Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:29, курсовая работа
Очевидным и, наверное, никем не оспариваемым выводом является положение о том, что в начале своего становления государственная молодежная политика оказалась практически искусственно «встроенной» в систему региональных социально-политических отношений и в структуру органов власти субъектов Российской Федерации. В силу данного обстоятельства ее эволюция и современное состояние могут быть рассмотрены как бы в двух измерениях:
во-первых, в контексте самостоятельного развития и ее взаимодействия с формирующимися в настоящее время институтами гражданского общества;
во-вторых, как один из моментов сложного и противоречивого взаимодействия между федеральными, региональными и местными органами власти и управления.
Раздел I . Роль государственной молодежной политики
в современной России
«Молодость не любопытна ко всему, что ассоциируется
у нее со вчерашним днем, она жадно смотрит только в будущее»
Анна Борисова[1]
Очевидным и, наверное, никем не оспариваемым выводом является положение о том, что в начале своего становления государственная молодежная политика оказалась практически искусственно «встроенной» в систему региональных социально-политических отношений и в структуру органов власти субъектов Российской Федерации. В силу данного обстоятельства ее эволюция и современное состояние могут быть рассмотрены как бы в двух измерениях:
во-первых, в контексте самостоятельного развития и ее взаимодействия с формирующимися в настоящее время институтами гражданского общества;
во-вторых, как один из моментов сложного и противоречивого взаимодействия между федеральными, региональными и местными органами власти и управления.
Таким образом, вся система коммуникативных связей между субъектами политического развития, несомненно, оказывает на государственную молодежную политику решающее воздействие. Однако нельзя забывать, что и сама молодежная политика в лице ее субъектов является элементом данного дискурса, формируя систему региональных политико-управленческих и иных отношений.
В этой связи несомненный интерес представляет изучение процесса разработки и осуществления государственной молодежной политики под углом зрения наиболее важных аспектов политического бытия каждого из субъектов Российской Федерации как целостного геополитического образования, которое:
во-первых, в той или иной степени интегрировано в российскую политическую систему в целом, представлено в ее политическом коммуникационном поле, следовательно, подчиняется общим тенденциям развития;
во-вторых, имеет свою специфику, проявляющуюся в своеобразии социокультурной конфигурации политической жизни, вследствие которого одни и те же политические явления (решения, действия) влекут за собой весьма неоднозначные результаты;
в-третьих, само по себе политически структурировано «по вертикали» и внутренне противоречиво.
На наш взгляд, особенностью большинства публикаций о молодежной политике является неправомерное отождествление столичных реалий и региональной действительности[2]. Но, очевидно, следует признать, что нынешний российский регион в политическом отношении представляет собой исключительно сложную и во многих случаях несбалансированную систему. К анализу ее недопустимо подходить унифицировано, впадая в иллюзию, что тот или иной областной или краевой центр - «Москва в миниатюре». И все, что в политике действительно для столицы и Подмосковья, характерно и важно для провинциальной России. Унификация, как правило, основана на дефиците конкретного социологического материала, в худшем случае - на нежелании его обобщить и проанализировать.
Прежде всего, необходимо отметить, что региональный политический процесс в значительной мере институционализирован и - главным образом - в государственной форме. Поэтому для понимания его своеобразия важно, хотя бы в общих чертах, представить те основные политические векторы, которые обусловливают государственное и муниципальное строительство.
На основе исследования «Организация и эффективность работы по формированию органов государственной власти и местного самоуправления», проведенного Бабинцевым В.П. и Кривец А.П. можно выделить три группы системообразующих факторов государственно-политического строительства в сфере государственной молодежной политики[3].
Во-первых, влияние федерального центра, выражающееся, в том числе и в наличии нормативно-правовых актов, регламентирующих данный процесс.
Во-вторых, региональный фактор, связанный как с расстановкой политических сил, так и, опять-таки, с правовой регламентацией политического процесса.
В-третьих, специфика региона.
Безусловно, федеральная власть существенно влияет на политические процессы в субъектах Федерации. В структуре этого влияния можно выделить составляющие двоякого характера:
нормативно-правовая, которая является относительно устойчивой и менее, подвержена политической конъюнктуре;
властная, связанная с борьбой за власть и распределением власти на федеральном уровне.
На федеральном уровне нормативно-правовой основой государственного и муниципального строительства в регионах являются Конституция РФ, федеральные законы, договора и соглашения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ. Однако они в предельно общем виде регламентируют данный процесс и создают для региональных политических элит широкое пространство, которое можно использовать в целях политического маневра. Еще большее значение в данной связи, скорее, не нормативные акты, а своего рода образцы и примеры, апробированные в других субъектах Федерации и санкционированные центром.
Значительно сильнее на процессе формирования региональных властных структур сказывается исход политической борьбы в российской столице. До последнего времени он, как правило, вел к существенным кадровым переменам. Особенно, в отношении «первых лиц». Центр продолжает сохранять в своих руках определенные рычаги политического влияния. В первую очередь - финансовые.
Тем не менее, ослабление зависимости региональных руководителей от федеральной власти налицо. Оно, несомненно, в дальнейшем будет способствовать нарастанию регионального сепаратизма. Одновременно данный процесс связан с возрастанием возможности инновационных решений применительно к сфере государственного и муниципального строительства.
Эволюция взаимоотношений между федеральным центром и регионами, несомненно, сказалась на содержании и форме государственной молодежной политики.
В частности, отмеченная выше «встроенность» государственной молодежной политики в региональную политико-управленческую модель является, по нашему мнению, источником развития двух тенденций, с различной степенью интенсивности проявляющихся в различных субъектах Российской Федерации. Во-первых, региональные социальные институты постарались максимально адаптировать предложенную модель к наличной общественной ситуации и местным традициям. В данном случае социокультурная среда выступала как фактор структурной перестройки ГМП, ее (в ряде случаев) существенной модификации. Во-вторых, сама молодежная политика в лице ее региональных субъектов стремилась приспособиться к местным условиям. Это было обусловлено рядом объективных и субъективных причин: необходимость заниматься решением конкретных проблем региона; усиление центробежных тенденций в России; неизбежная ориентация руководителей молодежных структур на региональную политическую конъюнктуру и др.
Вторая тенденция стимулировалась еще и тем, что с течением времени начали ослабевать федеральные ресурсы обеспечения жизнеспособности модели. В настоящее время это проявляется в сокращении финансирования ГМП из федерального бюджета, в ослаблении нормативно-правовых механизмов регулирования молодежной политики. В частности, последнее выражается не только в отсутствии Федерального Закона «О молодежи», но и в том, что процесс законотворчества во многих субъектах РФ значительно опередил федеральный уровень.
Вместе с тем возникли и существенные трудности и противоречия адаптационного процесса.
Во-первых, формообразующее влияние внешней среды на государственную молодежную политику, как и на любые другие социальные модели, всегда было (и остается) институционализировано и в силу российских традиций персонализировано. Следовательно, конфигурацию молодежной политики в регионах в решающей степени определяют региональные политические элиты и руководители «первые лица». Однако их положение сегодня в большинстве случаев характеризуется высокой неустойчивостью. Поэтому часто отсутствует установка на выстраивание стратегической линии молодежной политики, на заботу о ее отдаленных перспективах. В результате внешнее адаптационное давление приобретает ситуативный характер. Данное обстоятельство осложняется и тем, что во многих регионах весьма сильны трайбалистские традиции, в соответствии с которыми, места в управленческих структурах распределяются по клановому принципу. В этом всегда должен существовать определенный резерв должностей для представителей клана, не связанных с высокой степенью ответственности, социального и политического риска. В качестве таковой очень часто рассматривается деятельность по управлению государственной молодежной политикой. Но низкая степень ответственности сопряжена с мораторием на инновационные решения и действия, к числу которых вполне могут быть отнесены и модификации федеральной модели молодежной политики.
Во-вторых, в свою очередь перед субъектами государственной молодежной политики в контексте адаптационного процесса стоит реальная проблема определения его ориентиров Оптимальным в интересах сохранения институциональной, а во многих случаях и персональной жизнеспособности, является «подстраивание» под те из них, которые выступают наиболее значимыми и перспективными в общей динамике социально-политического развития. Однако, как известно, российские регионы сегодня являют собой исключительное разнообразие социально-политических ориентаций, обусловленных, прежде всего, политическим выбором «губернаторов». А это в свою очередь ведет к диверсификации молодежной политики.
Последняя сама по себе не является негативным процессом и, как мы уже отмечали, объективно способствует плюрализму связей и отношений, становление которого, составляет неотъемлемую черту гражданского общества. Однако невозможно не заметить, что подобный плюрализм сегодня чаще всего отражает не разнообразие интересов молодежи, но субъективные установки руководителей. А это само по себе выступает источником дезориентации молодежных структур.
Существенное воздействие на формирование региональной государственной молодежной политики оказывает и специфика организации и использования власти в регионах.
Следует отметить, что сам феномен власти и те возможности, которые дает обладание ею, сегодня более или менее отчетливо осознаются самыми различными людьми в управленческих структурах регионов. Не случайно мы наблюдаем многочисленные примеры порой жестокой и бескомпромиссной борьбы за «губернаторские кресла» и даже за места в законодательных органах власти в субъектах Федерации с большим количеством претендентов.
Вместе с тем в субъектах Российской Федерации налицо опасная тенденция к превращению власти в самоцель, а не в эффективный инструмент социального управления. Население регионов остро реагирует на это снижением своей политической активности, что весьма отчетливо проявляется в период региональных и местных избирательных кампаний.
Весьма сложен в субъектах РФ и процесс самоопределения субъектов политической власти. Речь в данном случае идет о политических элитах, под которыми мы понимаем активные в политическом отношении группы населения, обладающие ресурсами власти и способные при определенных условиях монополизировать ее.
Генезис политических элит, по моему мнению, характеризуется несколькими особенностями. Прежде всего, необходимо учитывать, что собственно политические элиты в регионах к настоящему времени практически не сформировались. Как представляется, это в основном обусловлено несколькими обстоятельствами:
а) неразвитостью публичной политики, вне которой рекрутирование и конкуренция элит превращается в фикцию;
б) слабой политической дифференциацией внутри социальной структуры. Известно, что основой формирования политических выступают самые различные статусные группы, выделяющиеся по экономическим, территориальным, этническим, религиозным и иным признакам. Потенциально каждая группа интересов способна иметь свою политическую элиту, но для этого она должна стать социально активной, осознать свои политические интересы. Этого-то сегодня, как правило, не происходит;
в) дефицитом политических лидеров, место которых с большим или меньшим успехом занимают административные руководители.
В этих условиях практически монопольной властью обладает не политическая, но административная элита, предназначенная для исполнительской деятельности, но на деле обладающая большим, если не исключительным, влиянием на политику[4]. Основная конкуренция в борьбе за власть осуществляется не между нею и политическими элитами, и не среди последних, но внутри самой административной элиты, различные группы которой связаны своими интересами с хозяйствующими субъектами, отдельными экономическими районами, объединены общей административной карьерой, происхождением и т.п.
Монополия административной элиты существенно влияет на подбор и расстановку кадров государственных и муниципальных служащих, в том числе и работников молодежных структур. Порядок их рекрутирования в настоящее время имеет прямые аналогии с исторически апробированной системой гильдий[5] и характеризуется следующими чертами;
а) закрытость. Существует сложный отбор претендентов на более высокие посты в системе управления, их медленный и постепенный путь наверх по чиновничьей лестнице. При этом решающим фактором продвижения порой являются не деловые качества и профессионализм, а иные мотивы. В частности, в процессе социологического опроса «Молодежь и власть», проведенного в Белгородской области в 1994 году (одно из исследований, в котором ставилась чрезвычайно редкая пока для социологических опросов проблема карьеры молодых управленческих кадров), молодые управленческие работники определили следующие условия, которые, по их мнению, обеспечивают карьеру в государственных и муниципальных структурах: личные и деловые связи - 56,57 % опрошенных; профессионализм - 32,32 %; родственные связи - 24,24 %; высокий уровень образования и культуры - 20,20 %; поддержка населения - 6,06 %[6];
б) высокая степень институционализации процесса отбора кадров, наличие многих институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей. Разумеется, современная институционализация не идет в сравнение с существовавшей в советское время. Более того, ряд требований формально не закреплен и существует в конвенциональной форме - в виде своего рода негласных установок руководителей и согласия с ними ближайшего окружения. Однако сам принцип и сегодня сохраняет свое значение;
Информация о работе Молодежная политика в современной россии