Административное правонарушение и административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Исторически в правовой науке и в законодательстве сложилось два под-хода к пониманию административных правонарушений.
В конце XIX века значительно возросло количество административных актов, нарушающих права индивидов. Поэтому наиболее развитые государ-ства вынуждены были признать себя ответственными за действия своей ад-министрации, даже если эти действия совершались в соответствии с предос-тавленной ей компетенцией.

Содержание

1.Административное правонарушение 3
1.1.Понятие административного правонарушения 3
1.2.Признаки административного правонарушения 7
1.3.Юридический состав административного правонарушения 11
2.Административная ответственность 21
2.1.Понятие и особенности административной ответственности 21
2.2.Признаки административного правонарушения 24
2.3.Виды административных наказаний 26
Список источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право к.р.docx

— 45.94 Кб (Скачать файл)

На необходимость  выяснения виновности лица в совершении административного правонарушения обращает внимание Высшего Арбитражного Суда РФ п. 16 Постановления Пленума  от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях"13. В соответствии с п. 16 Постановления выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании: данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении; объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению; а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный  суд не вправе указывать в судебном акте на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника  в совершенном правонарушении, поскольку  установление виновности названных  лиц не относится к его компетенции. Следовательно, исходя из принципа состязательности и равноправия, закрепленного в  ст. 123 Конституции РФ, органы и должностные  лица при привлечении юридического лица к административной ответственности  обязаны выяснить наличие вины в  его действиях, а не автоматически  переносить вину работника на юридическое  лицо.

Между тем в ряде случаев  они именно так и поступают, несмотря на попытки юридических лиц доказать, что правонарушение было вызвано  исключительно в силу несоблюдения работником данного юридического лица своих обязанностей.

Так, ООО пыталось оспорить постановление о привлечении  к административной ответственности  по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. В обоснование  доводов об отсутствии своей вины в совершении правонарушения оно  сослалось на то, что продавец ознакомлен со своей должностной инструкцией  и, в соответствии с приказом, на него возложена обязанность проверить  документы, подтверждающие легальность  оборота алкогольной продукции  в торговой точке. При рассмотрении заявлений арбитражные суды принимали  доводы юридических лиц, указывающих  на наличие должностной инструкции, приказа о возложении на должностное  лицо или работника обязанности  по соблюдению требований, установленных  законодательными актами. В отдельных  случаях арбитражные суды принимали  во внимание изложенные в заявлениях доводы, в других - отклоняли их как  несостоятельные14.

В субъективную сторону  административного правонарушения, помимо вины, могут входить и другие элементы, в частности мотив и цель правонарушения. В отличие от вины, наличие их обычно не является обязательным. В то же время можно привести примеры, когда для признания деяния административным правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено не только виновно, но и с определенной целью или при наличии определенного мотива. Так, например, ст. 13.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за изготовление заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов только в целях сбыта. То есть если данная цель отсутствовала, привлечь лицо к административной ответственности невозможно. В приведенном примере цель является обязательным элементом субъективной стороны состава административного правонарушения.

  1. Административная  ответственность

    1. Понятие и особенности административной ответственности

Рассмотрение данного  вопроса необходимо начать с определения, что же такое административная ответственность.

В административно-правовой литературе разные авторы дают свои понятия  административной ответственности, так  Бахрах Д.Н. пишет, что: “Административная  ответственность - это особый вид  юридической ответственности, которой  присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным  принуждением).

С другой стороны, административная ответственность является составной  частью административного принуждения  и обладает всеми его качествами”.

А коллектив авторов  Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., считают, что “Административная  ответственность - вид юридической  ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом  или должностным лицом административного  взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность  обладает признаками, свойственными  юридической ответственности вообще”.

Административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями  власти установленных государством мер административного воздействия  к гражданам, а в соответствующих  случаях - и к организациям за нарушение  законности, и государственной дисциплины.

Нормы административного  права предусматривают разнообразные  виды юридической ответственности: дисциплинарную, административную, материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права).

Административную ответственность  характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической  ответственности:

Она представляет собой  государственное принуждение, поскольку  реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Она нормативно определена и состоит в определении и  реализации санкций правовых норм.

Является последствием виновного деяния.

Реализуется в соответствующей  процессуальной форме.

Административная ответственность  отличается своим субъективным составом.

Субъектами этого  вида ответственности являются как  физические, так и юридические  лица – предприятия, учреждения, организации.

Привлечение к административной ответственности и наложение  административного взыскания не влекут для нарушителя судимости, и  не является основанием увольнения его  с работы. Административную ответственность  особый процессуальный порядок ее реализации.

Как и в других видах  юридической ответственности, в  административной ответственности  имеются свои особенности, начиная  с ее структуры.

Структуру административной ответственности составляют следующие  ее элементы:

1) основания административной  ответственности;

2) субъекты административной  ответственности;

3) условия административной  ответственности;

4) меры административной  ответственности (административные  взыскания);

5) процедура, порядок  привлечения к ответственности,  иначе - административный процесс.

Административная ответственность  имеет ряд особенностей:

1. Она не менее сурова, чем уголовная, и не влечет  за собой судимости лица, к  которому применяется. Хотя здесь  необходимо оговориться, что правовые  последствия наложения административного  взыскания все-таки имеются и  определены законодателем во  временном интервале в один  год.

2. Административная ответственность  находит свое выражение в наложении  на виновного особого взыскания  - не уголовного, не дисциплинарного  или какого-либо иного, а именно  административного.

3. Административная ответственность  применяется органом (должностным  лицом), которому правонарушитель  не подчинен по службе.

4. Меры административной  ответственности налагаются специальными  на то органами и должностными  лицами.

5. Процедура рассмотрения  дел об административных правонарушениях  является более простой и оперативной,  чем в уголовном и гражданском  процессах.

Под законодательными основами административной ответственности  понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие  административную ответственность.

Еще одно немаловажное отличие  административной ответственности  от других видов юридической ответственности  состоит в том, что поскольку  некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно  учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.

Таким критерием часто  является наличие или отсутствие тяжких последствий.

Основная особенность  административной ответственности  состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.

По российскому законодательству, по кодексу РФ об административных правонарушениях возраст, по достижении которого наступает административная ответственность составляет шестнадцати  лет.

    1. Признаки  административного правонарушения

Административным правонарушением  признается посягающее на государственный  или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный  порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действе  или бездействие, за которые предусмотрена  административная ответственность.

По Кодексу об административных правонарушений, а именно главы 2 части 2.1 административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации  об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

Назначение административного  наказания юридическому лицу не освобождает  от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение  к административной или уголовной  ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Понятие административного  правонарушения раскрывается через  его основные правовые признаки:

Деяние, т.е. объективно выраженное действие, - активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, неостановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГАИ и т.д.);

Деяние, посягающее на любой  из пяти общих родовых объектов (государственный  порядок; общественный порядок; собственность, права и свободы граждан, установленный  порядок управления);

Виновное деяние. Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак  административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание  деяния административным правонарушением;

противоправное деяние, т.е. противоречащее каким – то правовым предписаниям. Противоправность заключается  в совершении деяния, нарушающего  норму права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность;

деяние, за совершение которого действующим законодательством  предусмотрена административная ответственность.

Деяние, содержащее все  признаки административного правонарушения, может быть фактическим основанием административной ответственности  лишь тогда, когда оно находиться в полном соответствии с условиями  привлечения к административной ответственности (или исключающими ее).

Условиями привлечения  к административно ответственности  является наличие или отсутствие следующих обстоятельств: 

    • умышленной или неосторожной вины;
    • крайней необходимости или необходимой обороны;
    • вменяемость или невменяемость правонарушителя;
    • смягчающая или отягчающая ответственность обстоятельства, по некоторым составам административных правонарушений – причинная связь между противоправными действиями и наступлением последствия.

Виды административных правонарушений предусмотрены КоАП РФ и указаны в главах с 5 по 21:

    • а.п., посягающие на права граждан;
    • а.п., посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
    • а.п. в области охраны собственности;
    • а.п. в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
    • а.п. в промышленности, строительстве и энергетике;
    • другие
    1. Виды  административных наказаний

Для ответа на данный вопрос обратимся а КоАП РФ, а именно к главе 3: Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных  правонарушений могут устанавливаться  и применяться следующие административные  наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения; административный ответственность правонарушение

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение  за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление  деятельности.

Из выше перечисленных  мер воздействия к административным наказаниям относятся:

Статья 3.4. Предупреждение; приостановление работы столовой

Статья 3.12. Административное приостановление деятельности. «Административное  приостановление деятельности заключается  во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также  эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных  видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление  деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами,…..»  в таких случая приостановление  работы столовой можно считать административным наказанием; лишение права на охоту

Информация о работе Административное правонарушение и административная ответственность