет привели к так называемому этикетному нигилизму. За ликвидацией дворянства и буржуазии как социальных групп последовало искоренение норм этикета, принявшее формы не менее нелепые, чем многие требования этого этикета. Так, например, в 20-е годы рукопожатие объявили переносчиком инфекции, а девушки считали себя оскорбленными, если им подавали пальто.

Постепенно, по мере затухания непримиримой классовой борьбы и повышения материального благополучия наших людей, классические нормы этикета стали возвращаться в жизнь.

В последние годы, в связи с формированием рыночных отношений, а значит, и появлением снова класса богатых, становятся актуальными светские манеры, знание элементарных основ этикета, тонкости ведения беседы, сервировки, правильного размещения за обеденным столом и в автомобилях и т. д. Но не только в этом дело.

Этикет свободный от крайностей и устаревших формальностей, не усложняет, а упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных категориях как вежливость, тактичность, корректность, порядочность. Таким образом, усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта (умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и настроения других людей), приучает сохранять собственное достоинство и уважать окружающих даже в сложных, конфликтных ситуациях.

Неотъемлемой составляющей этикета является порядочность. Этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных поступков — таких как мелкое жульничество или воровство, клевета, кляузничество.

Владение правилами этикета устраняет скованность, позволяет не обидеть делового партнера неловким словом или действием, и вместе с тем не уронить собственное достоинство и престиж фирмы. Усвоение стереотипов поведения, предлагаемых этикетом, дает возможность установить благоприятный психологический климат делового общения, что делает бизнес и успешным, и приятным.

В настоящее время украинские предприятия и организации интегрируются в экономическую, политическую и культурную жизнь Европы, развиваются связи с деловыми и политическими кругами других регионов планеты. Общение с представителями других государств требует особого внимания к этикету, неукоснительного соблюдения его специальных правил и соблюдения делового имиджа. Плодотворные, взаимовыгодные отношения между государствами основываются на принципах уважения суверенитета; равенства; территориальной целостности; невмешательство во внутренние дела.

Деловой этикет – это правила поведения в обществе. А так же  эталон делового общения, установленных правил деловой этики, соблюдение которых на заключающем этапе способствуют лучшему взаимопониманию, установлению нормальных деловых отношений в коллективе, а исходя из всего этого и процветанию и стабильности любого дела.

В современном обществе владение деловым этикетом в большинстве случаев положительно сказывается на успешности предпринимателя, а соблюдение этики только сильнее подчеркивает имидж профессионала в глазах партнеров по бизнесу. При общении с зарубежными партнерами, вы просто обязаны знать правила этикета и их стран, иначе неверный шаг в разговоре или при встрече может обернуться значительными потерями в бизнесе.

 

2. Принципы служебного этикета

 

Руководители ведущих организаций обращают особое внимание на вопросы делового общения.

Одной из функций служебного этикета является сближение людей с разными социальными статусами, улучшения их взаимопонимания и взаимоуважения. Этикет сегодня — это, прежде всего средство общения, средство регуляции взаимоотношений общающихся людей. Можно привести такую аналогию: без знания норм и правил служебного этикета организации человек похож на водителя, который оказался за рулем и выехал на улицу, не зная правил. Организационное поведение в современных условиях рождает новые ситуации общения, вносит новые этикетные требования. Запомнить их все невозможно. Жизнь намного сложнее, чем правила, и в ней случаются такие ситуации, которые довольно трудно предвидеть даже в самом своде правил этикета. Возможно, на сегодня важнее не выучить правила, а понять «дух», сущность и содержание этикета, то есть усвоить основные принципы. Можно выделить несколько таких принципов служебного этикета, которые чрезвычайно важны для должностных лиц и работников организаций.

Первый — это принцип гуманизма, человечности, который воплощается непосредственно в нравственных требованиях к культуре взаимоотношений: Вежливость; Тактичность; Скромность; Точность.

Вежливость - форма взаимоотношений между людьми, сущность которых — доброжелательность, желание добра другому человеку. Вежливость имеет такие проявления, как внимательное отношение, готовность предоставить услуги другому человеку. Доброе отношение к людям — это главная основа нравственности служебного этикета современной организации.

Тактичность. В латинском языке слово «такт» означало ощупь, чувства. Это то чувство меры, которое подсказывает человеку в определенной конкретной ситуации предусмотрительно не замечать ошибок и недостатков другого человека, не делать ей замечаний в присутствии других лиц, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в невыгодное положение.

Скромность - умение соотнести самооценку с мнениями людей, которые нас окружают, не переоценивать себя, не подчеркивать свою значимость и не афишировать своих преимуществ, уметь при этом сдерживать себя. Настоящая скромность не имеет ничего общего со скованностью, закомплексованностью. Все это — проявления комплекса застенчивости, возникающие в случае недостаточного владения навыками свободного культурного общения. Лицо не знает, как начать разговор с другими, о чем говорить, боится что-то нарушить или сделать не так, как надо.

Точность - умение ценить свое слово, выполнять то, что было обещано, своевременно приходить, не опаздывать.

Существуют разные стороны или оттенки вежливости: Корректность; Почтительность, учтивость; Любезность; Деликатность.

Корректность - подчеркнуто официальное, преимущественно служебная и несколько суховатая, холодная вежливость, особое умение сдерживать себя в любых обстоятельствах, конфликтах.

Почтительность, вежливость, которая подчеркивает уважение к человеку, проявляется в отношении к пожилым людям, в частности к женщинам преклонного возраста.

Любезность - стремление быть приятным и полезным (проявляется в мелких услугах, внимательности).

Деликатность - вежливость в сочетании с особой мягкостью и глубоким пониманием внутреннего состояния и настроения других людей.

Второй принцип служебного этикета — целесообразность действий. Современный служебный этикет предполагает, что все в общении должен быть умеренным и простым. Если мы не знаем, как вести себя в какой-то нестандартной для нас ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности и удобства. Хотя надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и людям, которые нас окружают.

Реальная жизнь сложна и многогранна, и поэтому возникают ситуации, не регулируемые установленными правилами и нормами.

Современный этикет не догматический, он предусматривает возможность выбора. Согласно новым социальным условиям жизни нормы этикета могут и должны меняться.

Третий принцип служебного этикета — это красота, или эстетическая привлекательность поведения.

Правила этикета определяются требованиями эстетики. Их логика достаточно проста: «неприлично, потому что некрасиво».

Информация о работе Служебный этикет