Административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть и проанализировать сущность и содержание административно-правового статуса военнослужащих, проходящих военную службу.
Достижение цели потребовало решения следующих основных задач:
исследовать историю законодательства России, регламентирующего правовой статус военнослужащих;
проанализировать содержание правового статуса военнослужащих в России с учетом существующих теоретических наработок и современных социально-экономических, политических и правовых реалий;
дать общую характеристику прав и обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу;
определить виды юридической ответственности, применяемых по отношению к военнослужащим, проходящим военную службу;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Развитие законодательства об административно-правовом статусе военнослужащих, проходящих военную службу (60 -е г. XX – нач. XX вв.)……………………………………………………………………………… 6
1.1. Законодательство советской России об административно-правовом статусе военнослужащих в 60-70-е гг. XX в.………………........................... 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование административно-правового статуса военнослужащих с 1977 по 1993 гг…………………………………. 11
1.3. Развитие законодательства об административно-правовом статусе военнослужащих России после 1993 г……………………………………….. 16
2.Юридическое содержание административно-правового статуса военнослужащих в современной России………………………………...... 20
2.1. Общая характеристика прав и обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу………………………………………………… 20
2.2. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих……
32
2.3.Характеристика льгот и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, проходящим военную службу ………………………...... 41
Заключение……………………………………………………………………. 47
Библиография………………………………………………………………… 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

     В соответствии с действующим законодательством  продовольственное обеспечение  военнослужащих осуществляется в одной  из следующих норм:

     организация питания по месту военной службы – для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных  категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

     выдача  продовольственного пайка по просьбе  военнослужащих, проходящих военную  службу по контракту за пределами  территории Российской Федерации, в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

     выплата продовольственно-путевых денег  военнослужащим, проходящим военную  службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

     Вещевое обеспечение военнослужащих определяется Федеральным законом «О статусе  военнослужащих», а также другими  нормативными правовыми актами.

     Целью вещевого обеспечения является удовлетворение потребностей военнослужащих в военной одежде, обуви, нательном белье, постельных принадлежностях, снаряжении, теплых вещах, специальной одежде, тканях, нагрудных знаках и знаках различия, санитарно-хозяйственном, спортивном и альпинистском имуществе, что позволяет создать условия для выполнения ими задач боевой и специальной подготовки.

     По  праву пользования им вещевое  имущество подразделяется: на вещевое  имущество личного пользования  и инвентарное имущество.

     Вещевое имущество личного пользования, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является их собственностью с момента получения.

     Вещевое имущество личного пользования  и инвентарное имущество, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную  службу по призыву, воспитанникам кадетских (суворовских), морских кадетских (нахимовских) и музыкальных кадетских корпусов; гражданам, призванным на военные сборы, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении воинской части22.

     Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. По желанию офицеров, прапорщиков и мичманов, взамен предусмотренных нормами снабжения предметов вещевого имущества им могут быть выданы другие, стоимость которых не превышает стоимости заменяемых предметов23.

     Охрана  здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

     Военнослужащие  и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

     Военнослужащие  и граждане, призванные на военные  сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств  федерального бюджета. Основания, условия  и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются Федеральным законом от 28 марта 1998 года «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции24». В соответствии с этим Федеральным законом жизнь и здоровье военнослужащих подлежать обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы по день окончания военной службы. В определенном законом случаях военнослужащие считаются застрахованные в течение одного года после окончания военной службы, военных сборов, если смерть или инвалидность наступила в следствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имеющих место в период прохождения военной службы.

     Размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, составляющих оклад месячного денежного содержания (далее - оклад) военнослужащего. Размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, исходя из оклада, установленного для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности и имеющего воинское звание, которые аналогичны воинской должности и воинскому званию военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. При исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы25.

     Военнослужащие, как и все граждане нашей страны обладают трудовыми правами (служебное (рабочее) время и право на отдых). Согласно статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (т. е. 40 часов в неделю).

     Однако  в пункте 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» говорится, что ряд мероприятий, таких как, боевое дежурство, учения, походы кораблей и т. д., перечень которых определяется министерством обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. При утверждении перечня таких мероприятий обращается внимание на то, что должно быть исключено привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени при проведении мероприятий, не предусмотренных перечнями (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492 «Об утверждении перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих»26).

     Вместе  с тем необходимо отметить, что  и в таких случаях военнослужащим должен быть предоставлен отдых, компенсирующий их участие в указанных мероприятиях, порядок и условия, предоставления которого определяются Положением о порядке прохождения военной службы. В частности в данном Положении говорится, что за каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха. Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящую военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевое готовности подразделения и интересов службы.

     Федеральный закон «О статусе военнослужащих»  предусматривает продолжительность  и условия предоставления различных  видов отпусков. Прежде всего, это, конечно, основной отпуск, предоставляемый ежегодно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Продолжительность такого отпуска зависит от длительности военной службы и может быть увеличена путем предоставления дополнительных суток отдыха с учетом места похождения военной службы (в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных), при прохождении военной службы не воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связанно с повышенной опасностью для жизни и здоровья, а также ветеранам боевых действий на территории других государств. При этом продолжительность основного отпуска увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Федеральный закон не предусматривает случаев увеличения или сокращения продолжительности отпуска в виде поощрения или наказания у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в отношении которых это возможно в соответствии с общевоинскими уставами.

     Согласно  законодательству СССР обязанности  военнослужащих существовали в неразрывной  связи с их правами. Права и  обязанности военнослужащих делились на три группы: общие, должностные  и служебные. Это деление, как  это уже было отмечено выше, сохранилось до настоящего времени и закреплено в Федеральном законе «О статусе военнослужащих».

     Общими  обязанностями являются: «Защита  государственного суверенитета и территориальной  целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а так же выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской  Федерации  составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  • быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • дорожить честью и  боевой славой защитников своего  народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации27.

     Военнослужащий  считается исполняющим обязанности  военной службы в случаях, предусмотренных  Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

     Статья 37 Федерального закона «О воинской обязанности  и военной службе» определяет случаи в которых военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющие обязанности  военной службы. К таким случаям относятся:

     а) участия в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного  положения и военного положения, а также в условиях вооруженных  конфликтов;

     б) исполнения должностных обязанностей;

     в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

     г) участия в учениях или походах  кораблей;

     д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

     е) нахождение на территории воинской части  в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

     ж) нахождение в служебной командировке и другие.

     Должностные и специальные обязанности военнослужащих закреплены в статье 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются большим количеством нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы, общевоинские уставы и другие.

     Наиболее  подробно в Законе «О статусе военнослужащих» указываются должностные обязанности командиров. Они являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

     Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или  направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном  нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинения строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами28.

     Таким образом, юридическое содержание административно-правового  статуса военнослужащих, проходящих военную службу, предполагает наличие целого ряд прав и соответствующих обязанностей.  

Информация о работе Административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу