Теоретические основы этики как науки о морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хозяйственной этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху. Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и правильно оценивать.

Содержание

Введение………………………………………………………….………3
Понятие этики……………………………………………….………..4
Понятие морали…………………………………………….………..7
Структура морали………………………………………….………..9
Моральное сознание, его структура………………………...9
Нормы и принципы морали, их классификация…………..12
Структура правовых норм……………………………….…13
Происхождение и виды правовой этики……………………….…17
Основные направления этических исследований…………....…..19
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Деловая этика.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный  экономический университет

 

Контрольная работа

по     дисциплине:

 Деловая  этика

 

Тема 2. Теоретические основы этики как науки о морали.

 

 

 

Исполнитель: студент I курса

заочного  факультета

группы ЗБУА-12-1, Ляпуновой Е.В.

Домашний  адрес: г. Екатеринбург,

                                                                        ул. Шефская   87/1, кв. 110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2013

 

Содержание

 

     Введение………………………………………………………….………3

  1. Понятие этики……………………………………………….………..4
  2. Понятие морали…………………………………………….………..7
  3. Структура морали………………………………………….………..9
    1. Моральное сознание, его структура………………………...9
    2. Нормы и принципы морали, их классификация…………..12
    3. Структура правовых норм……………………………….…13
  4. Происхождение и виды правовой этики……………………….…17
  5. Основные направления этических исследований…………....…..19

Заключение……………………………………………………………..22

      Список литературы……………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утверждается новая система. Однако эти процессы протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими моральными ценностями начинают насаждаться и ложные «псевдоценности». Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма. В обществе получают распространения различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности «сверхчеловека», мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о морали и религии. И это особенно существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.

Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хозяйственной этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху. Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и правильно оценивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие этики

 

Этика - область философского знания, исследующая универсальные предпосылки  и формы нравственных отношений  людей в системе их исторически  заданной духовно-практической деятельности. Предметом этики является мораль как совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения  людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.

Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически и содержательно  схожи, тождественны. Древнегреческое  слово «ethika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать отнтсительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе норм, законов, ценностей, принципов, категорий. В этом смысле, этика в теоретической форме выступает как выражение высших моральных ценностей. Мораль и нравственность, соответственно, определяют значения этического знания в единичном и особенном. Это сфера психологического, чувственно-эмоционального восприятия этических норм, область свободы нравственного выбора, практических поступков людей.                                            С древнейших времен ни одно человеческое сообщество неспособно было существовать и развиваться вне соблюдения определенных взаимных обязанностей, правил, норм поведения. Эта необходимость согласования интересов людей служила условием выживания, сохранения общественных структур, их относительной гармонии и устойчивой динамики развития. Эти взаимные обязанности постепенно становились достоянием нравственного сознания. Приобретая устойчивый характер, они теряли непосредственную связь с исторически определенными условиями жизни людей, превращались в устойчивые нормы нравственного поведения, привычки, традиции, нравы и обычаи людей.                                                                                                                        Как неотъемлемое условие человеческой жизни, общественной самоорганизации мораль предшествует познанию. В то же время моральное начало, осознаваемое длительное время как безотчетно-должное, требует, рано или поздно, своего рационального обоснования, теоретического осмысления. Первые исторически известные образцы этических учений возникают сравнительно поздно, в рамках древневосточных философских традиций и в эпоху Античности. Они лишь условно соответствуют современному пониманию теоретических проблем морали и носят, преимущественно, характер практических нравоучений, философских дискуссий о благе и добродетели, о сравнительной ценности слов и дел, намерений и поступков, природе добра и зла. Зрелые этические учения, в систематизированной форме обосновывающие цели познания, всеобщие принципы, нормы и правила морали, формируются только в рамках философии Нового времени.

Теоретическое, рациональное обоснование  морали менее всего служит задаче приращения научного знания. Этику  лишь условно можно называть наукой о морали. Да это и не нужно. Она  формирует идеальные представления  о нравственно должном. Мораль говорит не о том, что было, есть и будет. Основываясь на обобщении практики поведения людей, она говорит о том, что должно быть. Мораль замкнута на человека. Она  - атрибут его существования, показатель его социальности. Мораль по природе своей субъективна. Целью этики, по словам Аристотеля, являются не знания вообще, а содержание и оценка поступков. Не случайно он называл этику практической философией.

Отношения людей в обществе бесконечно многообразны и в то же время конкретны. Они всегда строятся по поводу чего-то. Мораль, в отличие от конкретных, предметно обусловленных действий, всеобща. Она - универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений. Иначе, мораль проявляет себя как общественное начало в человеке. Она связывает людей воедино до всех их прочих связей. Это единственно возможное условие взаимного сосуществования людей, то пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.

Как общественная форма отношений  мораль не принижает и не нивелирует многообразие конкретных, предметно  обусловленных отношений между  людьми, между человеком и природой. Всякое единичное отношение, действие, поступок изначально моральны. Это  далеко не всегда очевидно. Чаще всего  нравственное начало скрыто, завуалировано  иными пластами действий, характеров людей, объективно заданными условиями  личной и общественной жизни. Кроме  того, моральный выбор человека непосредственно  зависит от его природной заданности и личностных параметров. Эгоистические, утилитарные стремления нередко  толкают человека на поступки, несовместимые  с нормами морали, порождают явления  корыстолюбия, жадности, ненависти, зависти, делают его поведение аморальным. Эти тенденции могут усугубляться личностной нравственной невоспитанностью, реальными условиями бытия. Но даже безнравственность есть также проявление морали, только со знаком минус. Это  необходимое условие сравнимости  поступков, моральной оценки.

Бесчисленные зигзаги и хитросплетения человеческой истории и сопутствующей  им моральной заданности всей социальной деятельности не затмевают добродетельных начал сосуществования людей, их поступков. Свобода человеческой воли и морального выбора позволяют преобразовывать  морально общее, универсальное в  личностно данное, в область конкретных дел и поступков, в практическую плоскость жизни. Любовь, справедливость, сострадание и иные нравственные добродетели определяют поведение человека, соединяют его с другими людьми, являются конечными причинами целостности и преемственности исторического процесса. В этом скрыт высший смысл практического значения морали и выражающих ее сущностных начал этических учений.

По природе своей этика призвана решать практические нравственные проблемы. Ее задачей является не только теоретическое  описание и объяснение морали, но прежде всего обоснование нравственных идеалов, образцовых моделей человеческих отношений и способов их реализации. Формализованные значения этих идеалов  в виде системы нравственных норм, заповедей, традиций, сословных и  профессиональных моральных кодексов служат условием и инструментом нравственного  воспитания, нормативной моральной  регуляции отношений людей в  обществе, оценки их поступков.

Этическое знание, выраженное в системе  моральных норм и ценностей, существует не само по себе, а только в связи  с человеком, его сознанием и  деятельностью. Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную  ценность и конечную цель функционирования моральной системы. Уже самые  ранние этические учения рассматривают  человека в качестве единственного  и высшего критерия определения  практически заданной общественной природы морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством  самопознания и самосовершенствования  личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и  общества, устойчивости всех звеньев  общественного бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие морали

 

В русском языке существуют два  родственных понятия – мораль и нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют.

В русской культуре были предложения  вообще не использовать в русском  языке слова «мораль», которое  имеет иностранное происхождение, - оно происходит от латинского слова  «moralis», что означает «нравственный». В русском языке, как считал И.В. Даль, оно заимствовано от французского слова «moralite», которое первоначально  означало «драматургический жанр; в  западноевропейском театре в XV-XVI вв. - назидательная, аллегорическая драма, персонажами которой были персонифицированные  добродетели и пороки, вступавшие в борьбу за душу человека». В.И. Даль считал, что русское слово «нравственный» нисколько не хуже французского слова  «моральный». Но ошибаться могут  любые учёные, в том числе и  великие языковеды, каким был  В.И. Даль! Ведь предлагал он заменить, например, слово «горизонт», которое  также иностранного происхождения, словом «небозём». Однако в русском  языке прижились и слово «мораль», и слово «горизонт», «небозём»  же остался «мертворождённым» языковым изобретением Даля.

В современном русском языке  и в современной этике обычно слова «нравственность» и «мораль» рассматривают как синонимы, или  же специально оговаривают, если разделяют  их по значению. Мы будем в дальнейшим использовать данные слова как синонимы.

Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение  «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения «нравственности».

1) Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.

2) Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.

3) Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий. Данное определение морали и будет рассматриваться как основное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура морали

 

    1. Моральное сознание, его структура

 

Мораль представляет собой систему, обладающую определенной структурой и автономией. Важнейшими элементами морали предстают моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность и моральные ценности.

Нравственное сознание – это совокупность определённых чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла.

Информация о работе Теоретические основы этики как науки о морали