Этика бизнеса. Проблема социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 05:08, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы дать определение термину «этика бизнеса», нужно обратиться к основополагающим терминам «мораль» и «этика». И.Н. Кузнецов сказал, что «Этика как философская наука изучает мораль. Мораль – форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.»[1] Таким образом, «этика представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль».[2] Можно дать более полное определение слову этика. Этика – это система нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Содержание

1
Что такое этика бизнеса?.............................................................................
3
2
Принципы этики бизнеса. Понятие социальной ответственности в менеджменте……………………………………………………………….
4
3
Основные концепции в этике бизнеса…………………………………...
9
4
Этика бизнеса в России…………………………………………………...
12
5
Этические кодексы и основные принципы этики корпоративных отношений……………………………………………………………….....
15
6
Деловой этикет как особый раздел этики бизнеса………………………
19
Список использованной литературы………………………………………...
21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная проф.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

В любом случае, более  низкий в среднем этический уровень  российских торговцев, особенно до XIXв., безусловно, был связан с более низким уровнем развития экономики, общества и культуры России по сравнению с европейскими странами.

Как идеи православия  повлияли на формирование этики бизнеса  в России? Чрезвычайно интересным представляется мнение русского философа Николая Бердяева. Он пишет: « Русский человек может быть святым, но не может быть честным. Честность – западноевропейский идеал. Русский идеал – святость… Русское православие, которому русский народ был обязан своим нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач перед личностью среднего русского человека. Смирение было единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. Русский человек привык думать, что бесчестность – не великое зло…»[13]

Также интересно отношения  русского человека к богатству. Павел  Бурышкин в своей книге «Москва  купеческая» писал: «Само отношение  предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем теперь на Западе или в Америке... На свою деятельность смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбой… Нужно сказать вообще, что в России не было того «культа» богатых людей, который наблюдался в западных странах». [14]

М.Л. Лучко рассказывает об истории российской бизнес – этике.  «Еще Петр I пытался в свое время «привить» в России правила честных деловых отношений и внутри страны, и в отношениях с иноземцами, сурово карая провинившихся силой своей власти. Говоря о российских традициях в предпринимательской этике, нельзя не сказать и о том, что девизом русских купцов и промышленников в XIX в. становиться принцип «Честь превыше прибыли!».

Попытки укрепить на государственном  уровне нравственных основ предпринимательства  в России стали более заметными в XVIII - XIX вв. Еще в 1733 г. российская Коммерц-коллегия издает указы, в которых регламентируются правила торговли внутри России с иностранными купцами, а также принципы биржевой этики. Уже тогда начинают прилагать усилия по борьбе с недобросовестной конкуренцией и нечестной торговлей. Причем параллельно с принятием законов и указов, предусматривающих административные и уголовные наказания за проступки деловых людей, пытались воздействовать на провинившихся путем морального осуждения в обществе». [7]

Еще не так давно, если верить данным социологических исследований, имидж российских предпринимателей находился на критически низком уровне. При этом сам бизнес как сфера  деятельности воспринималась в целом  положительно, но формы его воплощения в России оценивались «как совершенно неприемлемые».

Отношения к нашим  отечественным предпринимателям меняется не так уж быстро. Пока нельзя сказать, что общественное мнение о них  в целом благоприятное. А это  не способствует развитию нормального  бизнеса у нас в стране, так как в «агрессивной внешней среде обитания» российским предпринимателям сложно рассчитывать на большие коммерческие успехи.  Еще более негативная оценка российских бизнесменов нередко звучит из уст их зарубежных партнеров. «То, что на Западе считается бесчестно, в России считается здравым смыслом». (А. Крейг Копетас, американский ученый, журналист).

Именно различие в  понимании основ этичного поведения  в сфере предпринимательства  на практике часто служит главным  препятствием к развитию долговременных деловых контактов с зарубежными партнерами. Это отнюдь не означает, что в странах с развитой рыночной экономикой бизнес всегда ведется честно. Однако никто не отрицает, что на Западе уже сложилось представление о правилах игры, нарушение которых приводит к выталкиванию нечестных предпринимателей из их среды и с рынка вообще.

Наши бизнесмены в  подавляющем большинстве не только не имеют такого представления. Они  даже не подозревают, насколько сильно влияет соблюдение норм этики бизнеса  на формирование положительного имиджа компании и на ее коммерческий успех. До сих пор считается, что «роскошь этичного бизнеса» могут позволить себе лишь немногие, ведь этика и прибыль – понятия почти противоположенные.

Отрадно сознавать, что  большинство крупных компаний уже имеют свои этические кодексы. И пусть часто это – дань моде, срисовывание картинки западных компаний, но без такого этапа в формировании нормальных правил игры не обойтись. Сначала надо хотя бы осознать необходимость своих правил бизнеса, правил деловой этики, или этических кодексов, задуматься над тем, зачем все это нужно; потом – кодексы должны рано или поздно заработать.

Отрадно, что российское бизнес-сообщество осознало необходимость, во-первых, изучать вопросы этики  бизнеса и социальной ответственности; во-вторых, пропагандировать удачный опыт; в-третьих,  помочь нашим предпринимателям понять, что в нынешних условиях уже нельзя отмахиваться от этих проблем, надо просто проанализировать все «плюсы» и все трудности соблюдения этических норм бизнеса.

Нужно также упомянуть  о том, что в октябре 1997 г. прошла презентация национального фонда  «Российская деловая культура».  Главной целью этой программы  названа помощь отечественным предпринимателям «в быстром овладении навыками современной деловой культуры и использование отечественного и зарубежного опыта». За время существования этой программы были разработаны принципы бизнеса в современной России «Двенадцать принципов ведения дел в России».

Очень важным фактором интеграции российских деловых кругов и специалистов в области этики бизнеса и деловой культуры является международная поддержка, которую получила национальная программа «Российская деловая культура».

Что же делать для того, чтобы уровень российской этики бизнеса повысился?

  • Больше освещать в российских СМИ опыт лучших и худших компаний;
  • Вводить курсы по этике бизнеса в школах и вузах;
  • Проводить больше круглых столов и семинаров по этике бизнеса и социальной ответственности в среде менеджеров и предпринимателей;
  • Развивать сотрудничество с западными фирмами для использования их опыта в этой области;
  • Государству более активно поддерживать социально ответственные компании (снижение налогов и другие экономические льготы);
  • Создать более эффективное законодательство, которое будет и более справедливым к предпринимателям, и более нетерпимым к нарушению законов.  [7]

 

5. Этические кодексы и основные принципы этики корпоративных отношений.

 

М.Л. Лучко пишет о  том, какие кодексы появились  самыми первыми и описывает их краткое содержание. «История Российских этических кодексов берет свое начало в 1912 году. В это время появился кодекс «Семь принципов ведения дел в России». Данные принципы были сформулированы российскими предпринимателями. Он сводился к таким основным положениям:

1. Уважай власть.

2. Будь честен и правдив.

3. Уважай право частной  собственности. 

4. Люби и уважай  человека.

5. Будь верен своему  слову.

6. Живи по средствам. 

7. Будь целеустремлен.»[7]

В 1997 году разработаны  принципы бизнеса в современной  России с учетом выработанных традиций. «Двенадцать принципов ведения дел в России».

1. Прибыль важнее всего,  но честь дороже прибыли.

2. Уважай участников общего дела - это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

4. Всегда веди дело  сообразно своим средствам.

5. Оправдывай доверие, в нем - основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия  до суда. Самый надежный партнер  - тот, который тоже выигрывает  от сделки.

7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.

8. Для законного влияния  на власть и законотворчество  объединяйся с единомышленниками  на основе данных принципов.

9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.

10. При создании и  ведении дела как минимум не  наноси ущерба природе.

11. Найди в себе силы  противостоять преступности и  коррупции. Способствуй тому, чтобы  они стали невыгодными всем.

12. Проявляй терпимость  к представителям других культур. Они не хуже и не лучше нас, они просто другие.[15]

И.Н. Кузнецов к своей  книге «Бизнес-Этика» пишет про  Декларацию Ко. Его анализ данного  документа поможет нам вникнуть в суть корпоративной этики и  рассмотреть основные положения  Декларации Ко.      «Важнейшим шагом в развитие этики бизнеса было принятие в 1994 году «Международных принципов бизнеса», или иначе как Декларация Ко – «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить  основы восточной и западной деловых культур, ее инициатором были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии. В преамбуле «Принципы бизнеса», в частности, говориться: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальным принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба.

В качестве главных принципов  международного бизнеса выделены следующие:

  • Ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
  • Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
  • Этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
  • Уважение правовых норм;
  • Поддержка многосторонних торговых отношений;
  • Забота об окружающей среде;
  • Отказ от противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между  макросубъектами социальной и экономической  структур общества – организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономики переходного периода, в которой происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне. Как правило, приводит к бесполезным усилиям на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на макроуровне, т.е. организаций – с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

 

Так, во взаимоотношениях организаций с покупателями ключевыми  должны стать следующие принципы:

  • Обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии  с их требованиями;
  • Обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
  • Принимать необходимые меры для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживаться или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
  • Гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов;

Отношение организации  с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:

  • Обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
  • Обеспечивать владельцам и инвесторами открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;
  • Сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;
  • С вниманием относиться к из требованиям, предложениям, резолюциям.

Отношения организации  с персоналом рекомендуется строить  на следующих принципах:

  • Обеспечивать служащих работой и заработной платой, которые превышают их уровень жизни.;
  • Создавать условия труда, не наносящие ущерба здорорью и человеческому достоинству;
  • Быль честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • Прислушиваться и по возможности реагировать на предложения и просьбы работников;
  • В случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;
  • Избегать дискриминационной политики  и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различными профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
  • Обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Поощрять работников и помогать им в развитии необходимым навыков и умений, внимательно относиться к проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, трудовыми службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

Информация о работе Этика бизнеса. Проблема социальной ответственности