Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексное исследование административно-правового регулирования оборота оружия в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. выявить основы административно-правового регулирование оборота оружия в Российской Федерации.
2. описать сущность системы административных наказаний.
3. провести анализ понятия и содержания административной ответственности за нарушение правил оборота оружия.
4. определить классификацию и особенности административных правонарушений в сфере оборота оружия.
5. осветить стадии производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия.
6. рассмотреть меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия.
7. раскрыть особенности исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика административной ответственности за нарушение правил оборота оружия;
1.1. Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации
1.2. Понятие и содержание административной ответственности за нарушение правил оборота оружия;
1.3. Классификация и особенности административных правонарушений в сфере оборота оружия;
2. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия;
2.1. Стадии производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия;
2.3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия;
2.4. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия;
Заключение;
Список источников литературы;

Вложенные файлы: 1 файл

оборот оружия окончательный.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Это понятие охватывает основные признаки административного правонарушения:

а) антиобщественность (общественная опасность);

б) противоправность;

в) виновность;

г) ответственность (наказуемость). 27

Степень общественной опасности определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: особенности объекта правонарушения: повторность противоправного посягательства; наличие определенных последствий; характер вины; личность правонарушителя.

Административное правонарушение обладает меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. Разграничение этих видов правонарушений проводится именно по степени их общественной опасности. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, гл. 20 КоАП РФ регламентирует виды административных правонарушений посягающие на общественную безопасность и общественный порядок, а в нашем случае в сфере оборота оружия.28

Виновность деяния означает, что  оно совершено умышленно или  по неосторожности.

Административная ответственность  за деяния также относится к безусловным  признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права  и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в  качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия является посягательством на общественную безопасность.

Субъектами административного  правонарушения признаются физические и юридические лица.

Среди физических лиц различают  следующие категории: а) граждане РФ, иностранные граждане и лица без  гражданства; б) должностные и другие лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста.

Для отдельных категорий лиц  эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других – ограничение применения ее мер.

Так, должностные лица признаются субъектами административных правонарушений, связанных с неисполнением или  ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей.

В отношении классификации административных правонарушений выделяют наиболее системную, а именно по виду лиц которые несут ответственность за данные административные правонарушения.

К физическим лицам, противоправные действия (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане, достигшие 16–летнего возраста. В числе физических лиц выделяются особые их категории (несовершеннолетние; должностные лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели). 29

Административно–правовой статус этих лиц определен федеральным  законодательством.

К физическим и юридическим лицам  применяются следующие виды административных наказаний – предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.

Субъект правонарушения – юридическое  лицо, должностное лицо, а также  гражданин, достигший 16–летнего возраста (следует учитывать, что право  на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

Исходя из вышеуказанного можно  сделать вывод о том, что данная классификация по видам лиц совершаемых правонарушения в сфере оборота оружия, является наиболее правильной и обоснованной.

В главе 20 КоАП РФ содержаться статьи определяющие состав административных правонарушений в сфере оборота оружия. А именно в статьях с 20.8 по 20.15 КоАП РФ содержаться дефиниции и санкции соответствующих административных правонарушений в сфере оборота оружия.

Разберем конкретные примеры административных правонарушений в сфере оборота  оружия для выявления особенностей данных правонарушений. Например, статья 20.8 КоАП РФ субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, являются должностные лица и юридические лица. По смыслу указанной части под оружием подразумевается служебное, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Согласно ст. 4, 5 Федерального закона «Об оружии» к служебному оружию относится: «оружие предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции».

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно–служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке  и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством РФ.

Образцы боевого ручного стрелкового  оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ».

Согласно ст. 9 Федерального закона «Об оружии» «приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию, за исключением  приобретения оружия и патронов к  нему государственными военизированными организациями».

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, является гражданин, нарушивший указанные правила. Согласно ст. 13 Федерального закона «Об  оружии» «охотничье огнестрельное  гладкоствольное длинноствольное  оружие имеют право приобретать граждане РФ, которые получили охотничьи билеты или членские охотничьи билеты. Приобретенное оружие подлежит регистрации в органах внутренних дел. При регистрации указанного оружия ОВД выдает разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность его приобретения».

В соответствии с правилами хранение оружия и патронов разрешается юридическим  и физическим лицам, получившим в  органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение оружия в порядке, установленном МВД России, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными МВД России, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.

Административное наказание в  виде возмездного изъятия охотничьего  оружия и патронов к нему не может  быть применено к лицам, для которых  охота является основным законным источником средств существования.

Далее как пример административного  правонарушения рассмотрим статью 20.11 КоАП РФ «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет».

«1) Нарушение гражданином установленных  сроков регистрации приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином постоянного места жительства – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

2) Нарушение должностными лицами, ответственными за хранение и использование оружия, сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел, продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей». 30

По смыслу ч. 1 статьи 20.11 КоАП РФ под  оружием подразумевается оружие, относимое в соответствии с Федеральным  законом «Об оружии» к гражданскому оружию.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об оружии» «Газовые пистолеты, револьверы, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами нарядов РФ или казачьей формы, граждане РФ имеют право приобретать на основании лицензии на приобретение оружия с последующей регистрацией оружия в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. Срок действия лицензии пять лет.

По окончании срока действия лицензии он может быть продлен в  порядке, предусмотренном  ст.9 ФЗ «Об  оружии».

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, является должностное лицо. В соответствии главой 5 ст. 16 с Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях: «Разрешение на право хранения и ношения огнестрельного короткоствольного оружия, передаваемого сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, а также наградного оружия выдается органом внутренних дел по месту жительства указанных лиц в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

При перемене места жительства указанные  лица должны обратиться в органы внутренних дел по месту регистрации оружия с заявлением о снятии оружия с  учета. По прибытии к новому месту жительства эти лица обязаны в 10-дневный срок обратиться в органы внутренних дел для переоформления оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации»31.

  Так же необходимо исследовать и статью 20.10. КоАП РФ Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия: «Незаконные изготовление, продажа пневматического оружия или передача пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения органов внутренних дел - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой либо административное приостановление их деятельности на срок до тридцати суток».

Информация о работе Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации