Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:43, контрольная работа
Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хозяйственной этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху. Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и правильно оценивать.
Введение………………………………………………………….………3
Понятие этики……………………………………………….………..4
Понятие морали…………………………………………….………..7
Структура морали………………………………………….………..9
Моральное сознание, его структура………………………...9
Нормы и принципы морали, их классификация…………..12
Структура правовых норм……………………………….…13
Происхождение и виды правовой этики……………………….…17
Основные направления этических исследований…………....…..19
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Тема 2. Теоретические основы этики как науки о морали.
Исполнитель: студент I курса
заочного факультета
группы ЗБУА-12-1, Ляпуновой Е.В.
Домашний адрес: г. Екатеринбург,
Екатеринбург, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утверждается новая система. Однако эти процессы протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими моральными ценностями начинают насаждаться и ложные «псевдоценности». Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма. В обществе получают распространения различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности «сверхчеловека», мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о морали и религии. И это особенно существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.
Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хозяйственной этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху. Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и правильно оценивать.
Этика - область философского знания,
исследующая универсальные
Понятия «этика», «мораль», «нравственность»
этимологически и содержательно
схожи, тождественны. Древнегреческое
слово «ethika» (от ethos) служит аналогом
латинскому понятию «moralis» и русскому
«нравственность». Все они подразумевают
некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность
нравов, обычаев людей. В ходе развития
духовной культуры человечества эти понятия
стали приобретать отнтсительно самостоятельные
смысловые оттенки. Со времен Аристотеля
понятием «этика» стали обозначать ту
область философских знаний, которая изучает
человеческие добродетели. Все этические
учения прошлого и настоящего имеют своей
целью рациональное обоснование морали,
выявление ее общего, сущностного значения,
выраженного в системе норм, законов, ценностей,
принципов, категорий. В этом смысле, этика
в теоретической форме выступает как выражение
высших моральных ценностей. Мораль и
нравственность, соответственно, определяют
значения этического знания в единичном
и особенном. Это сфера психологического,
чувственно-эмоционального восприятия
этических норм, область свободы нравственного
выбора, практических поступков людей.
Теоретическое, рациональное обоснование
морали менее всего служит задаче
приращения научного знания. Этику
лишь условно можно называть наукой
о морали. Да это и не нужно. Она
формирует идеальные
Отношения людей в обществе бесконечно
многообразны и в то же время конкретны.
Они всегда строятся по поводу чего-то.
Мораль, в отличие от конкретных,
предметно обусловленных
Как общественная форма отношений
мораль не принижает и не нивелирует
многообразие конкретных, предметно
обусловленных отношений между
людьми, между человеком и природой.
Всякое единичное отношение, действие,
поступок изначально моральны. Это
далеко не всегда очевидно. Чаще всего
нравственное начало скрыто, завуалировано
иными пластами действий, характеров
людей, объективно заданными условиями
личной и общественной жизни. Кроме
того, моральный выбор человека непосредственно
зависит от его природной заданности
и личностных параметров. Эгоистические,
утилитарные стремления нередко
толкают человека на поступки, несовместимые
с нормами морали, порождают явления
корыстолюбия, жадности, ненависти, зависти,
делают его поведение аморальным.
Эти тенденции могут
Бесчисленные зигзаги и
По природе своей этика
Этическое знание, выраженное в системе моральных норм и ценностей, существует не само по себе, а только в связи с человеком, его сознанием и деятельностью. Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную ценность и конечную цель функционирования моральной системы. Уже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве единственного и высшего критерия определения практически заданной общественной природы морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством самопознания и самосовершенствования личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и общества, устойчивости всех звеньев общественного бытия.
В русском языке существуют два родственных понятия – мораль и нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют.
В русской культуре были предложения
вообще не использовать в русском
языке слова «мораль», которое
имеет иностранное
В современном русском языке и в современной этике обычно слова «нравственность» и «мораль» рассматривают как синонимы, или же специально оговаривают, если разделяют их по значению. Мы будем в дальнейшим использовать данные слова как синонимы.
Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения «нравственности».
1) Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.
2) Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.
3) Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий. Данное определение морали и будет рассматриваться как основное.
Мораль представляет собой систему, обладающую определенной структурой и автономией. Важнейшими элементами морали предстают моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность и моральные ценности.
Нравственное сознание – это совокупность определённых чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла.
Информация о работе Теоретические основы этики как науки о морали