Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа
Жизнь в 21 веке обуславливается продвижением по пути развития и усовершенствования демократического, правового государства. Процесс построения в России основ правового государства и рыночных отношений вызывает потребность в укреплении правовых начал в общественной и государственной жизни.
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Административная ответственность……………………………………..4
1.1 Понятие и основные черты административной ответственности…….4
1.2 Понятие административного правонарушения………………………...9
Глава 2.Административная ответственность должностных лиц………………..20
2.1 Должностное лицо как субъект административной ответственности.20
2.2 Основания привлечения к административной ответственности должностных лиц…………………………………………………………………...27
2.3 Меры наказания административных правонарушений…………….....29
Заключение……………………………………………………………………….....41
Список использованных источников и литературы……………………………...44
Административная ответственность за правонарушения, носящие региональный характер, то есть находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.
7. Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.
8. Меры административной
ответственности применяются
9. Привлечение
к административной
10. Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.
11. Во всех
случаях ответственность за
12. Важная черта
административной
Подводя итог, можно дать следующее определение: административная ответственность - это комплекс мер, применяющийся уполномоченным кругом органов и должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам, совершившим административное правонарушение в специальной процессуальной форме.
1.2 Понятие
административного
В юридической литературе и в законодательстве имеются различные варианты понятия, определения административного правонарушения.
Понятие административного
После принятия КоАП РФ в другие правовые акты можно использовать только название «административного правонарушения». Но в научной и иной литературе, в устной речи допустимо использовать и второе название «административный проступок».
Среди всего массива правонарушений административные правонарушения выделяются рядом характерных черт и особенностей. Рассмотрим их более подробно.
1. Общественная вредность
Общественная вредность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Административное правонарушение может причинить реальный или ожидаемый (возможный) физический, материальный, моральный вред.
2. Административная противоправность
Административная противоправность как признак административного правонарушения заключается в том, что данное деяние нарушает правовую норму, охраняемую мерами административной ответственности. Эти нормы могут принадлежать не только к административной, но и к ряду других отраслей права. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Границы административной противоправности и меры административной ответственности устанавливаются государством на основе оценки факторов и условий, создаваемых таким деянием. В связи с противоправностью административного правонарушения уместно привести следующее определение, принадлежащее известному юристу Самощенко И. С.: «Противоправность есть юридическое выражение общественной вредности правонарушений».
3. Деяние
Это акт волевого, сознательного поведения одного или нескольких человек. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета. Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Оно причиняет вред законным интересам личности, общества, государства.
4. Деяние, совершенное должностным лицом.
Характеризует
субъектов правонарушения. Ими являются непосредственно
должностные лица. В комментариях, сделанных
Чанновым С.Е. к должностным лицам могут
относиться не только служащие государственных
и муниципальных органов, но и работники
других организаций, а также индивидуальные
предприниматели, совершившие административные
правонарушения в связи с выполнением
организационно-
5. Виновность
Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением. Деяние должностного лица считается виновным, если данное лицо осознавало противоправность своего поведения, желало наступления вредных последствий такого деяния либо косвенно способствовало их наступлению. У него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением. Формы вины при совершении административного правонарушения определены в ст. 2.2 КоАП.
6. Административная наказуемость.
Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение данного деяния устанавливается возможность применения и реально применяются административные наказания. Согласно п.7 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях нельзя осуществлять, если по этому факту в отношении данного должностного лица возбуждено уголовное дело.
Перечисленные и раскрытые признаки административного правонарушения позволяют правоохранительным органам обнаружить и отграничить административные правонарушения от иных вариантов социального поведения должностных лиц. Таким образом, в настоящее время понятие административного правонарушения в российском законодательстве и правовой науке связано, прежде всего, с карательным характером административной ответственности.
В то же время не за каждое деяние, даже содержащее все вышеназванные признаки, будет наступать административная ответственность. Отсутствие в деянии состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица, его совершившего, к административной ответственности.
Признаки административного правонарушения следует отличать от элементов его состава. Совокупность признаков сама по себе состава правонарушения не образует, для его наличия необходимо присутствие всех его элементов. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности4.
Рассмотрение
понятия состава
Понятие состава
административного
В любом случае
все авторы сходятся в выделении
четырех элементов состава
Объект административного нарушения
Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности. В целом круг объектов административных правонарушений обозначен в ст. 1.2 КоАП РФ:
- защита личности;
- охрана прав и свобод человека и гражданина;
-охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- защита общественной нравственности;
- охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти;
- защита общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
- защита законных
экономических интересов
В теории обычно выделяют три вида объектов административного правонарушения: общий, родовой и видовой (непосредственный).
Общим объектом
административного
Родовыми объектами
административного
Видовым, или непосредственным, объектом административного правонарушения признается объект посягательства отдельно взятого административного правонарушения.
Субъект административного правонарушения
Субъектом административного
правонарушения является виновное лицо,
совершившее административное правонарушение
и подлежащее административной ответственности
в порядке, установленном административным
законодательством. Все субъекты административного
правонарушения могут быть разделены
на три группы: общие, специальные и особые.
Субъектом административного правонарушения,
рассматриваемого в нашем случае, будет
являться должностное лицо, которое в
различных ситуациях может быть как
специальным, так и особым. «Термином «должностные
лица» Кодекс для целей административного
наказания охватывает также субъектов,
которые несут административную ответственность
как должностные лица - субъектов, приравненных
к должностным лицам. В их круг КоАП включает,
во-первых, руководителей всех иных (т.е.
не являющихся государственными либо
муниципальными органами или организациями)
коммерческих и некоммерческих структур,
а также других их работников, выполняющих
организационно-
Информация о работе Административная ответственность должностных лиц