Шпаргалка по "Эстетическое воспитание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Эстетические воспитания"

Вложенные файлы: 1 файл

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.docx

— 107.68 Кб (Скачать файл)

Эстетические взгляды — это обыденное, не систематизированное знание, которое возникает у человека в практике его общения с эстетическими явлениями. Например, с художественным оформлением, предметами быта, художественно оформленными орудиями труда, произведениями искусства, красивыми людьми и т.д. 
 
Такое общение дает человеку возможность эмпирически познать некоторые сходные признаки, присущие отдельным группам эстетически значимых объектов, а на этой основе понять, какие из них вызывают эстетическое удовольствие, наслаждение, а какие — неудовольствие, отвращение. Подобное общение дает возможность понять, чем отличается прекрасное от безобразного, искусство от продуктов дизайна, живопись от скульптуры и т.д. Совокупность таких стихийно формирующихся знаний составляет обыденные эстетические взгляды человека. 
 
Проявляются эстетические взгляды через индивидуальное сознание отдельных людей, организованных, в конечном счете, в определенное общество. Непосредственная практика человека всегда ограничена потому, что он общается со сравнительно незначительным кругом эстетических объектов. В связи с этим, его эстетические взгляды оказываются также ограниченными. 
 
У каждого человека есть то или иное понимание, например, красоты, которое может быть выражено в суждении: типа «красиво то, что нравится». Но далеко не каждый человек может объяснить, почему ему нравится тот или иной объект, на чем основана его красота.  
 
Стихийно формирующиеся взгляды не дают научного понимания природы эстетических объектов, законов исторического изменения красоты, сущности искусства и т.д. Это понимание складывается лишь в процессе эстетического воспитания и образования. Данный процесс предполагает не только организацию эстетического восприятия, общения людей с эстетическими ценностями, но и научное объяснение воспринятого, овладение эстетической теорией.  
 
Эстетические взгляды людей зависят от степени реального эстетического освоения ими действительности, от состояния и особенностей искусства, которое, в свою очередь, воздействует на формирование эстетических взглядов общества. Эстетические взгляды как раз и выражают осознание людьми их эстетического отношения к миру. 
 
В эстетические взгляды входит то, как люди понимают прекрасное, какие требования предъявляют они к искусству, какую роль отводят они ему в жизни общества и в своей собственной жизни.  
 
Эстетические взгляды включают в себя определенные суждения. Эти суждения отражают явления общественной жизни с точки зрения прекрасного, возвышенного, комического, трагического и других эстетических категорий, содержат их оценку. Они находятся в постоянном взаимодействии со всеми другими компонентами эстетического сознания. Например, взаимодействие взглядов и чувства. Эстетическое чувство всегда содержательно. Его смысл и сила зависят от эстетических понятий и представлений. «Мало хотеть прекрасного — утверждал Н. Чернышевский —надо уметь постигать его…». Постижение прекрасного, глубина его усвоения и переживания зависит не только от активности чувства, но и от осознанности воспринимаемого, от проникновения в его сущность, в смысл, т.е. от эстетических понятий и суждений. 
 
Другой пример. Эстетические взгляды — составная часть эстетической теории. Они существуют и раскрываются благодаря ей. До тех пор, пока не выкристаллизуются эстетические взгляды, нет почвы для создания новой теории. Развитие теории связано с развитием взглядов. 
 
По мере развития общества возрастает и роль эстетических взглядов. Они 
 
как и эстетический идеал, с одной стороны, составляют неотъемлемую часть мировоззрения человека. С другой стороны, они играют существенную роль в определении содержания и действительности практических устремлений людей, в выявлении их идейных позиций. Идеи, мнения, суждения, принципы, составляющие систему эстетических взглядов, влияют на общественное развитие. 
 
Таким образом, можно заключить, что эстетические взгляды - это: 
 
- эмоционально-чувственное, эмоционально-образное отражение эстетических сторон, свойств и качеств природной и общественной действительности в системной идей и суждений; 
 
- социально организованный опыт мировосприятия, мироосмысления эстетического в жизни и в искусстве, обусловленный достигнутым уровнем развития общественной жизни; 
 
Актуальность эстетических взглядов проявляется в том, что они служат вполне определенным целям и направляют людей на решение конкретных социальных задач. 
 
Эстетические взгляды играют важную роль в художественном развитии общества. Художник стремится в своем творчестве отразить важные стороны общественной жизни, выразить в специфической форме эстетические взгляды эпохи, постичь закономерность развития характеров, поставленных в определенные условия. 
 
Эстетические взгляды получают свое теоретическое основание в эстетических теориях, которые оказывают, в свою очередь, большое влияние на их развитие. Эстетические взгляды людей складываются под воздействием эстетики. В этом смысл и необходимость ее изучения широкими массами.  
 
В отличие от обыденных, стихийно формирующихся эстетических взглядов, эстетические теории являются продуктом сознательной деятельности философов-эстетиков и представляют собой форму систематизированного знания, хотя первые эстетические теории возникают именно на основе обыденных взглядов.  
 
Совокупность эстетических теорий, созданных в различные исторические эпохи развития общества, составляет особую область знания — эстетику, которая относится к числу философских дисциплин, поскольку ее основным вопросом является вопрос об отношении эстетического сознания человека и действительности.  
 
Условно эстетические теории можно разделить на частные и общие. Частные теории исследуют стороны, признаки, закономерности развития эстетически значимых объектов, например человека, природы, искусства прикладного, декоративного и т.д. Основное место среди них занимают теории Аристотеля, Дидро, Лессинга, Канта, Гете, Шиллера, Гегеля, Чернышевского, Вл. Соловьева, А. Белого и мн. др. 
 
Следует отметить, что в эстетических теориях имела место некоторая «абсолютизация конкретного», которая заключалась в том, что искусство признавалось единственной сферой проявления эстетического. В свою очередь искусству в целом зачастую приписывались такие стороны, признаки, которые были присущи лишь каким-то отдельным видам, жанрам и историческим направлениям, получившим развитие в ту или иную историческую эпоху. 
 
Такая абсолютизация была связана с игнорированием качественного многообразия проявлений эстетического в действительности, развитием эстетического опыта, ограниченностью художественной практики конкретной эпохи, в которую жил исследователь, с идеологическимипредубеждениями того или иного исследователя, обусловленными его классовыми позициями. Однако практика показала, что это не так. 
 
К частноэстетическим относятся также теории «промышленного искусства», которое складывается на основе анализа эстетической значимости отдельных групп продуктов промышленного производства, обобщения данных эргономики, антропометрии, экономики, инженерной психологии, цветоведения и других дисциплин. Совокупность таких теорий образует так называемую промышленную или техническую эстетику. Эта наука начала складываться в самостоятельную научную дисциплину лишь во второй половине XIX века в связи с появлением нового вида эстетической деятельности — художественного конструирования или дизайна. 
 
Наряду с искусством и «промышленным искусством» — дизайном, предметом частноэстетических теорий, выступает также человек с его внешним обликом, движениями, речью, действиями и поступками. В результате исследований эстетической значимости человека и общественных явлений создаются теории красоты человека, возвышенного и низменного, трагического и комического в обществе. 
 
Предметом частноэстетических теорий выступает и природа. При этом надо отметить, что в последние годы в эстетике интерес к исследованию ее эстетической значимости заметно возрастает. 
 
Формируются и новые частноэстетические теории. Это связано с распространением эстетического отношения на новые области действительности. Например, развиваются исследования эстетической ценности труда и других видов деятельности, например спорта. Внимание исследователей все больше привлекают эстетические аспекты науки, например красота, «элегантность» научной теории и т.п. 
 
Таким образом, наблюдается дифференциация эстетических знаний об отдельных областях действительности, а также появление в рамках эстетики новых дисциплин, например, эстетики спорта.

ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — способ ность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» — «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в иск-ве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора) . По отношению к оценке произв. иск-ва В. э. конкретизируется как худож. вкус. В истории эстетики интерес к проблеме В. э. проявился уже в XVII—XVIII вв. Фр. просветители и теоретики Классицизма (Буало, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали ее с позиций рационализма и нормативизма, представители англ. сенсуалистической эстетики (Шефтсбери, Ком и др.) выводили В. э. из человеческих ощущений, но связывали его с нравственностью. В противоположность Хатчесону и Бёрку, утверждавшим всеобщность В. э., Юм подчеркивал его субъективность. Особое место разработка этой проблемы занимает в эстетике Канта, отметившего противоречивый, общественно-индивидуальный характер В. э. Развивая традиции рус. революционно-демократической мысли (Белинский, Чернышевский), марксистско-ленинская эстетика рассматривает В. э. как социально-историческое явление, диалектически сочетающее в себе элементы как классового, так и общечеловеческого. Индивидуальный В. э. представляет собой эстетическую установку, формирующуюся в эстетическом опыте человека и, в свою очередь, включающуюся в новый опыт, опосредствуя каждое новое эстетическое восприятие и переживание. В. э. является субъективным критерием эстетической оценки, к-рая в известной мере интуитивна (Интуиция эстетическая), т. е. эмоционально предшествует рациональному эстетическому суждению. Однако качество В. э. определяется тем, в какой мере выраженная в нем субъективная оценка соответствует объективной эстетической ценности (Ценность эстетическая). Хороший В. э.— способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в иск-ве. В. э. является плохим, дурным, извращенным, когда человек равнодушно или даже с отвращением воспринимает красоту и получает удовольствие от уродливого. Количественной характеристикой вкуса считается степень его развитости или неразвитости, широты или узости. Развитость В. э. определяется глубиной постижения эстетических ценностей, способностью выявить богатство значений, к-рыми они обладают. Неразвитый вкус в известных пределах может быть хорошим, неиспорченным, но за этими пределами он не может служить надежным ориентиром в эстетически-ценностном отношении. Широта или узость В. э. во мн. зависит от того, насколько обширна область эстетических ценностей, доступная вкусовой оценке, в какой мере способен человек-эмоционально оценить эстетические ценности различных эпох, национальных культур, создаваемые в разнообразных видах и жанрах иск-ва. В. э. как вид эстетической способности и потребности человека — существенная особенность личности. Ее уникальность определяет и своеобразие В. э. Те или иные вкусовые предпочтения зависят от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека. И такое своеобразие в рамках хорошего вкуса вполне допустимо; применительно к нему оправдано выражение «о вкусах не спорят». Иное дело извращенные вкусы или откровенная безвкусица, искажающие саму сущность эстетического. С ними, разумеется, нельзя мириться. Но спор о вкусах, вполне оправданный в этом случае, требует рационального обоснования вкусовых оценок путем обращения к такому более обобщенному фактору эстетически-оценочной деятельности, как эстетический идеал (Идеал эстетический). Будучи социально обусловленным, В. э. личности формируется под воздействием окружающей среды, образа жизни, большое влияние на него оказывает иск-во, к-рое в качестве худож- начала включается в быт и труд людей (Эстетическая организация среды) и действует повседневно, подчас незаметно. Идеалы и мировоззрение человека определяют общую направленность вкусовых оценок. Несомненна связь В. э. и с таким социально-психологическим явлением, как мода. Формирование В. э. — одна из задач эстетического воспитания.

11.ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Можно сказать, что эстетическая деятельность — это всякая деятельность человека в ее общечеловеческой значимости.Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты, ибо любая форма освоения мира протекает «также и по законам красоты».

Ядро эстетической деятельности составляет искусство. Здесь деятельность человека не только полностью проникается  общечеловеческим, эстетическим содержанием, но и достигает высшей формы эстетического  — становится художественной деятельностью, создающей в лучших своих проявлениях бессмертные шедевры, на все времена сохраняющие значение для людей.

Однако к художественному  творчеству не сводятся все формы  эстетической деятельности человека. Сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она охватывает и труд, и быт, и  культуру, например область садово-парковой культуры. Сады и парки — продукт культурной деятельности человека, стремящейся к идеалу гармонии человека и природы. В них облагороженная природа породняется с добрым к ней человеком.

Не являясь собственно искусством (искусством в строгом  смысле этого слова), садово-парковая культура развивается вместе с ним  и под его влиянием. Ее глубокое взаимодействие с искусством, особенно с поэзией, сказалось в том, что  развитие стилей садов и парков шло  вслед за развитием художественных направлений в искусстве.

Эстетическая деятельность, протекающая вне художественного  освоения мира,— в сфере труда, быта, культуры — охватывает и работу художника-конструктора, создающего проект полезной и красивой вещи для ее промышленного изготовления, и трудовой процесс изготовления прекрасного  и полезного продукта, и сам  этот продукт, и его потребление. Деятельность по законам красоты в системе материального производства, эстетическое отношение к труду, общечеловеческие аспекты ценности его продуктов, значение труда в формировании эстетических чувств, вкусов и взглядов — все это область эстетического отношения человека к действительности.

Складывавшаяся веками и  особенно бурно расцветшая и грандиозно расширившаяся в XX в., внехудожественная сфера деятельности по законам красоты долгое время не могла обрести своего адекватного терминологического обозначения. Ее называли: промышленное искусство, прикладное творчество, художественное конструирование, область эстетики труда (промышленной или технической эстетики), дизайн. Группа названий, отождествлявшая или сближавшая внехудожественную эстетическую деятельность с искусством или фиксирующая ее как новый вид искусства, упрощенно ориентировала эстетику на прямое перенесение опыта теоретического обобщения закономерностей художественного творчества в иную сферу, обладающую своей спецификой.

Эстетическая деятельность в индустриальной и технической  сфере получила название «дизайн». Этот термин происходит от английского  слова design — проект — и предполагает в первую очередь художественное проектирование, но охватывает и весь процесс промышленного производства полезной и одновременно красивой вещи. В области художественной культуры, где проявляет себя собственно образное мышление, эстетическая деятельность достигает своей высшей формы, становится искусством.

Помимо практических (садово-парковая культура, промышленный дизайн) и художественно-практических (создание произведений искусства) форм эстетической деятельности существуют внутренние, духовные ее формы: эмоционально-интеллектуальные, вырабатывающие эстетические впечатления и представления, эстетические вкусы и идеалы, а также теоретические, вырабатывающие эстетические концепции и взгляды. При этом эстетические представления, вкусы, идеалы, будучи результатом внутренней, духовной деятельности человека, обогащающей его личность, находят свой выход вовне — в практической деятельности данной личности, воплощаясь в продуктах этой деятельности.

Совокупность всех форм художественной деятельности, порождающей искусство в многообразии его видов и форм, а также учреждений, руководящих этим процессом и обслуживающих его как с точки зрения подготовки художественной интеллигенции (художественные вузы, училища, школы, студии и т. д.), так и с точки зрения обеспечения социального функционирования искусства (музеи, кинотеатры, театры, концертные залы и т. д.), составляет художественную культуру общества. Последняя, в свою очередь, в единстве со всеми формами эстетической деятельности — дизайнерской, духовно-культурной (выработка эстетических вкусов, идеалов и т. д.) и теоретико-эстетической (создание эстетических концепций и взглядов и т. д.), а также с учреждениями, обеспечивающими эстетическую деятельность, образует пластэстетической культуры общества.

Можно сказать, что эстетическая деятельность — это всякая деятельность человека в ее общечеловеческой значимости.Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты, ибо любая форма освоения мира протекает «также и по законам красоты».

Ядро эстетической деятельности составляет искусство. Здесь деятельность человека не только полностью проникается  общечеловеческим, эстетическим содержанием, но и достигает высшей формы эстетического  — становится художественной деятельностью, создающей в лучших своих проявлениях  бессмертные шедевры, на все времена  сохраняющие значение для людей.

Однако к художественному  творчеству не сводятся все формы  эстетической деятельности человека. Все выходящие за рамки искусства  аспекты эстетики подразделяются на два раздела:

1) практическая эстетика (эстетика быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта и т. д.),

2) техническая эстетика (теория  дизайна).

Сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она охватывает и труд, и быт, и  культуру, например область садово-парковой культуры. Сады и парки — продукт  культурной деятельности человека, стремящейся  к идеалу гармонии человека и природы.

Помимо практических (садово-парковая культура, промышленный дизайн) и художественно-практических (создание произведений искусства) форм эстетической деятельности существуют внутренние, духовные ее формы: эмоционально-интеллектуальные, вырабатывающие эстетические впечатления  и представления, эстетические вкусы  и идеалы, а также теоретические, вырабатывающие эстетические концепции  и взгляды. При этом эстетические представления, вкусы, идеалы, будучи результатом  внутренней, духовной деятельности человека, обогащающей его личность, находят  свой выход вовне — в практической деятельности данной личности, воплощаясь в продуктах этой деятельности.

Эстетическая деятельность в индустриальной и технической  сфере получила название «дизайн». Этот термин происходит от английского  слова «design» — проект — и предполагает в первую очередь художественное проектирование, но охватывает и весь процесс промышленного производства полезной и одновременно красивой вещи. В области художественной культуры, где проявляет себя собственно образное мышление, эстетическая деятельность достигает своей высшей формы, становится искусством.

Для западного эстетика ХХ века Монро, видами искусства являются не только литература, театр, живопись, музыка и т. д., но и животноводство, пластическая хирургия, косметика, парфюмерия, кулинария, виноделие, гастрономия, моделирование  одежды, парикмахерское дело, татуировка и т. д. Всего он насчитывает около 400 видов.

Относимые Манро к искусству кулинария, парфюмерия, такт, грация, изящество манер и медицина, риторика и т. д. так и почитаемые средневековым арабо-мусульманским мыслителем Фараби за искусство ткачество, медицина, риторика и т. д., на самом деле есть не собственно художественное творчество, а разные способы, формы и сферы эстетического освоения мира, ибо они основываются не только на законах целесообразности, но и на законах красоты.

Хотя Т. Манро не видит «берегов» у мира искусства, однако в его суждениях есть и некоторая рациональная сторона, и в той мере, в какой они имеют ценность для человечества как рода, то есть эстетическую значимость, являются сферой интересов эстетики.

Информация о работе Шпаргалка по "Эстетическое воспитание"