Административная ответственность должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь в 21 веке обуславливается продвижением по пути развития и усовершенствования демократического, правового государства. Процесс построения в России основ правового государства и рыночных отношений вызывает потребность в укреплении правовых начал в общественной и государственной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Административная ответственность……………………………………..4
1.1 Понятие и основные черты административной ответственности…….4
1.2 Понятие административного правонарушения………………………...9
Глава 2.Административная ответственность должностных лиц………………..20
2.1 Должностное лицо как субъект административной ответственности.20
2.2 Основания привлечения к административной ответственности должностных лиц…………………………………………………………………...27
2.3 Меры наказания административных правонарушений…………….....29
Заключение……………………………………………………………………….....41
Список использованных источников и литературы……………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Абсолютно-определенный штраф выражается в четко определенном размере, установленном действующим законодательством и не допускающим других вариантов.

Относительно-определенный штраф содержится в преимущественном количестве статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  и заключается в установлении границ возможного к применению размера, либо, исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Кроме того, в  зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать  как величину, кратную:

1) стоимости  предмета административного правонарушения  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных  налогов, сборов, подлежащих уплате  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;

3) сумме незаконно  полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

Минимальный размер, единый для всех субъектов, - не менее  ста рублей.

Максимальный  размер имеет градацию в зависимости  от субъекта административной ответственности: для должностных лиц - не более пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, в  соответствии с принципом индивидуализации наказания возможность выбора размера  штрафа в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ с учетом различных обстоятельств совершения административного правонарушения, а также имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, обеспечивает реальность исполнения наказания и достижение целей административной ответственности.

Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу. Установление более высокого предела размера административного штрафа для должностных лиц (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ) предполагает для них повышенные требования со стороны государства к исполнению своих обязанностей, в том числе и по соблюдению, охране и защите прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности.

Административный  штраф уплачивается не позднее тридцати дней со дня вступления постановления  о наложении административного  штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Важный момент, предусмотренный КоАП РФ, заключается  в возможности предоставления рассрочки  на уплату штрафа. Рассрочка предоставляется  с учетом материального положения  лица, привлеченного к административной ответственности, судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

 

Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП)

Данная мера выражается в принудительном изъятии  орудия совершения или предмета административного  правонарушения у любого лица, совершившего административное правонарушение, независимо от того, является ли оно собственником  данного предмета или нет, с последующей реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. То есть собственнику компенсируется часть стоимости. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения составляют три взаимосвязанных действия:

  • 1) изъятие у правонарушителя вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения.
  • 2) реализация этой вещи через специализированный магазин.
  • 3) передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятой вещи.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения (ст.3.7 КоАП).

Состоит в принудительном безвозмездном  обращении в собственность государства  вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения и которая принадлежит правонарушителю на праве собственности.

Не считается  конфискацией изъятие из незаконного  владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота, либо находившихся в противоправном ведении лица.

Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП)

Лишение лица, совершившего правонарушение, ранее предоставленного ему специального права при наличии  подтверждающих разрешительных документов. Формулировка "за грубое или систематическое  нарушение порядка пользования этим правом" является условием, при котором государственные органы не только имеют право, но и обязаны привлечь гражданина к административной ответственности, что является материально-административной гарантией привлечения данного лица к административной ответственности.

Установленный срок лишения не может быть менее  одного месяца и более трех лет, что  обеспечивает понимание правонарушителем того обстоятельства, что повторное  совершение аналогичного правонарушения вновь повлечет неприятные последствия, а с другой стороны, правонарушитель не лишается надежды вновь получить утраченное право и осуществлять практическую его реализацию.

В качестве исключения из общего правила в соответствии с принципом гуманизма лишение  специального права не может применяться  к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, что не подразумевает освобождения его от административной ответственности. Однако управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, управомочивает федеральные исполнительные органы (должностных лиц) привлечь это лицо к ответственности и обеспечивает условия для вынесения судебного решения и применения в виде меры административной ответственности данного вида наказания.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП).

Административный  арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ).

КоАП РФ в статье 3.9 "Административный арест" содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест  устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы  Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства  (ст. 3.10 КоАП)

Данная мера административного наказания относится к санкциям, ограничивающим свободу, и может быть применена и в отношении других иностранных физических лиц, в частности лиц с двойным гражданством.

Устанавливается в отношении иностранных граждан  и лиц без гражданства и  назначается судом либо должностными лицами органов и войск пограничной службы Российской Федерации, органами внутренних дел и отличается от меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без необходимых документов (так как данная мера будет выступать как процессуально-административная гарантия административной ответственности граждан).

Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан при условии перемещения их на территорию государства, гражданами которого они являются, или лиц без гражданства в том случае, если они имеют постоянное место жительства за пределами данного государства, в иной ситуации заменяется на другую меру, например штраф или административный арест. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Необходимо  уточнить, что административное выдворение как мера административного наказания применяется за такие нарушения, как:

1) противоправные  действия, идущие в разрез с  интересами обеспечения государственной  безопасности, охраны государственной  границы или охраны общественного  порядка;

2) в случае необходимости охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц;

3) также если  грубо нарушалось законодательство  о правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации,  таможенное, валютное или иное российское законодательство.

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП)

Установление  в КоАП РФ такой меры наказания, как  дисквалификация, соответствует целям  административного законодательства и обеспечивает применение меры административной ответственности, адекватной совершенному правонарушению и личности правонарушителя - гражданина, осуществляющего управление процессами, имеющими значение для общества. Государство обеспечивает принудительное (не по своей воле) лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Определение КоАП РФ круга лиц, к которым может быть применена дисквалификация (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ), выступает как общая материально-административная гарантия привлечения граждан к административной ответственности.

В отношении  применения дисквалификации законодателем  определены сроки применения за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом - от шести месяцев до трех лет.

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного  правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - 1 года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Кодексом РФ об административных правонарушениях  предусмотрена возможность дисквалификации  за следующие правонарушения:

- нарушение  законодательства о труде и  об охране труда (статья 5.27);

- фиктивное  или преднамеренное банкротство  (статья 14.12);

- неправомерные  действия при банкротстве (статья 14.13);

- ненадлежащее  управление юридическим лицом  (статья 14.21);

- совершение  сделок и иных действий, выходящих  за пределы установленных полномочий (статья 14.22);

- нарушение  законодательства о государственной  регистрации юридических лиц  (часть 4 статьи 14.25).

 

Административное  приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП)

Административное приостановление  деятельности заключается во временном прекращении деятельности должностных лиц. Административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться при наличии состава следующих правонарушений, в частности:

- нарушение  законодательства о труде и  об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);

- нарушение  законодательства в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия  населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

- пропаганда  наркотических средств, психотропных  веществ или их прекурсоров  (ст. 6.13 КоАП РФ);

- нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ);

- нарушение  порядка предоставления в пользование  и режима использования земельных  участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ);

- нарушение  требований нормативных документов  в области строительства (ст. 9.4 КоАП РФ);

- нарушение  правил производства, заготовки,  перевозки, хранения, переработки,  использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3 НК РФ);

- нарушение  правил карантина животных или  других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 НК РФ);

Информация о работе Административная ответственность должностных лиц