Теоретические основы этики как науки о морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хозяйственной этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху. Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и правильно оценивать.

Содержание

Введение………………………………………………………….………3
Понятие этики……………………………………………….………..4
Понятие морали…………………………………………….………..7
Структура морали………………………………………….………..9
Моральное сознание, его структура………………………...9
Нормы и принципы морали, их классификация…………..12
Структура правовых норм……………………………….…13
Происхождение и виды правовой этики……………………….…17
Основные направления этических исследований…………....…..19
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Деловая этика.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

Позволения носят возможный, желательный характер. Среди них выделяются те, которые выходят за пределы «усреднённого долга» или сверхдолжные. Такими, например, являются принципы самопожертвования, «любви к врагам», безбрачия, абстиненства и т.п. Данные «сверхдолжные» нормы предстают как идеал для человека, их исполнение есть несомненное добро, невыполнение не является ни злом, ни грехом, и этим они отличаются от адиафорных позволений.

Сверхдолжные позволения, как и  всеобщие обязанности, очень существенны  для нравственного бытия человека, ибо через них раскрывается сущность и реальная возможность духовного  совершенствования личности, перспективы  развития нравственного миропорядка.

Существуют также действия, качества, отношения, сущности, которые безразличны для греха, но не безразличны для добра или зла, что вообще исключено, учитывая всеобщность морали. Подобные феномены можно определить как адиафорные. Понятие адиафоры (в буквальном переводе с греч. – безразличное) играет важную роль в религиозной этике. Этим понятием обозначается здесь то, что считается с христианско-философской точки зрения несущественным и необязательным в некоторых сторонах обряда, обычая.

Адиафорные споры имели и  имеют важное значение в жизни  христианских церквей. В самом деле, можно ли считать адиафорным богослужение на национальном языке или ношение  в церкви женщинами брюк? Является ли грехом курение табака или это  адиафорное действие? В XVI веке подобные споры возникли между католиками и протестантами по поводу облачений, икон. Следующий крупный адиафорный спор имел место у протестантов между  лютеранами и пиетистами относительно вопроса допустимости для христиан посещения театра, участия в танцах и играх, курения табака. В этом споре лютеране считали все подобные действия адиафорными и потому допустимыми  для христиан, на что пиетисты возражали, что с этической точки зрения нет деяний безразличных.

Отношение к проблеме адиафоры в  православии, и в частности в  Русской Православной Церкви, если судить по литературе, является противоречивым. Русское старообрядчество можно воспринимать как учение, отвергающее возможность внеморальных обрядов, обычаев, облачений. Более того, в среде старообрядцев отвергались и возможные адиафорные феномены как безгрешные. Брить бороду, курить табак, ходить женщине «простоволосой», т.е. без платка, значит не только быть сопричастным злу, но и греху. Так же греховно трёхперстие, совершение церковной службы по «новым» «никонианским» книгам, пропуск в восьмом члене Символа веры слова «истинный», пение «аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя» вместо «аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже», произношение молитвы Иисуса как «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» вместо прежней «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» и др.

Отрицание адиафор, однако, свойственно  и ортодоксальному православию. Иначе трудно рационально объяснить  те жестокие гонения староверов за их старую обрядность, которая с  начала раскола, т.е. с середины XVII века, наблюдается со стороны официальной  православной церкви.

Данная консервативная тенденция, отождествляющая зло и грех и  отрицающая потому адиафоры как безразличные для греха действия, сохранилась  и в старообрядчестве, и в ортодоксальном православии до ХХ века. Так, в изданном ортодоксальными православными  богословами «Полном православном энциклопедическом словаре», в статье, посвящённой адиафоре, читаем: «С православно-христианской точки зрения, однако, подобное безразличие  не допустимо и адиафор быть не может». Несомненно, что не может быть «нравственного безразличия», однако, из этого не следует, что не может быть «греховного безразличия» или адиафор.

Однако и в ортодоксальном православии, и в старообрядчестве с самого начала существовало и иное, либеральное  направление, признающее адиафорность, характерное для наиболее просвещенной, элитной части верующих, и которое имело и имеет большое распространение в православии. Либеральное, и в данном случае более верное, отношение к старым обрядам демонстрирует и современная ортодоксальная Русская Православная Церковь. Так, Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года: 1) « О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им»; 2) «Об отвержении и вменении, яко не бывших порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию»; 3) «Об упразднении клятв Московского Собора 1656 г. и Большого Московского Собора 1667 г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы яко не бывшие»

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года повторил определение  Собора 1971 года и подтвердил «равночестность старых обрядов» «Духовное сокровище «древнего благочестия», - говорится в Соборном обращении, - ныне открывается не только тем, кто исповедует спасительную веру Христову, но и тем, кто ценит в древних памятниках проявление нашей национальной культуры».

Адиафоры признавал и такой  авторитетный в вопросах христианского  нравоучения и аскетики православный мыслитель, как св. Феофан Затворник. Он отмечал, что немалое число  наших действий «остаётся без  определения их значения. Они ни добры, ни злы сами по себе; потому, как  безразличные, считаются позволительными  всякому».2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Происхождение и виды профессиональной этики

 

 Выяснить происхождение профессиональной  этики - это проследить взаимосвязь  моральных требований с разделением  общественного труда и возникновением  профессии. На эти вопросы,  много лет назад обращали внимание  Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.3

Возникновение первых профессионально-этических  кодексов относится к периоду  ремесленного разделения труда в  условиях становления средневековых  цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые  констатируют наличие в цеховых  уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру  труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих  жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические  кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших  судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики  во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость  в регулировании взаимоотношений  людей той или иной профессии  приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Профессионализм как нравственная черта личности.

Каждому виду человеческой деятельности Научной, педагогической, художественной и т.д. соответствуют определенные виды профессиональной этики. 4

Профессиональные виды этики - это  те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно  на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в  обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики  являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления этических исследований

 

Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах (традициях):

1) теоретическая философская этика,  объясняющая (и, соответственно, оправдывающая) мораль и пытающаяся дать определение морали;

2) описательная, или дескриптивная, этика (иногда ее называют феноменологической), которая описывает явления морального сознания, поведения, речи;

3) нормативная этика, предписывающая  и обосновывающая определенные моральные стандарты, принципы, нормы, кодексы.

Этические исследования ведутся по трем основным направлениям, представляющим собой три различных способа мыслительного поведения:

1) объяснение, при котором «прожектор»  нашего сознания направляется внутрь – попытайтесь объяснить себе или кому-нибудь, что такое справедливость, долг или честь аудитора;

2) описание – «прожектор» сознания  направляется вовне – во внешний  мир – попытайтесь описать  себе или кому-либо особенности  проявления справедливости, любви  или чести у представителей аудиторской профессии;

3) предписание – «прожектор»  сознания направлен в зону  фантазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу долга или кодексу чести.

Философско-этическое (теоретическое) направление в основном разрабатывается  профессиональными философами и писателями-моралистами и «живет» в текстах их сочинений. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Это и светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Э. Фромма, и концепции религиозной этики христианства, ислама, буддизма. Едва ли можно однозначно сказать, что существует одна единственно верная теория (концепция) морали. Мир морали настолько сложен и многообразен, что только в совокупности философско-этические концепции способны передать наиболее адекватно ее сущность. Более того, для объяснения и решения этических проблем люди часто вынуждены обращаться к смежным областям знаний: психологии, экономике, истории, антропологии, социологии, биологии и пр.

В рамках теоретической философской  этики выделяют два основных направления  в способах объяснения морали. Первое направление – это этика абсолютизма, в рамках которой источником моральных требований считаются вечные неизменные начала: законы Вселенной, Божественные заповеди, абсолютные, существующие до всякого опыта (априорные) идеи (Сократ, Платон, Кант, Спенсер, христианская этика). Второе направление – это относительная этика, или этический релятивизм. Его сторонники считают, что нравственные принципы, понятия добра и зла носят не абсолютный, а относительный, условный характер, зависят от общественных условий, связаны с интересами, убеждениями, склонностями людей, временем и местом (софисты, Гоббс, Мандевиль, эмотивисты).

Помимо указанных направлений  в объяснении морали существуют еще позиции нормативного этического релятивизма, описательного транскультурного релятивизма, морального плюрализма.

Специалисты выделяют несколько образцов суждений людей о морали, которые  представляют собой их естественные (неосознаваемые, непреднамеренные) или принципиальные (осознаваемые, преднамеренные) установки:

1) мораль – дело чисто субъективное, личное. Аудитор морален, потому  что он поступает как должно. Его действие правильно потому, что он считает его нравственным. Все, что человек считает нравственным, таковым и является – это  позиция этического релятивиста;

2) нравственные суждения, например: «аудитор – добрый человек», не  являются ни истинными, ни ложными, ни правильными, ни неправильными, так как они являются выражениями – констатациями ощущений или эмоций. Эмоции не являются ни истинными, ни ложными. Если я сегодня оцениваю это действие, например, объективность аудитора, нравственно положительно, а завтра – нравственно отрицательно, то я просто выражаю разные эмоции, и поэтому мои нравственные суждения всегда верны. Если два разных аудиторских сообщества имеют разные этические представления об одном и том же, например – забота о прибыли клиента, эти два сообщества могут быть правы – позиция сторонника нормативного этического релятивизма;

Информация о работе Теоретические основы этики как науки о морали