Теоретические основы этики как науки о морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хозяйственной этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху. Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и правильно оценивать.

Содержание

Введение………………………………………………………….………3
Понятие этики……………………………………………….………..4
Понятие морали…………………………………………….………..7
Структура морали………………………………………….………..9
Моральное сознание, его структура………………………...9
Нормы и принципы морали, их классификация…………..12
Структура правовых норм……………………………….…13
Происхождение и виды правовой этики……………………….…17
Основные направления этических исследований…………....…..19
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Деловая этика.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

3) существуют различия в нравственных  позициях людей, живших в разные эпохи и разных обществах и живущих внутри одного общества в данную историческую эпоху – позиция сторонника описательного релятивизма;

4) существуют вечные моральные  ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и всех стран, – позиция сторонника морального абсолютизма;

5) общество плюралистично, оно  есть комбинация разных культур  и традиций. Мораль не вечна,  а идея абсолютного вечного нравственного принципа «составляет тот идеал, к которому стремится этика». Я довольствуюсь изучением различных моральных принципов, выдвигавшихся на протяжении истории человечества, и различных теорий этики, выработанных людьми; выясняю, какие теории лучше выдерживают критику, какие полезны, какие в большей степени соответствуют близким мне ценностям, – позиция морального плюралиста.

Позиция морального плюралиста является наиболее гибкой и демократичной, так  как позволяет прощать людям  их моральные предпочтения и исключить дискриминационный подход. В целом знание данных моральных установок людей и умение их различать (идентифицировать) помогает аудиторам проявлять толерантность и планировать свои профессиональные коммуникации.

В современной литературе по деловой  этике в рамках теоретической этики выделяют также аналитическое, или метаэтическое, направление. Метаэтика – философская теория морали, которая исследует моральные суждения людей, рассматривает вопросы принятия и обоснования этических решений, создает модели морального выбора.

Описательная, или дескриптивная, этика – раздел этики, в котором сосредоточены усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, профессии. Она изучает и описывает реальные нравственные явления: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания. С дескриптивной этикой можно познакомиться на примере книги польского философа и социолога М. Оссовской «Рыцарь и буржуа» Явления морали, считает этот автор, следует изучать таким же образом, как ботаник изучает растения, а специалист в области языкознания изучает язык. Моральные явления, например любовь, дружба, предательство, происходят, подобно тому, как дует ветер, идет дождь. Явления нравственного сознания общества настолько уникальны и разнообразны, что изучить закономерности их возникновения невозможно. Так же невозможно доказать или обосновать их правильность, например невозможно доказать, что суждение «X является добрым человеком» – это правильное суждение. Если ваш собеседник считает, что X – злой человек, то никакими научными аргументами вы не докажете ему свою правоту.

Дескриптивная этика занимается также  исследованием и описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в том числе – профессии аудитора, в различных культурах, сопоставлением различных моральных систем, индивидуальных и групповых стереотипов в различных культурах. Данный метод научного исследования используется при проведении социологических опросов.

Нормативная, или прескриптивная, этика – раздел этики, где обосновываются и предписываются определенные моральные принципы и нормы, назначение которых состоит в руководстве поведением. Именно это делает этику достойной изучения. Вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека. Функции морального языка – влиять на выбор, давать рекомендации, советы, команды. Язык морали – это язык команд, предписаний, это один из видов прескриптивного языка. Профессиональная этика аудитора является именно нормативной; язык профессионального этического кодекса аудиторов – это язык прескрипций, предписаний.5

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой. 
Этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. Феномен нравственности возможен только в обществе, во взаимоотношениях людей, их отношении к природе, к Богу, а такая жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим принципом человеческого бытия. Существенной добродетелью, например, является моральная твердость воли человека в соблюдении им долга.  Нравственность проявляется в отношении человека к семье, своему народу, родине, другим народам. Она распространяется и на отношение личности к самой себе. Если человек занимается самоистязанием или совершает самоубийство, общество осуждает его: человек — общественное достояние. И общество требует от человека, чтобы он относился к себе в соответствии с интересами общества: сохранял свое здоровье, трудился, вел себя достойно. Человек не имеет морального права жить, «добру и злу внимая равнодушно». Свое отношение к тем или иным действиям он не только осознает в этических понятиях, но и выражает в чувствах удовлетворения или неудовлетворения, восхищения или негодования. Человек может нести ответственность за дурной (или хороший) поступок сообразно своему знанию о его объективной нравственной ценности. Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность — это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004
  2. Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие
  3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998
  4. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974
  5. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973

1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004

2 Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие

3 Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974

 

4 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998

5 Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973

 


Информация о работе Теоретические основы этики как науки о морали