Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Эстетические воспитания"
Не меняя привычный взгляд на виды искусства, можно считать, что все эти явления имеют эстетическую природу и могут быть рассматриваемы в эстетике.
13.основные принципы эстетического воспитания
Эстетическое воспитание
подрастающих поколений осуществляется
на основе принципов, выработанных советской
педагогикой. Принцип коммунистической
направленности в эстетическом воспитании
подрастающего поколения имеет
ведущее значение. В нем выражается
идеологическая направленность всей воспитательной
работы советского общества. Он утверждает,
что наша конечная цель — построение коммунизма
— должна определять и те конкретные задачи,
которые решаются в процессе воспитания.
В свете этого принципа эстетическое воспитание,
его средства, методы и формы должны отвечать
высокой цели — формированию гармонически
развитой, общественно активной личности.
Одним из важнейших средств эстетического
воспитания является искусство.
Оно участвует в формировании мировоззрения
человека, его нравственных убеждений,
духовной культуры, отношения к жизни
и деятельности. Советскому обществу небезразлично,
на каком идейном содержании формируются
эстетическое отношение к действительности
и художественный вкус детей и молодежи.
Поэтому педагоги должны отбирать для
детей такие произведения искусств, в
которых отображены существенные проявления
жизни нашего общества, идейно воспитывающие
детей и оказывающие на них положительное
эстетическое влияние.
Принцип преемственности прогрессивных
элементов культуры в эстетическом воспитании
подрастающего поколения предполагает
связь эстетической культуры народа, современного
искусства с лучшими традициями прошлого
и передовыми теориями эстетического
воспитания. В. И. Ленин говорил, что пролетарская
культура не выдумка лиц, которые называют
себя специалистами в этой области. Новая
культура, искусство, эстетическое воспитание
— законное наследие всех тех запасов
человеческих знаний, которые выработаны
под гнетом антагонистического общества.
Освоение культурного наследия требует
критического к нему отношения и вместе
с тем сохранения того, что в нем есть ценного.
Советский народ бережно относится к художественным
ценностям прошлых эпох, а советское искусство,
советское воспитание наследует прогрессивные
традиции всего мирового художественного
творчества. Советская педагогика знакомит
детей с искусством, основанным на принципах
социалистического реализма.
Принцип научности эстетического воспитания
предполагает наличие ясной перспективы,
анализа того, что достигнуто, что должно
быть в конечном итоге и что связано с
достижением общественно значимой цели.
Он означает вооружение подрастающего
поколения строго научными знаниями, соответствующими
характеру современного искусства, уровню
его развития. Принцип научности требует
отбора самого существенного содержания,
отвечающего логике наук об искусстве,
принципам советской эстетической культуры,
критериям оценки, идейного богатства
произведений искусства, их художественной
ценности. Он требует отбора системы научных
понятий об искусстве и эстетическом отношении
человека к действительности, которыми
должно овладеть подрастающее поколение.
Принцип научности предусматривает также
систематичность и программность в овладении
знаниями, навыками и умениями. Принцип
научности означает построение эстетического
воспитания на основе глубокого изучения
соответствующего возрасту детей содержания,
методов и форм воспитания и обучения.
Принцип комплексности. Эстетическое
воспитание связано с развитием всех сторон
личности. Оно должно осуществляться всеми
имеющимися воспитательными средствами
в процессе разнообразной педагогической
деятельности, направленной на идейно-политическое,
трудовое и нравственное воспитание. Поэтому,
осуществляя воспитание личности советского
ребенка, необходимо реализовать принцип
комплексного подхода.
Принцип всеобщности требует эстетического
воспитания и художественного образования
всего населения на всех возрастных этапах,
а не только тех, кто имеет ярко выраженные
способности. Наше государство в настоящее
время решает задачу всеобщего среднего
образования подрастающих поколений.
В связи с этим возникает необходимость
поднять уровень эстетической воспитанности
и художественной образованности, так
как это помогает наиболее успешно решать
образовательные, трудовые, нравственные
задачи.
Принцип единства обучения и формирования
самостоятельного художественного творчества
детей предполагает теснейшую взаимосвязь
между обучением и формированием творчества
подрастающего поколения. Эти процессы
нельзя рассматривать изолированно, так
как творчество формируется в процессе
обучения знаниям, умениям и навыкам, а
обучение становится более эффективным
благодаря применению творческих умений.
Исследования советских ученых (Е. А. Флериной,
Н. А. Ветлугиной, Н. П. Сакулиной) показали,
что развивать творчество детей нужно
в процессе обучения, при этом предусматривая
такое взаимодействие учебных и творческих
задач, при котором творческий элемент
не заслоняет учебные задачи, а делает
их более значимыми, осмысленными, эмоциональными.
Сочетание учебного и творческого элементов
должно быть различным в зависимости от
степени решения той или иной учебной
задачи: чем меньше усвоен учебный материал,
тем более простым должен быть творческий
элемент, и, наоборот, чем лучше он усвоен,
тем шире можно сочетать его с творческими
задачами. Основной путь эстетического
развития ребенка — это формирование
его самостоятельной художественной деятельности
и творчества.
Все вышеуказанные принципы тесно взаимосвязаны
между собой и направляют построение педагогического
процесса.
Рационалистические основания
культуры. Невозможно провести совершенно
точную границу между культурами
XVI и XVII века. Уже в XVI веке в учении
итальянских натурфилософов начинают
складываться новые представления
о мире. Но настоящий перелом в науке
о вселенной совершается на рубеже XVI и
XVII веков, когда Джордано Бруно, Галилео
Галилей и Кеплер, развивая гелиоцентрическую
теорию Коперника, приходят к выводу о
множественности миров, о бесконечности
вселенной, в которой земля является не
центром, а маленькой частицей, когда изобретение
телескопа и микроскопа открыло перед
человеком существование бесконечно далекого
и бесконечно малого.
В XVII веке изменилось понимание человека,
его места в мире, отношение между личностью
и обществом. Личность человека Возрождения
характеризуется абсолютным единством
и цельностью, она лишена сложности и развития.
Личность - эпохи Возрождения - утверждает
себя в согласии с природой, которая представляет
собой добрую силу. Энергия человека, а
также фортуна, определяют его жизненный
путь. Однако этот "идиллический"
гуманизм уже не годился для новой эпохи,
когда человек перестал сознавать себя
центром мироздания, когда он почувствовал
всю сложность и противоречия жизни, когда
ему пришлось вести жестокую борьбу против
феодально-католической реакции.
Личность XVII века - не самоценна, как личность
Ренессанса, она всегда зависит от окружения,
от природы, и от людской массы, которой
она хочет себя показать, поразить ее и
убедить. Эта тенденция, с одной стороны,
поразить воображение массы, а с другой
стороны, убедить ее является одной из
основных особенностей искусства XVII века.
Искусству XVII века так же, как и искусству
Возрождения, свойственен культ героя.
Но это - герой, которого характеризуют
не действия, а чувства, переживания. О
чем свидетельствует не только искусство,
но и философия XVII века. Декарт создает
учение о страстях, а Спиноза рассматривает
человеческие желания, "как будто это
линии, плоскости и тела".
Это новое восприятие мира и человека
могло получить в XVII веке двоякую направленность,
в зависимости от того, как оно использовалось.
В этом сложном, противоречивом, многоплановом
мире природы и человеческой психики могла
быть подчеркнута его хаотическая, иррациональная,
динамическая и эмоциональная сторона,
его иллюзорность, его чувственные качества.
Такой путь вел к стилю барокко.
Но акцент мог быть поставлен и на ясных,
отчетливых представлениях, прозревающих
истину и порядок в этом хаосе, на мысли,
борющейся с его конфликтами, на разуме,
преодолевающем страсти. Такой путь вел
к классицизму.
Барокко и классицизм, получив свое классическое
оформление соответственно в Италии и
во Франции, распространились в той или
иной мере по всем странам Европы и были
господствующими направлениями в художественной
культуре 17-ro века.
2. Эстетические принципы барокко. Стиль
барокко возникает в Италии, в стране раздробленной
на мелкие государства, в стране, испытавшей
контрреформацию и сильнейшую феодальную
реакцию, где богатые горожане превратились
в земельную аристократию, в стране, где
пышным цветом расцвели теория и практика
маньеризма и где вместе с тем во всей
яркости сохранились богатейшие традиции
художественной культуры Возрождения.
У маньеризма барокко взял его субъективность,
у Ренессанса - его увлечение реальной
действительностью, но и то и другое в
новом стилистическом преломлении. И хотя
пережитки маньеризма продолжают сказываться
и в первом и даже во втором десятилетии
XVII века, по существу, преодоление маньеризма
в Италии может считаться завершенным
к 1600 году.
Одной из проблем, характерных для эстетики
барокко, является проблема способности
убеждения, берущая свое начало в риторике.
Риторика не отличает правды от правдоподобия;
в качестве средств убеждения они представляются
равноценными - а отсюда следует иллюзорность,
фантастичность, субъективизм искусства
барокко, сочетающийся с засекречиванием
техники "искусства" произведения
эффекта, создающего субъективное, вводящее
в заблуждение впечатление правдоподобия.
Исходя из того, что главным понятием эстетики
барокко является способность убеждения,
она понимается как умение убеждать зрителя
с помощью специфического инструмента
воздействия, каким является произведение
искусства. Риторика украшает речь, придает
понятиям и предметам формы более легко
воспринимаемые. Риторика неразрывно
связана с литературой и поэзией, которая
нередко отождествляет себя с риторикой.
Способность убеждения должна убедить,
затронуть, удивить того, кому предназначено.
Автор поэтому должен знать до мелочей
того, кому предназначено его произведение,
должен изучать их и руководствоваться
этим знанием, создавая свои произведения.
Существуют ли какие-либо признанные и
обязательные в силу своей эффективности
методы убеждения зрителя, читателя, слушателя?
Годятся все методы при условии, что они
достигают свою основную цель, - убеждают
того, кому предназначены. В этой связи
отодвигается на задний план, становится
несущественной проблема истинности или
ложности произведения искусства. Иллюзорность
становится принципом. Читателя и зрителя
следует прежде всего ошеломить, удивить,
а сделать это можно с помощью умелого
подбора странных и необычным образом
составленных картин.
Большинство теоретиков барокко были
литераторами, однако в их высказываниях
ясно ощущается главная тенденция эпохи
барокко - к сближению различных видов
искусства. Все искусства взаимосвязаны
и обладают единой сущностью. Они разнятся
только способами выражения.
3. Рационализм и нормативизм эстетики
классицизма. Классицизм - одно из важнейших
направлений искусства. Утвердив себя
в трудах и творчестве многих поколений,
выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей,
живописцев и музыкантов, зодчих, ваятелей
и актеров, классицизм оставил такие вехи
на пути художественного развития человечества,
как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона,
Вольтера, комедии Мольера, музыка Люлли,
поэзия Лафонтена, парковый и архитектурный
ансамбль Версаля, картины Пуссена.
Классицизм начинает свое летосчисление
с XVI века, господствует в XVII, властно и
настойчиво заявляет о себе в XVIII и в начале
XIX столетия. Сама история подтверждает
жизнеспособность традиций классицистической
художественной системы и ценность лежащих
в ее основе концепций мира и человеческой
личности, прежде всего характерного для
классицизма нравственного императива.
Слово "классицизм" (от латинского
classicus - образцовый) воплощало устойчивую
ориентацию нового искусства на античный
"образец". Однако верность духу античности
не означала для классицистов ни простого
повторения этих античных образцов, ни
прямого копирования античных теорий.
Классицизм был отражением эпохи абсолютной
монархии и дворянско-чиновничьего строя,
на котором монархия была основана. Обращение
к искусству Греции и Рима, что было также
характерным признаком эпохи Ренессанса,
само по себе еще не может быть названо
классицизмом, хотя оно уже заключало
в себе многие черты этого направления.
В истории Франции абсолютная монархия
играла двойственную роль. Той же двойственностью
отличалась культурная политика абсолютной
монархии и ее эстетическая доктрина -
классицизм. Для монархических дворов
было характерно стремление подчинить
все художественные силы централизующей
организации. Кардинал Ришелье создал
официальный центр в области литературы
и языка - Французскую академию. При Людовике
XIV была создана Академия художеств. В
этих центрах художественной культуры
совершалась большая работа по созданию
единого литературного языка, освобождению
его от провинциальных особенностей и
остатков старины, разработке правильной
литературной речи, классификации жанров
и так далее. Аналогичной деятельностью
была занята Академия художеств, объединившая
наиболее видных живописцев и теоретиков
искусства. В целом вся эта деятельность
имела прогрессивное значение.
Согласно кодексам искусства, от художника
прежде всего требовалось "благородство
замысла". Сюжет картины обязательно
должен был иметь назидательную ценность.
Поэтому особенно высоко ценились всякого
рода аллегории, в которых более или менее
условно взятые образы жизни непосредственно
выражали общие идеи. Самым высоким жанром
считался "исторический", куда входили
античная мифология, сюжеты из знаменитых
литературных произведений, из Библии
и тому подобное. Портрет, пейзаж, сцены
реальной жизни считались "малым жанром".
Самым незначительным жанром был натюрморт.
В поэзии классицизм выдвигал на первый
план рациональную разработку темы согласно
известным правилам. Наиболее ярким примером
этого является "Поэтическое искусство"
Буало - трактат, изложенный в прекрасных
стихах и заключающий в себе много интересных
идей. Буало выдвигал требование первенства
содержания в поэтическом искусстве, хотя
этот принцип выражен у него в слишком
односторонней форме - в форме абстрактного
подчинения чувства разуму.
4. Эстетика европейского Просвещения.
Эстетические теории эпохи Просвещения
сформировались в период ранних буржуазных
революций XVII-XVIII веков и являются частью
идеологии и культуры своего времени.
Просветители полагали, что переустройство
отжившей общественной системы должно
быть осуществлено путем распространения
передовых идей, посредством борьбы с
невежеством, религиозным дурманом, средневековой
схоластикой, с антигуманной феодальной
моралью, с искусством и эстетикой, которые
отвечали запросам верхушечных слоев
феодально-абсолютистского государства.
При всей прогрессивности просветители
не могли выйти за пределы своей эпохи.
В происках гармонического общества просветители
опирались на некоего абстрактного "гражданина",
на его политическое и нравственное сознание,
а вовсе не на того реального человека,
который в действительности формировался
при капитализме.
Просветители путем морально-политического
и эстетического воспитания пытались
достичь преобразования общества на принципах
равенства и справедливости. Они достаточно
отчетливо осознавали тот факт, что существуют
противоречия между частными и общественными
интересами, между личными устремлениями
и долгом, между личностью и обществом.
Разрешить эти противоречия они надеялись
в значительной степени благодаря эстетическому
воспитанию. Отсюда у них возникло убеждение,
что эстетическое начало способно смягчить
врожденный эгоизм людей, превратить человека
в "индивида".
С точки зрения воспитания "гражданина",
нового человека просветители рассматривали
основные понятия: прекрасное, возвышенное,
гармония, грация, вкус (Берк, Дидро); в
том же духе трактовались проблемы сущности
и социальных функций искусства, художественного
конфликта, характера, правды в искусстве
и так далее. Лейтмотивом эстетических
концепций Просвещения явилась защита
искусства высокого гражданского пафоса,
принципов реализма и гуманизма. О соотношении
прекрасного и нравственного рассуждал
Шефтсбери.
В трактовке категорий эстетики просветители
исходили из принципов сенсуализма, выступающего
таким направлением в теории познания,
согласно которому чувственность является
главной формой достоверного знания. Классическая
формула, характеризующая сенсуализм,
принадлежит стоикам: "Нет ничего в
разуме, чего прежде не было бы в чувствах".
5. Теоретическое оформление предмета
эстетики. Зачинателем немецкой эстетики
Просвещения и "крестным отцом" самостоятельного
раздела философского знания явился Баумгартен.
Его гносеологическая система распадалась
на два раздела: эстетику и логику. Первая
представляла собой теорию "низшего",
чувственного познания, вторая - высшего,
"интеллектуального". Для обозначения
низшего знания он и избрал термин "эстетика",
что одновременно трактовалось как ощущение,
чувство и познание. Следовательно, если
логика является наукой об интеллектуальном
познании, то есть законах и формах мышления,
то эстетика - наука о чувственном познании.
Соответственно существуют два вида суждений:
"логические" и "сенситивные"
(чувственные). Первые покоятся на отчетливых
представлениях, вторые - на смутных. Те,
которые покоятся на ясных представлениях,
он называет суждениями разума, а основывающиеся
на смутных представлениях - суждениями
вкуса. Суждения разума дают нам истину,
суждения вкуса - прекрасное. Объективной
основой суждения разума и суждения вкуса
является совершенство, то есть соответствие
предметов своему понятию.
6. Сущность и общественное назначение
искусства в эпоху Просвещения. Сущность
искусства усматривал в подражании природе
немецкий просветитель Винкельман. Подражание
прекрасному в природе может быть либо
направлено на какой-либо единичный предмет,
либо собирает воедино наблюдения над
целым рядом единичных предметов. В первом
случае получается похожая копия, портрет,
во втором - идеальное изображение. Второй
путь Винкельман считает более плодотворным.
Здесь художник выступает не в роли копииста,
а настоящего творца, ибо прежде, чем создавать
изображение, он составляет общее понятие
о красоте и затем следует ее прообразу.
Идеальная красота превосходит обычные
формы материи, преодолевает их ограниченность.
В материальном мире постоянно совершается
развитие вещей и явлений реального
мира, взаимодействие и изменение
соотношения их содержания и формы
проявления. В.И. Ленин подчеркивал,
что содержание всегда формовано, а
форма — содержательна. Материя
в своем формообразовании проходит
стадии: гармонического единства и
целостности формы и
Важнейшим элементом эстетического сознания
человека является художе-ственно-эстетическое
восприятие. Восприятие — исходный этап
общения с ис-кусством и красотой действительности,
психологическая основа эстетического
отношения к миру. От его полноты и яркости.зависят
сила и глубина эстетических переживаний,
формирование художественно-эстетических
идеалов и вкусов. Художественно-эстетическое
восприятие проявляется в способности
человека вычленять в явлениях действительности
и искусства процессы, свойства, качества,
пробуждающие эстетические чувства. На
этой основе осуществляется полноценное
освоение и присвоение художественно-эстетических
явлений. Целенаправленное формирование
эстетического восприятия у школьников
требует развития у них способности тонкого
различения формы, цвета, оценки композиции,
а также музыкального слуха, умения различать
стили, тональности, оттенки звука, мыслить
художественными образами. Культура эстетического
восприятия способствует развитию эстетического
чувства.
Эстетическое чувство — это субъективное
эмоциональное состояние, вы-званное оценочным
отношением человека к эстетическому
явлению действительности или искусства.
Эстетические чувства, возникшие в единстве
с идейным осмыслением эстетического
события, порождают эстетические переживания:
состояния потрясения, просветления, очищения,
страдания, безысходности, радости и восторга,
сострадания. Эстетические переживания
способствуют возникновению и развитию
духовно-эстетических потребностей. Эстетическая
потребность проявляется как устойчивая
нужда в общении с художественно-эстетическими
ценностями, в пере.живании духовно-эстетических
состояний.
Эстетическое сознание включает в себя
осознанное людьми эстетическое отношение
к действительности и искусству, выраженное
в совокупности эстетических идей, теорий,
взглядов, критериев. Центральным звеном
эстетического сознания является эстетический
идеал — социально обусловленное представление
о совершенной красоте в природе, обществе,
человеке и искусстве.
Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим
чувством, рождает худо-жественно-эстетический
вкус, способность человека оценивать
произведения, предметы, явления, ситуации
действительности и искусства с позиций
художест-венно-эстетического идеала.
Художественно-эстетический вкус—это
тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать,
понять подлинно прекрасное или без-образное,
трагическое или комическое и верно оценить
его. На этой основе.раз-вивается способность
эстетического суждения — доказательной,
аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной
оценки эстетических явлений общественной
жизни, искусства, природы. Эстетическое
сознание человека формируется в процессе
его непосредственного общения с социальной
действительностью, природой, искусством,
а также в активной творческой деятельности.
Ведущая функция эстетического сознания
заключается в раскрытии мира реально
существующей красоты: эстетической сущности
искусства, общественной жизни, деятельности,
идеалов, отношений, труда, природы. Любовь
к Родине невозможна без понимания и чувствования
ее красоты. Трудового творчества, любви
к труду не бывает без переживания чувства
прекрасного. Самоотверженная борьба
за убеждения немыслима без непоколебимой
веры в их чистоту и направленность на
достижение прекрасной жизни. Точно так
же нет ненависти к предателям без отвращения
к безобразному в их морали, образе жизни
и злодеяниях. Нет стремления к самосовершенствованию,
к борьбе с пороками в себе без переживания
чувства отвращения по отношению к поступкам,
противоречащим нравственным принципам,
Эстетическое общественное сознание,
выражающееся в форме искусства, оказывает
огромное воздействие на субъективный
мир личности, порождает многообразные
и сложные переживания. Эстетические чувства,
потребности и идеалы стимулируют общественно
полезную деятельность, укрепляют веру
в убеждения, побуждают к борьбе с тем,
что мешает их претворению в жизнь. В этом
и состоит главная воспитательная функция
искусства. Искусство как форма общественного,
эстетического сознания является ярким
и неповторимым источником познания образа
жизни, колорита, духовного содержания
любой эпохи. Изучение истории с помощью
искусства всегда является глубоким и
основательным, так как приводит в движение
всю систему эмоционально насыщенного
конкретно-образного мышления. В этом
проявляется познавательная, общеобразовательная
функция искусства.
Чтобы постичь и присвоить духовный мир,
заключенный в произведении искусства,
переосмыслить, пережить и перестрадать
то, о чем думал, что пережил и воплотил
в образах художник, необходимо обладать
большим идейным кругозором, культурой
чувств, остротой восприятия. Для этого
важно с раннего детства вводить детей
в мир подлинного, большого искусства,
развивать и образовывать их эстетическое
сознание на выдающихся образцах отечественного
и мирового художественного творчества.
В осуществлении художественно-эстетического
просвещения подрастающих и взрослых
поколении — важнейшая функция искусства.
Общение с искусством имеет огромное значение
в психическом становле-нии личности,
в развитии ее общечеловеческих задатков
и личностных качеств; Получая от художественных
произведений огромное количество впечатлений,
ребенок перерабатывает их и реализует
в своей творческой деятельности. Искусство
и детская художественная самодеятельность,
обогащающие опыт жизненных отношений
детей, являются средством их самовыражения
и самоутверждения. Искусство выполняет
важную функцию развития способности
детей к художественному творчеству, которое
широко используется ими в учебе, труде,
игровой деятельности.
Эстетическое сознание в педагогическом
процессе выполняет и функцию организационно-педагогическую.
Отражая обновление жизни общества во
всей ее противоречивости, искусство помогает
педагогам успешно решать идейно-организационные
вопросы. Облегчая детям понимание сложных
общественных отношений, оно готовит почву
для восприятия и принятия ими общественных
требований. Возвышая благородное и героическое,
оно побуждает школьников к организованности
и дисциплине в труде. Высмеивая пороки,
бюрократизм, оно мобилизует общественное
мнение детского коллектива на борьбу
со злом. Во время труда и отдыха, в туристическом
походе и на привале .звучит песня, снимающая
напряжение, объединяющая всех, рождающая
общее чувство и единую волю. Искусство
заполняет свободное время школьников,
наполняет его социально ценным содержанием,
удовлетворяет интересы и потребности
ребят, способствует их разностороннему
развитию.
Искусство является важным средством,
снимающим у детей напряжение от учебы,
труда, спорта. Увлекая школьника, сосредоточивая
его внимание на новых и ярких впечатлениях,
пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя
духовные потребности, искусство переносит
его в мир переживаний и эмоциональных
состояний, переключающих психическую
деятельность в новое русло, создающих
разрядку. Сменой количества и качества
духовных впечатлений искусство осуществляет
своеобразную психотерапию, выполняет
психогигиеническую функцию.
8. Эстетическое-матекатегория эстетики.
Эстетическое, в широком смысле, есть совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода природного, социального или духовного бытия.
Поэтому свойством эстетического обладает не только гармоническое (прекрасное, эстетический идеал, искусство), но и дисгармоническое (возвышенное, ужасное, уродливое, низменное, трагическое), так как и в том и другом наиболее полно выражается сущность данного рода бытия.
Эстетическим является не только прекрасное (что не вызывает сомнений), но и уродливое, и низменное, и трагическое в том случае, если в нем наиболее совершенно выражена его сущность -- сущность рода.
Онтологическое значение эстетического заключается в том, что оно является бытием совершенного, феноменологическое -- в многообразии явлений, обладающих этим свойством как полнотой существования, социологическое -- в том, что предмет эстетики в этом случае приобретает большую широту и глубину, становясь, фигурально выражаясь, более демократичным.
Эстетическое как совершенное обнаруживается и возникает в результате материально-духовной практики человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно объективно и осваивается и преобразуется в практике (например, прекрасное в природе и обществе), с другой -- оно есть объективированный результат этой практики (например, в эстетическом идеале и искусстве). В результате такого «столкновения» в процессе духовно-практического освоения мира, объективного состояния и субъекта социальной жизни, природного (материального) и идеального (духовного) возникает и функционирует совершенно новый объективный феномен -- эстетическое.
Эстетическое есть результат материально-духовной практики человека, оно не является только проекцией идеала на «потухшую» природу, оно есть совершенно новое, специфическое реальное образование, своеобразная «вторая природа», возникшая как органический сплав объективного и субъективного.
Диалектика взаимосвязи
объективно-эстетического с
«Вторая природа», возникающая в процессе этой практики, существует также независимо от человека и становится объектом эстетического познания и преобразования. Человек, творя по законам красоты, вместе с тем объективирует и превращает все созданное в предмет эстетического познания и совершенствования.
Эстетическое в
Специфической особенностью эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В структуре деятельности: цель -- действие -- операция эстетическая деятельность развертывается универсально, так как она идет от индивидуальности к обществу.
А.В. Луначарский в свое время писал: «Эстетическая деятельность -- это стремление к гармонии впечатлений, переживаний», и в этом смысле она есть проявление позитивного совершенства. Но все же главная ее особенность связана не только с переживаниями и впечатлениями, а с действием, развертывающимся через общественные и индивидуальные интересы, потребности, способности, чувства человека.
18. Понятие о категориях эстетики.
Под эстетическими категориями,
отражающими объективные
Первую такую категорию -- прекрасное -- следует определить как совершенное гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, выражена тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.
Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. В досократовской философии она имела космический характер. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Под целесообразностью подразумевается соответствие вещи некой высшей цели, высшему предназначению. Это высшее предназначение всегда имеет идеальную форму, следовательно, целесообразность подразумевает так же причастность идее. В. Соловьев определял красоту как «воплощение идеи», а И. Кант «как выражение эстетической идеи». Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным.
В разумных существах, способных к волевому стремлению к идеальному, красота становится непосредственным выражением духовного, и в этом смысле мы говорим о красоте души или красоте добродетели. В данном случае целесообразность выступает как прямое и непосредственное устремление к цели - к абсолютной полноте бытия.