Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:12, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Государственное регулирование экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предмет, задачи государственного регулирования экономики . . . . . . . . . . . 3
Правовая основа экономики государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Антимонопольное регулирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Необходимость государственного регулирования экономики. . . . . . . . . .. . . 8
Методы государственного регулирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Прогнозирование, программирование и планирование, их роль в регулировании экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Особенности экономической политики государства. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .13
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Основные положения и характеристики. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 17
Обеспечение национальной экономической безопасности. Экономическая безопасность страны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Основные экономические показатели рынка, определяемые государством..22
Государственное хозяйствование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Виды управления в сфере хозяйственной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление агропромышленным комплексом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление промышленностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление транспортно-дорожным комплексом. . .. . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .25
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
К числу важных методов государственного регулирования экономики
относится планирование. Оно представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика ни
в коем случае не отвергает планирование,
поскольку план есть не что иное,
как надлежаще оформленное
Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов - равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам - получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.
Эффективность системы индикативного планирования может быть оценена по двум направлениям. Во-первых, путем сравнения плановых показателей с фактически полученными в стране за планируемый период. Во- вторых, на основе сравнения основных национальных макроэкономических показателей (темпы экономического роста, уровень производительности труда, рост доходов населения и др.) своей страны с аналогичными показателями других стран, примерно равных по уровню экономического развития, но где индикативное планирование отсутствует.
Необходимость планирования и прогнозирования осознается правительством и экономической наукой России. Формирование рыночной экономики не оставляет иного пути государственного регулирования в России кроме индикативного планирования.
Экономические нормативы определяют общие для всех хозяйственных
субъектов и дифференцированные для
их групп «правила игры» - ставки налогов,
таможенных пошлин, валютных курсов и
т.п. Они являются инструментом регулирования
и позволяют хозяйственным
Схематически система
Экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения, утверждение международного авторитета России | |
Социально-экономическая стратегия государства | |
Решаемые проблемы в рамках государственного регулирования экономики | |
Структурная перестройка экономики |
Размещение производительных сил |
Инвестиционная политика |
Социальное обеспечение населения |
Внешнеэкономическая деятельность |
Финансовая, налоговая политика |
Анализ и прогноз социально- |
Антимонопольные мероприятия |
Государственные поставки |
Научно-технический прогресс |
Денежное регулирование |
Охрана окружающей среды |
Приватизация собственности |
Правовое обеспечение |
Особенности экономической политики государства.
Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.
Экономическая политика - система
целенаправленных мер государства
в области управления экономикой.
В обществе существует несколько
субъектов экономической
Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т.д. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны. Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться
только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют
иерархическую соподчиненность - "пирамиду целей":
- цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики;
- цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.
Реализация экономической
экономический рост являются основными
направлениями экономической
В современных условиях России государство играет особую роль в функционировании экономики. Здесь выделим несколько существенных моментов.
Во-первых, государство, осуществляя разгосударствление и приватизацию, создало значительный частный сектор, послуживший началом формирования рыночной экономики. В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» . Приватизация — это возмездное отчуждение
имущества, находящегося в собственности,
субъектов Российской Федерации, или
муниципальных образований, имущества
(объекты приватизации), в собственности
физических и юридических лиц, которое
осуществляется в целях повышения
эффективности экономики, а также
в целях ее социальной ориентации,
улучшения платежного баланса РФ,
осуществления протекционизма по отношению
к российским товаропроизводителям,
приватизация, продолжающаяся в условиях
переходного периода, явилась значительным
финансовым источником, позволившим
решить ряд производственных задач,
частично сдержать падение жизненного
уровня населения, выплатить часть
внешних заимствований и
своевременную выплату процентов по ним.
Во-вторых, важнейшей функцией современного государства является обеспечение научно-технического прогресса. Эта функция означает, что государство должно взять на себя разработку научно-технических программ в важнейших сферах национальной экономики, и их финансирование. Это функция приобрела особо важное значение в связи с тем, что глобализация мировой экономики включает в себя как главный элемент переход к новому типу производства, к новой экономике. Важнейшая отличительная черта нового типа производства состоит в том, что ее стержнем выступают создание и обработка информации, внедрение телекоммуникационных технологий. В новой экономике информация - это не только новый элемент системы машин исследованной Марксом в «Капитале», а принципиально новый способ соединения всех элементов системы машин, что открывает невиданные ранее возможности повышения ее эффективности.
В-третьих, функцией государства можно считать регулирование производства в государственном секторе, а также прогресса в науке и технике.
Здесь необходимо выделить несколько составных моментов. Прежде всего, это управление федеральными целевыми программами и их финансирование. В России финансирование этих программ предусматривается бюджетом на соответствующий год. В России в бюджете приводится перечень важнейших
народнохозяйственных программ. Так,
в бюджете 2006 г. предусмотрено финансирование
таких, например, программ, как фундаментальные
исследования содействия научно-техническому
прогрессу, промышленность. Энергетика
и строительство и много других
целевых программ. Целевые научно-технические
программы имеются у
В-четвертых, функция государства - это регулирование валютно-финансовой сферы национального хозяйства.
Под экономической политикой
Во-первых, соответствующие государственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики, коей является обеспечение роста общественного благосостояния. Практически это осуществляется в форме терминов максимализации функции общественного благосостояния. Вслед за
этим, на основе функции общественного благосостояния государственные органы (в России — Министерство экономического развития и торговли) должны рассчитать целевые показатели, т. е. конкретные цифры, характеризующие намеченный уровень благосостояния населения страны.
Во-вторых, правительственным органам далее необходимо оценить значимость тех политических инструментов, которыми они реально располагают. Здесь имеется в виду соотношение сил различных партий в парламенте и другими общественными организациями.
В-третьих, они должны исходить из выбранной модели национальной экономики, включающей в себя связанные между собой целевые показатели и инструменты для их достижения. Одновременно можно определить общественную силу выбранных политических мер.
Таким образом, экономическая политика правительства - это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
1. Кредитная политика включает:
2. Бюджетная политика охватывает:
3. Фискальная политика предполагает:
Информация о работе Государственное регулирование и государственное хозяйствование