Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 05:53, реферат
Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль, нравственность. С трехсотых годов до н.э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс.
Введение
Этика долга
свобода и этика
заключение
литература
Содержание
Введение
заключение литература |
3 4 11 17 18 |
введение
“Среди наших понятий ... понятие нравственности важнейшее”
И.Кант
Этика является
одной из древнейших философских
дисциплин, объектом изучения которой
служат мораль, нравственность. С трехсотых
годов до н.э., когда этику впервые
обозначили как особую область исследования,
до сегодняшних дней интерес к
ее осмыслению не ослабевает. В разное
время к проблемам этики
Среди философских
трактатов по этике особенно выделяются
труды И.Канта. Этика Канта во
многих отношениях явилась вершиной
философии морали нового времени. Среди
классиков немецкой философии Кант
уделил наибольшее внимание нравственности
(причем именно ее специфике), и его
этическая концепция, последовательно
развитая в целом ряде специальных
трудов, была наиболее разработанной,
систематической и завершенной.
Кант поставил целый ряд критических
проблем, связанных с определением
понятия нравственности. Одна из заслуг
Канта состоит в том, что он
отделил вопросы о
Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики.
Современные
исследования кантовской этики являются
попыткой дать новые способы ее переосмысления
и новые подходы реконструкции
критической этики. Критическая
этика Канта своим исходным пунктом
имеет осознание практики, в которой
воплощается разумное поведение
человека. Подобно тому как теоретическая
философия выясняет вопрос о возможности
истины и научного знания, вся практическая
философия посвящена
Связь этики Канта с его теоретической философией, генезис его этических идей, становления его мысли в рамках учения о свободе и этике, долженствование (центральная категория его морали) - эти проблемы находятся в центре внимания при изучении его этической концепции.
I Этика долга
“Чистое представление о долге имеет на человеческое сердце ... гораздо более сильное влияние, чем все другие мотивы”
И.Кант
Единственно, что изначально предопределено в человеке, — это его стремление к счастью; самые фундаментальные потребности и интересы людей в конечном счете сводятся к достижению блаженства. Но если даже эту фундаментальную природу человека можно отличить от наличной психологии людей и предписать человеку некий “истинный” интерес и стремление в отличие от его непосредственных, фактических склонностей и желаний, то все равно в этом случае мораль будет сведена к некоторому “разумному эгоизму”. Кант рассуждает здесь прежде всего как моралист, с точки зрения самого нравственного сознания, последовательно проводя собственную логику. В данном случае он отстаивает чистоту морального мотива. Принцип счастья, говорит Кант, “подводит под нравственность мотивы, которые, скорее, подрывают и уничтожают весь ее возвышенный характер, смешивая в один класс побуждения к добродетели и побуждения к пороку и научая только одному — как лучше рассчитывать, специфическое же отличие того и другого совершенно стирают”[2, т.4, ч.1, с.285-286]. Если нравственность основывать на стремлении человека к счастью, то побуждение к действию, пусть даже правильному, будет обременено инородными, “гетерономными”, не свойственными самой морали мотивами — надеждой на достижение успеха, на обретение блаженства в этом или потустороннем мире, на вознаграждение добродетели, наконец, на получение внутреннего удовлетворения от сознания правильности своих поступков. Подлинно же моральный настрой человека должен состоять в том, чтобы не ожидать наград ни в этом, ни в ином мире, а исполнять свой долг безотносительно к каким-либо надеждам, пусть даже желание счастья — неискоренимое естественное стремление человека.
Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата. При такой интерпретации нравственность превращается в чисто техническую, прагматическую задачу, в вопрос о “благоразумии”, умении и способности эффективно достигать поставленные цели. Такие принципы действия, конечно, имеют место в человеческой жизни; Кант называет их условными, гипотетическими императивами: если желаешь достичь такого-то результата, следует поступать так-то. Но все дело в том, что такие правила, определяя средства (методы, способы, пути, технику) осуществления искомой цели, оставляют в стороне вопрос об определении самих целей. Действительно, моральные требования к человеку нельзя свести к каким-то техническим предписаниям, которые указывают лишь то, как можно наиболее эффективно достигнуть преследуемую цель. Во-первых, далеко не каждая цель может быть признана нравственной; успешное действие может иметь и противоморальную направленность. Во-вторых, даже во имя благой цели могут быть применены средства, притом эффективные, кои могут быть аморальными. Таким образом, гипотетический императив, будучи руководством к действию технического порядка, еще ничего не говорит о нравственном характере действия. Целесообразность вовсе не всегда совпадает с требованием морали — вот какая проблема возникает в данном случае. Решение ее сводится к следующему: в жизни люди преследуют различные цели, но из этих — особенных, частных, “эмпирических” — целей еще невозможно вывести нравственность. Напротив, это нравственность признает правомерными одни и осуждает другие цели. Стало быть, не понятие цели обосновывает моральное долженствование, а наоборот, эмпирические цели могут быть обоснованы или отвергнуты с точки зрения морали. Поэтому “цель, которую ставят, уже предполагает нравственные принципы. Например, идея высшего блага в мире... следует из морали, а не есть ее основа”[2, т.4, ч.2, с.9].
Кант
сторонник приоритета долженствования
над ценностью в морали, в этом
он видит специфику
Теснее
всего нравственность у Канта
сплетена с правом. Если какого-либо
человека долг заставил сделать выбор
не в пользу своего ближнего, то для
Канта это служит свидетельством
его нравственности. В действительности
здесь проявляется лишь абстрактный
гуманизм — ведь отнюдь не всегда это
справедливо на самом деле, то есть
отнюдь не всегда “любовь к дальнему”
нравственнее “любви к ближнему”.
Кант прав в том, что нравственный
императив требует оказания людям
нужной помощи, но совсем не вынуждает
любить их за это. “Совершенно нелепо
было бы говорить: вы должны любить других
людей. Следовало бы сказать: у вас
есть все основания любить своего
ближнего, и это справедливо даже
в отношении ваших врагов”[2, т.2,
с.139]. И, действительно, чувство долга
как будто исключает чувство
любви, ибо любить по обязанности
невозможно. Но Кант не прав, считая, что
они никогда не могут совпасть,
поскольку подлинная
В
этике Кант развивает учение
об автономии морали: утверждая
свободу, человек выступает
Поведение,
закон которого совпадает с законом
природы, не имеет, по Канту, никакого отношения
к нравственному закону. То, чего
нет в естественном законе, —
это внутреннее принуждение. Моральную
способность “свободного
Кант
заботится о чисто
Для Канта
нравственное начало сводится лишь к
субъективному сознанию долга. Долг
есть долг — чистый долг, исполнять
его следует единственно из уважения
к нему. Обосновывая это требование
Кант апеллирует к совести. Действительно,
совесть человека является наилучшим
судьей в вопросах морали, высшей способностью
нахождения моральной истины и выработки
правильного решения и подлинно
нравственной точкой зрения, если она
не только субъективна, но и соединена
со знанием объективной истины. Но
у Канта, как это видно в
“Критике чистого разума”, совесть
как раз и появляется там, где
голос разума умолкает, где мышление
не справляется с познавательными
проблемами. Так что совесть у
Канта уже в своем появлении
по необходимости оказывается