Этические обязанности руководителя и подчиненного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:14, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.
Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей.

Содержание

1.Введение
2.Жанры общения руководителя с подчиненным
3.Культура речи руководителя как этический фактор управления
4. Организация системы коммуникации в процессе управления
5.Преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении подчинённого

Вложенные файлы: 1 файл

изс 1 готово.docx

— 30.77 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЕКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ   ИМ. МИХАИЛА  ТУГАН-БАРАНОВСКОГО

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

ИЗС № 1

По теме: Этические  обязанности руководителя

 и подчиненного

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса  ИЭУ

Группа ЛОГ-12-А

Бернякович Екатерина

Преподаватель: Воробьева  Елена 

Константиновна

 

 

 

 

 

Донецк 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

1.Введение

2.Жанры общения руководителя  с подчиненным

3.Культура речи руководителя  как этический фактор управления

4. Организация системы  коммуникации в процессе управления

5.Преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении подчинённого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Менеджмент создаётся особенностями национальной культуры. Сколько наций  - столько и стилей и типов управления. Русский стиль управления сильно отличается от американского и ещё больше от японского. Каждый из стилей выделяется среди других ярким культурным своеобразием. Чем прочнее менеджмент связан с традициями и обычаями своего народа, тем он экономически эффективен. Этот вывод подтверждают США и Япония.

   В настоящее время,  в условиях развития рыночных  отношений, роста конкуренции,  перед любым предприятием стоят  задачи повышения эффективности  своей деятельности. Успешное их  решение во многом зависит  от уровня управления работой  персонала. В связи с этим  назрела необходимость совершенствования  управления, приведения его в  соответствие с условиями и  целями деятельности.

   Руководитель должен  понимать, что чем лучше у него  сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений  между руководителем и подчинённым  является их непосредственное  общение. Поэтому этика делового  общения в управлении является  основополагающей.

 

Жанры общения  руководителя с подчинёнными

Руководитель в процессе своей деятельности проходит несколько  стадий поведения: от самой жёсткой, категоричной, где надо проявлять  жёсткость и нежелание идти на компромисс, до самой мягкой, лояльной, где руководитель становится равным собеседником без признаков доминирования. Но следует различать ситуации, где  и как надо себя вести. В следующей  таблице приводятся виды общения, выделенные по функциональному назначению, или  жанры общения, как их иногда называют.

Функциональные виды управленческого  общения.

Вид общения

Состояние управленческого  решения

Направление перемещение  информации

Приказ

Управленческое решение  принято

Информация поступает  от начальника к подчинённому

Беседа

  1. Управленческое решение не принято, имеется необходимость в его выработке.
  2. Управленческое решение принято и доведено исполнителю, появилась потребность в дополнительном организационном или морально-психологическом воздействии на подчинённого.
  3. Сложились обстоятельства, в которых необходима корректировка ранее принятого и доведённого исполнителю управленческого решения.

Информация идёт в двух направлениях от подчинённого к начальнику и наоборот.

Совещание

Имеется несколько вариантов  управленческого решения, необходимо определить оптимальное.

Информация перемещается в двух направлениях

Отчёт

Управленческое решение  принято и ранее доведено исполнителю

Информация идёт от подчинённого к начальнику

Переговоры

Необходимо принятие или  выработка совместного управленческого  решения двумя и волее субъектами управления.

Информация поступает  в любом направлении, в соответствии с количеством участников и их статусом.


 

Даная таблица не претендует на полноту, она требует дальнейшей доработки. При этом каждый из видов  может на практике использоваться в  различных формах. Например, приказ может быть доведён в форме  просьбы или требования. Вместе с  тем, как показывает практика, всё  разнообразие задач управленческого  общения может быть решено с использованием перечисленных функциональных видов  общения, специфику и психологическую  основу которых нужно разрабатывать  на теоретическом и практическом уровнях.

 

Культура речи руководителя как психологический фактором управления.

   Культура речи  является интегративной характеристикой,  включающей три группы параметров:

  1. содержание сообщения;
  2. форма высказываний;
  3. речевой этикет.

!) Оценивая воздействие  речи по содержательной стороне,  обычно выделяют следующие характеристики: насыщенность речи информацией,  логичность, точность, понятность её  собеседнику, целесообразность (уместность).

   Информативность  речи зависит прежде всего от новизны и важности или ценности для слушателя сообщаемых фактов. Она существенно повышается в зависимости от способности говорящего к анализу и обобщению, которые особенно важны, так как всегда присутствуют в общении руководителя и подчинённого. Информативность речи существенно зависит от полноты раскрытия основной мысли, её иллюстрации необходимыми фактическими данными, практическими примерами. При этом следует помнить, что информативность снижается при наличии в речи лишней информации, не относящейся к предмету обсуждения.

   Во время подготовки  к любому виду управленческого  общения, например, к беседе, нужно  проработать логику передачи  информации, обсуждения каждого  конкретного вопроса. Основой  логичности речи является логичность  мышления. Поэтому руководителю  необходимо постоянно развивать  в себе способность к чёткому  мышлению. Целесообразно также обучение  основным  положениям и законам  логики. Логичность речи положительно  влияет на способность слушателя  воспринимать информацию.

   Ни в коем случае  руководителю нельзя нельзя пользоваться словами, понятиями и терминами, значение которых он не знает точно. Они будут звучать неестественно, а скорее всего, и неуместно, и речь потеряет точный свой смысл и это приведёт к неточному её пониманию подчинённым. Чтобы этого избежать, надо знать следующие условия для создания точной и правильной речи:

  • знание предмета речи;
  • знание языка;
  • владение речевыми навыками.

Наряду с этими понятиями  фигурирует такая характеристика, как  понятность. Она предполагает, с  одной стороны, учёт интеллектуального  потенциала собеседника, его предварительной  осведомлённости в обсуждаемой  теме, а с другой – «упрощение»  материала до этого уровня.

2) Вторая группа параметров, связагнная с формой высказывания, включает в себя следующие характеристики: правильность и чистота, богатство (разнообразие знаковых средств), выразительность и образность.

   В усном общении правильность речи заключается в соблюдении грамматических, лексических, фразеологических, стилистических и других норм языка. Чистота речи предполагает отсутствие слов-паразитов, жаргона, вульгарных слов. Кроме этого, речь загрязняют неправильные ударения, иноязычные слова, профессионализмы и канцеляризмы. Чистота речи существенно зависит от чёткости дикции. Богатство речи достигается путём исключения неоправданного повторения слов, однотипных речевых конструкций и тому подобное. Выразительность и образность заключается в таком подборе и построении предложения, которое лучше и точнее всего передаёт мысль. Это качество речи достигается путём использования слов и словосочетаний в необычном, метафорическом значении. Большое влияние на слушателей производит оригинальность высказываний. Выразительность речи тесно связана с невербальными средствами общения (жесты, мимика, поза), о которых пойдёт речь ниже.

   Ошибки в словах  и выражениях,пусть даже самые мелкие, приводят к моментальному акцентированию на них внимания собеседника, и, как следствие, утери нити разговора. Это может пагубно сказаться на корректном понимании подчинённым того, что от него впоследствии потребуют. Точные, яркие, образные выражения, наоборот, заставляют заинтересовавшегося собеседника глубже вникнуть в суть беседы, дополнительно, уже самостоятельно, осмыслить тот аспект, который был выделен в резговоре. Поэтому здесь надо быть внимательным: никогда не выделять второстепенную информацию оригинальным высказыванием. В этом случае подчинённый может неправильно понять основную цель.

3) обязательным элементом  высокой культуры речи является  речевой этикет. Приветствие, извинение,  просьба, предложение, выражение  радости, восхищения, признательности  и многое другое будет правильно  воспринято собеседником при  условии соблюдения речевого  этикета, который можно определить  как совокупность правил, норм, словесных  формул и ритуалов, исторически  сложившихся в определённой среде.  Речевое поведение человека должно  проявлять его глубокое, искреннее  уважение к другим людям. Речевой  этикет делает общение человека  с другими приятным, желанным. Он  способствует установлению контакта  между людьми,  поддержанию доброжелательной  атмосферы общения, ориентирует  нас на такие правила общения,  которые способствуют наиболее эффективной и содержательной коммуникации. Руководителю целесообразно изучать и овладевать нормами этикета, но в любом случае нужно помнить, что основными требованиями этикета являются вежливость, внимательность, сдержанность. Недопустимы слишком громкая речь, чрезмерная жестикуляция.  Неэтично во время разговора толкать человека, дёргать за одежду, хлопать по плечу, шептать на ухо, напоминать о физических недостатках и тому подобные вещи.

   Свокупность обстоятельств общения, влияющих на выбор языковых средств, называется речевой ситуацией. Чтобы её определить, нужно ответить, как минимум, на три вопроса: с кем говорить? (один человек или несколько), где? (в официальных или неофициальных условиях), с какой целью? (информирование, влияние, управление). В зависимости от речевой ситуации, используют следующие стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Все стили имеют устную и письменную формы.  Условием успешного управленческого общения является, в основном, разговорным и официально-деловым стилями. Вместе с тем, навыки использования устных форм научного, публичистического и художественного стилей существенно повышают коммуникативные качества руководителя.

 

Организация системы  коммуникаций в процессе управления.

 

    Если высшая администрация организации ориентирована на постоянные изменения, а отсутствие изменений выявляет застой предприятия, то ей необходимо разработать такую организацию «коммуникативного пространства», чтобы органично могли совмещатся устойчивость и динамизм, управляемость и спонтанность, новый и прежний опыт. «Коммуникативное пространство» руководителя и оказывается такой средой, в которой формулируется это двуединство.С одной стороны, организационное поведение работников может быть ориентированно на поиск, инициативы, новаторство (конструкторский и технический отделы, службы маркетинга, отделы продаж), с другой – на сдерживание новаций (финансовая служба, особенно бухгалтерия, отдел снабжения).

    В зависимости  от характера деятельности даже  всего предприятия (фирмы) в  целом осуществляются разные  подходы к руководству. Атмосфера,  царящая в организации, во многом  определяет характер общения как между сотрудниками, так и с руководством. Выделяют команду так называемого «боевого корабля» и «футбольную команду». Если наглядно представить эти два вида организации производства, то нетрудно будет провести ассоциации в сферу управленческой деятельности. К первой относится «жёсткая» организация управления, а ко второй – «мягкая». Чтобы определить, какая система коммуникаций «царит» на вашем предприятии, надо проанализировать его деятельность с помощью следующей таблицы.

Организационная структура коммуникаций.

«Жёсткая» организация коммуникаций

«Мягкая» организация  коммуникаций

-«Пирамидальная» структура  управления

- У каждого строго определённый  фронт работ

    • Точно описываются права, обязанности и ответственность для каждого служащего
    • Внешняя координация поведения

 

 

    • Заданные способы поведения

 

    • Линейный характар мышления как предпочтительный
    • Манёвренная узость взаимодействия
    • Инновационная закрытость коммуникативных сетей
    • Строгая информационная адресность в определённые коммуникационные точки
    • Ощущение разобщённости работников

 

    • Философия организации: «Человек для дела».

-«Плоская» структура  управления

 

-Каждый соотности свою работу с фронтом общих работ

    • Права, обязанности и ответственность модифицируются в зависимости от ситуаций
    • Самокоординация поведения в соотнесённости с поведением других
    • Многовариантные способы поведения
    • Полимерный характер мышления как предпочтительный
    • Манёвренная широта взаимодействия
    • Инновационная открытость коммуникативных сетей
    • Размытая информационная адресность, информацией пользуются все сотрудники
    • Ощущение солидарного по необходимости «командного духа»
    • Философия организации: «Дело для человека».

Информация о работе Этические обязанности руководителя и подчиненного