Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 05:53, реферат
Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль, нравственность. С трехсотых годов до н.э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс.
Введение
Этика долга
свобода и этика
заключение
литература
Как же возможны
свобода и нравственность? Человек,
говорит Кант, принадлежит в одно
и то же время к двум мирам. Один
— мир природы, явлений эмпирического
бытия, пространства и времени, внешней
необходимости; другой же — мир
ноуменальный, вне пространства, времени
и всего сущего, мир интеллигибельный,
мыслимый лишь в категориях практического
разума, мир свободы. Соответственно
все мыслимые законы подразделяются
Кантом на “законы природы” и “законы
свободы”, или нравственности. Свобода
для Канта означает не беспричинность,
а способность разумного
С вопросом
о свободе тесно связана
У Канта неоднозначность понимания свободы индивида в теоретической и этической части учения по сравнению с его политической теории возникает противоречие между тем положением кантовской этики, в которой утверждается, что человек является целью самой по себе, и политической теорией, где человек рассматривается как зависимый от внешних для него факторов, таких, например как обладание собственностью. Кант допускал ограничение политических прав женщин, детей, а также так называемых “пассивных граждан”. В этом видно социально ограниченное понимание Кантом демократических свобод индивида. Но в то же время в кантовской политической теории имеется четко выраженная мысль о том, где именно следует искать пути совершенствования правовых порядков. Кант осуждал деспотизм, правление “отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них полезно, а что вредно (за них это решает глава государства), — такое правление есть величайший деспотизм. Правление должно быть не “отеческим”, а отечественным, объединяющим правоспособных граждан. Здесь — основной пафос кантовской работы.
Какое же место может занимать нравственный подход при анализе явлений человеческой жизни?
Именно область истории подвергает нравственный подход испытаниям на его правомерность и состоятельность. У Канта в человеческой истории действенны мотивы эгоистические, они движут поступками людей и реализуют историю. Целые народы в отношениях между собой “ведут себя” так же, как отдельные индивиды, то есть в истории человечества все происходит не по моральным законам. Эта точка зрения в “Идее всеобщей истории во всемирно-гражданском плане”: “Отдельные люди и даже целые народы... каждый по своему разумению и часто в ущерб другим преследуют собственные цели”[2, т.6, с.7], то есть согласно Канту, история вненравственна и подход к ней должен быть лишен морализаторства. Моральный закон в истории бессилен, здесь царит закон “природы”, которую Кант в данном случае приравнивает к “эгоистической человеческой природе, противной требованиям нравственности”. ”Человек есть животное, которое живет среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он ,как разумное существо, желает иметь закон, который определил бы границы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение... Нельзя понять, как он создает себе главу публичной справедливости, который сам был бы справедлив. Ведь каждый облеченный властью всегда будет злоупотреблять своей свободой, когда над ним нет никого, кто распоряжался бы им в соответствии с законами... Из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого. Только приближение к этой идее вверила нам природа”[2, т.6, с.14].
По Канту,
люди, создающие свою историю, сами
ничего не ведают о ее перспективе,
о “ тайном плане природы”, которая
осуществляется помимо разумных, в
том числе и благих, намерениях
человека через моральное зло. Кант
придерживается идеи об исторически
конструктивной роли зла. В “Идее
всеобщей истории” у него история
в конце концов разрешается установлением
нравственных принципов, в чем Кант
видит “оправдание природы”, которая
использует морально сомнительные средства
для благих целей: всякая частная
воля направлена на родовую цель человечества
к достижению полноты и совершенства
в развитии через хаос, антагонизмы,
раздоры, честолюбие, корысть, властолюбие,
злобу, зависть, через страсть к
разрушению, через бессмысленный
хор человеческих дел. “Всегда удивляет
то, что старшее поколение трудится
в поте лица как будто исключительно
ради будущих поколений, а именно
для того, чтобы подготовить им
ступень, на которой можно было бы
выше возводить здание, предначертанное
природой, и чтобы только позднейшие
поколения имели счастье жить
в этом здании, для построения которого
работал длинный ряд
В
социальной сфере Кант
Среди задатков
человека Кант выделяет способность
“общаться с себе подобными”. Общение
он сводит к отрицательной форме,
к антагонизму между
Заключение
Учение о нравственности находится в центре всей системе Канта.
Канту удалось
обозначить, если и не объяснить
полностью, целый ряд специфических
черт морали. Нравственность не есть психология
человека как такового, она не сводится
ни к каким-то присущим всем людям
элементарным стремлениям, чувствам, влечениям,
побуждениям, ни к каким-то особенным
уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям,
отличным от всех остальных психических
параметров человека. Нравственность,
конечно, может принимать форму
тех или иных психологических
явлений в сознании человека, но
лишь через воспитание, через подчинение
стихии чувств и побуждений особой
логике морального долженствования. Вообще,
мораль не сводится к “внутренней
механике” душевных импульсов и
переживаний человека, а имеет
нормативный характер, то есть вменяет
человеку определенные действия и сами
побуждения к ним по их содержанию,
а не по психологическому облику, эмоциональной
окраске, душевному настрою и
т. п. В этом прежде всего и состоит
объективно-
Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Кант пытался наметить и разрешение парадоксов своей этики, не прибегая к идее Бога. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.
Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кант И. Трактаты и письма, М.: Наука, 1980 — 709 с.
2. Кант И. Сочинения в шести томах, М.: 1963 - 1966 г., т.1, 2, 3, 4, 6.
5. О. Г. Дробницкий “Понятие морали”, М.: Наука, 1974 — 388 с.
6. “Кант и философия в России”, М.: Наука, 1994 — 271 с.