Электронное правительство и современные административные реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:05, реферат

Краткое описание

Отправной точкой современных административных реформ, проводимых в странах Запада с конца 70-х годов XX в. По настоящее время, стал кризис классической политико-административной модели управления. Этот кризис был обусловлен усилением дисфункций традиционных бюрократических структур и достижением предельных возможностей развития затратного подхода к государственному управлению, в рамках которого расширение объема и качества публичных услуг напрямую увязывались с повышением налоговой нагрузки на общество.

Содержание

Введение
Разработка систем электронного правительства.
Доминирующая парадигма формирования систем электронного правительства
Координационные проблемы и кризис развития систем электронного правительства.
Концепция менеджмента качества как парадигма административного реформирования и интеграции технологий ЭП в систему государственного управления.
Концепция менеджмента качества и проблемы построения ЭП в России.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

referat_po_politologii.docx

— 29.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Кафедра политологии и  правоведения

Дисциплина: Политология

 

 

 

РЕФЕРАТ

Электронное правительство  и современные административные реформы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 

 

Содержание

Введение

  1. Разработка систем электронного правительства.
  2. Доминирующая парадигма формирования систем электронного правительства
  3. Координационные проблемы и кризис развития систем электронного правительства.
  4. Концепция менеджмента качества как парадигма административного реформирования и интеграции технологий  ЭП в систему государственного управления.
  5. Концепция менеджмента качества и проблемы построения ЭП в России.

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отправной точкой современных  административных реформ, проводимых в странах Запада с конца 70-х годов XX в. По настоящее время, стал кризис классической политико-административной модели управления. Этот кризис был обусловлен усилением дисфункций традиционных бюрократических структур и достижением предельных возможностей развития затратного подхода к государственному управлению, в рамках которого расширение объема и качества публичных услуг напрямую увязывались с повышением налоговой нагрузки на общество. Осознание данного кризиса в условиях неразрывной связи демократии и производительности госсектора, когда правительства «должны обеспечивать услуги и товары гражданам в точном соответствии со своими обещаниями… представляющими собой своего рода соглашения между избирателями теми, за кого эти избиратели голосуют», привело к пересмотру ряда базовых принципов публичного управления и вызвало волну административных реформ, направленных на повышение эффективности и расширение функциональной способности государства.

Одним из элементов указанных  реформ явилась разработка систем электронного правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разработка систем электронного правительства.

Разработка систем электронного правительства, подразумевающая преобразование и оптимизацию процессов функционирования государства на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, прежде всего Интернета с возможностью предоставления публичной информации и услуг в режиме «онлайн». Электронное правительство рассматривается не только как средство повышения эффективности публичного управления, но и как основополагающий элемент новой модели демократии информационного общества, поскольку технологи электронного правительства создают предпосылки для действенного включения граждан и общественных групп в процессы выработки и реализации государственной политики. Доминирующей парадигмой построения систем электронного правительства стала простая информатизация и автоматизация имеющихся бюрократических процедур без пересмотра основополагающих принципов организации государственного аппарата.

На сегодняшний день развитие систем электронного правительства  достигло своего предела, дальнейшее развитие требует новых теоретических  подходов к административному реформированию и внедрению информационно-коммуникационных технологий в практику публичного управления.

Подобным новым подходом могут стать концепция менеджмента  качества и основанная на ней модель программируемого государства. Принятие данного подхода, способного обеспечить системное и последовательное реформирование модели гос. управления является актуальным для современной России.

 

  1. Доминирующая парадигма формирования систем электронного правительства

Современные административные реформы в странах Запада породили многочисленные новые подходы к  организации системы гос. управления, связанные с переосмыслением роли государства в жизни общества, коммерциализацией и менеджеризацией публичного сектора, функциональной трансформацией структуры правительства и т.д. Внедрение технологий электронного правительства в практику гос. управления не предполагало выход за пределы традиционной веберианской модели административных преобразований, подразумевая лишь совершенствование обычных бюрократических процедур без пересмотра базовых принципов работы бюрократического аппарата.

Подобная стратегия создания СЭП во многом являлась самоочевидной: мы имеем некую правительственную функцию (получение лицензии, оплата штрафа и т.д.) и определенные информационно-коммуникационные технологии (интернет-сайты, электронная почта и пр.), применяем указанные технологии для реализации данной функции и получаем искомый результат – перевод исполнения отдельной правительственной функции на технологию СЭП.

Именно такая парадигма  развития ЭП стала доминирующей. Например, функция предоставления гражданам  правительственной информации изначально никак не была связана с технологиями Интернета и реализовывалась  в обычном режиме: публикации в  газетах, письменные ответы на запросы  граждан. Появление ЭП модифицировало формат реализации данной функции, расширив возможности доступа к правительственной  информации и сделав работу правительства  более открытой. То же можно сказать  и о др. функциях: получение официальных документов, уплата налогов – все эти функции содержательно не изменились, но применение технологий ЭП упростило их реализацию.

Подобное совершенствование  бюрократических процедур за счет перевода исполнения правительственных функций  на технологию ЭП улучшило работу го. Аппарата, повысив качество публичных услуг и сократив расходы на их осуществление.

Кроме того, внедрение ЭП хотя содержательно не изменило процессы гос. Управления, но, активизировав взаимодействие между правительством и обществом, создав эффективные каналы включения отдельных граждан и общественных групп в процессы формирования политики, укрепило механизмы обратной связи, что также содействовало расширению функциональных способностей государства.

В целом позитивный эффект от интеграции технологий ЭП в практику государственного управления не вызывает сомнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Координационные проблемы и кризис развития систем электронного правительства.

Планомерный рост СЭП в  странах Запада  последовательно  содействовало повышению эффективности  деятельности государства. В настоящее  время в странах – лидерах  в области применения технологий ЭП наметился кризис роста, связанный  с достижением определенного  предела развития данных систем. Сущность проблемы в том, что простая информатизация и автоматизация существующих бюрократических  процедур не всегда ведут к увеличению эффективности и расширению функциональных способностей государства.

Первый аспект данной проблемы очевиден – внедрение технологий ЭП лишь придает видимость «осовременивания» процессам гос. Управления, на деле представляя собой источник бесполезных и устаревших сведений, автоматизацию ненужных процедур, симуляцию взаимодействия власти и общества.

Второй аспект – даже в случае если каждая из административных функций государства вполне адекватна, позитивный эффект со временем сходит на нет, т.к. необходимость интеграции все большего количества административных функций в единый формат ЭП порождает  нарастающие проблемы координации, связанные с тем, что данные функции  крайне разнородны, зачастую не достаточно ясно и последовательно определены, раздроблены между автономными  гос. структурами и не имеют однозначных критериев осуществления и оценки.

Построение эффективного ЭП требует четкой унификации и регламентации  всех административных функций с  объединением их в единую действующую  систему, сориентированную на достижение максимальной производительности бюрократического аппарата. Но очевидно, что к такому результату не может привести построение ЭП, основанное исключительно на информатизации и автоматизации имеющихся бюрократических организаций и процедур.

Кризис роста ЭП связан с тем, что по мере развития СЭП  в рамках традиционной парадигмы  количество координиционных проблем и объем трансакционных издержек неуклонно возрастают, вследствие чего все позитивные эффекты от внедрения технологий ЭП постепенно сводятся на нет. Выходом из данной ситуации м.б. принятие новой теоретической парадигмы административного реформирования, в рамках которой ЭП перестанет быть придатком бюрократических структур, а системное управление всеми административными процессами с точки зрения достижения конечных результатов станет центральной составляющей гос. управления. Такой парадигмой может быть теория менеджмента качества и модель программируемого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Концепция менеджмента качества как парадигма административного реформирования и интеграции технологий  ЭП в систему государственного управления.

Концепция менеджмента качества, возникновение которой относится к середине ХХ в. И связано с именами таких ученых, как У. Шухарт, Э. Деминг, А. Фейгенбаум, Дж. Джуран и Ф. Кросби, является одной из основ современной науки управления. Теория менеджмента качества может стать одной из ведущих парадигм административного реформирования прежде всего в аспекте перестройки процессов гос. управления на основе технологий ЭП.

Базовым постулатом теории является положение о том, что  рассматривать с т.з. достижения качества следует не только конечный результат, но и каждый этап производственного процесса. Подобный анализ позволяет не ограничиваться констатацией брака посредством традиционного сравнения запланированного показателя качества с его действительным значением в конечном изделии, а выявлять и анализировать причины возникновения отклонений от заданных показателей качества и разрабатывать меры по стабилизации уровня качества. В результате применения подобного подхода создаются предпосылки для управления качеством.

Реализация указанных  принципов менеджмента качества подразумевает переход на процессную модель управления, где любая деятельность или организация рассматривается  как система взаимосвязанных  процессов по преобразованию имеющихся  ресурсов в определенный продукт, а  управлению подвергается каждый отдельный  процесс с т.з. достижения конечного результата, т.е. производства соответствующего по качеству продукта.

Важные характеристики менеджмента  качества – это и его динамический характер, нацеленность на непрерывное  улучшение качества продукции посредством постоянного поиска новых возможностей совершенствования процессов деятельности. В основе подобного поиска лежит знаменитый цикл Деминга (цикл PDCA: plan – do – check – act ), указывающий на наличие четырех принципиально важных и последовательных этапов в руководстве организацией применительно к качеству:

  1. Планирование
  2. Осуществление
  3. Проверка
  4. Действие

Т.о., на первом этапе разрабатывается  план, включающий описание целей и  желаемых результатов, затем указанный  план осуществляется, полученные результаты измеряются и анализируются, на основе чего предпринимаются коррекция  плана и изменения в процессах  деятельности. Постоянное повторение приведенного цикла действий и позволяет  достичь систематического и всеобщего  управления процессами в целях улучшения  качества продукции.

Казалось бы, эта теория очень далека от интересующих нас  проблем, однако именно эта концепция  может дать нам алгоритм их решения. Сущность вопроса заключается в  том, что развитие СЭП по пути информатизации и автоматизации порождает многочисленные координационные проблемы, вследствие чего возрастают издержки, а экономическая  целесообразность технологий ЭП снижается. Как в решении данных проблем  нам может помочь менеджмент качества? Прежде всего, проблема состоит не в  ЭП как таковом, а в специфике  системы гос. управления в целом, не вполне рациональный характер кот. Был терпим в доцифровую эпоху, но с переходом к использовании. Передовых информационно-коммуникационных технологий продуцирует все большее количество необязательных издержек. Исходя из этих соображений, необходимо представить все государство как одну организацию, производящую определенный продукт – публичные услуги. Далее, вся деятельность государства должна быть разбита на отдельные процессы и проанализирована с т.з. достижения конечного результата – качества произведенных публичных услуг. Данный анализ позволяет преобразовать исходные процессы т.о., чтобы качество конечного продукта было оптимальным. При этом отдельные административные процессы д.б. организованы в единую систему, работающую на результат. Введение технологий ЭП в подобную модель гос. управления уже не будет порождать координиционных проблем. Более того, само ЭП в рамках данной модели способно превратиться в инструмент, трансформирующий бюрократические процессы оптимальным образом и становящийся одним из центральных элементов системы гос. управления. Т.о., мы получаем модель программируемого государства, деятельность которого разделена на отдельные, четко определенные, объединенные в единую систему, нацеленные на получение конечного результата управляемые процессы, функционирующие в значительной степени на основе технологий ЭП.

Построение подобной базирующейся на концепции менеджмента качества модели государства требует кардинальной трансформации всей системы публичного управления. Прежде всего, необходима структурно-функциональная реформа. Управление отдельными процессами предполагает отказ от всеохватывающего, гомогенного и иерархически организованного правительства и принятие такой структуры органов власти, при которой объем их полномочий, взаимоподотчетность, характер ответственности и пр. напрямую определяются спецификой выполняемых ими конкретных функций.

Современные исследователи  выделяют пять основных типов подобных функций, подразумевая, что каждая их них должна выполняться особым образом.

  1. Политические функции: стратегическое планирование, составление проектов юридических документов, разработка контрактов о достижении результатов деятельности, минимальных стандартов и норм, анализ и оценка политики, прогнозирование.
  2. Функции координации, надзора и мониторинга результатов деятельности: координация отношений между различными органами, мониторинг результатов деятельности дочерних органов, содействие и обеспечение возможности дочерним органам для достижения ими своих плановых показателей результативности деятельности.
  3. Функции предоставления услуг: предоставление товаров или услуг внутренним или внешним клиентам.
  4. Вспомогательные функции: финансовое управление, кадровое управление, информационные системы, инфраструктура и т.д.
  5. Функции регулирования: лицензирование, сертификация, выдача разрешений, аккредитация, инспектирование.

Информация о работе Электронное правительство и современные административные реформы