Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:13, контрольная работа

Краткое описание

За прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Так как предметом регулирования административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства.

Вложенные файлы: 1 файл

В Кодексе о государственной службе одного из субъектов РФ областным законодателем было предусмотрено.docx

— 60.41 Кб (Скачать файл)

 

1. Административно-правовой  статус граждан Российской Федерации

                                          Введение

За прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно  обновилось и стало занимать ведущее  положение в регулировании общественных отношений. Так как предметом  регулирования административного  права является совокупность тех  отношений, которые складываются в  сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект  административного права, в настоящей  ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости  прав и свобод человека от произвола  государства.

Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую  из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в  Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.

Однако, не все права и обязанности  человека и гражданина производны от его конституционного правового  статуса. Немало таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

Целью данной работы является изучение административно-правового статуса  граждан Российской Федерации.

Права и обязанности  граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих  законах и подзаконных актах. 

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:

  •   комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;
  •   гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.

Правовые акты, относящиеся к  установлению административно-правового  статуса человека и гражданина, могут  быть подразделены в зависимости:

  •   от принципа разделения властей – на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти;
  •   от юридической силы – на законы и подзаконные акты;
  •   от характера компетенции издающих их органов – на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

В правовых актах не отождествляется  правовой статус личности (человека) и  гражданина Российской Федерации. Гражданин  обладает большим объемом прав и  обязанностей, чем человек как  таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых  прав и обязанностей, принадлежащих  ее гражданам.                     

В формировании и реализации составляющих административно-правового статуса  граждан России, помимо Конституции  Российской Федерации 1, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

  •   издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);
  •   организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;
  •   помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);
  •   осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Таким образом, административное право  конкретизирует права и обязанности  граждан, устанавливаемые конституционным  правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.2

Административно-правовое положение  граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью  гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности  административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его  смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан  эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях  и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением  уголовного или административного  правонарушения, за которые закон  предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения.                         

Конституцией Российской Федерации  обозначены виды прав и свобод, не

подлежащих ограничению (право  на жизнь, на неприкосновенность частной 

жизни, свобода совести и др.)

Однако, деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего

 на их систему, закреплённую  Конституцией Российской Федерации.  При этом конституционные права  и обязанности приобретают реальное  значение, когда они находят своё  отражение в административно-правовых.

Права и обязанности граждан  по содержанию можно подразделить на две группы:

  •   статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;
  •   адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.3

Административное право влияет на осуществление конституционных  прав, обязанностей и свобод граждан  в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются  вне каких-либо правоотношений. Однако, равенство административной правоспособности граждан России, как общей способности  иметь права, нести обязанности, не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Одним из прав граждан, находящихся  в административной правовой сфере, является право на хранение и ношение  определённых видов оружия. Оно реализуется  Федеральным Законом от 13.12.96 "Об оружии"4 и контролируется органами внутренних дел. Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство

Российской Федерации.

Административная дееспособность гражданина – признаваемая за ним  способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности  административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность  за совершенные правонарушения в  соответствии с действующими правовыми  актами.       

Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут  быть граждане, определяется их административной правоспособностью. Но возникают они  в процессе реализации гражданами своих  субъективных прав и юридических  обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа государственного управления, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежит гражданам.5

Несмотря на то, что Конституция  Российской Федерации устанавливает  равенство прав и свобод всех граждан  России, может быть узаконено неравенство  отдельных категорий людей в  зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности  в правовом статусе вынужденных  переселенцев, беженцев, безработных  и некоторых других категорий  граждан.

Так, Закон РФ от 19.04.91 "О занятости населения в Российской Федерации”6 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.               

Рассматривая административно-правовой статус граждан РФ, необходимо отметить каким образом нормами административного  права предусмотрена защита продекларированных прав и свобод. Например, в соответствии со статьёй 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан.

Более полно право граждан обжаловать в судебные органы решения и действия, нарушающие их права и свободы  реализуется в Законе РФ от 27.04.93 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»7. В соответствии с этим законом “каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего  наступает в связи с его  обязанностью признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"8.

Действие статей настоящего Закона в отношении государственных  служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством  к государственным служащим. В  том случае, если гражданину должностными лицами органов власти и управления причинён ущерб, он вправе обратиться в вышестоящий орган или в  суд с заявлением о возмещении ущерба. 9

Статья 53 Конституции РФ  устанавливает, что: «Каждый имеет право на

возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями

(или бездействием) органов государственной  власти или их должностных  лиц»

Статья 16 ГК РФ10 детализирует приведенную статью Конституции и устанавливает, что «убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

Итак, гражданин - приоритетный субъект административного права. Ибо в структуре публичного интереса, выражаемого данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина.

Важнейшим приоритетом административно-правового  обеспечения положения граждан  в сфере публичной администрации  является развитие, детализация, конкретизация  и гарантирование конституционных  норм, фиксирующих основные права, свободы  и обязанности российских граждан. За время, прошедшее с момента  принятия Конституции, в этом отношении  сделано уже немало.

Неотъемлемой составной  частью совершенствования административно-правового  статуса граждан является закрепление  и развитие разветвленной системы  юридических гарантий прав и свобод граждан как участников управленческих отношений.

Особое место в структуре  административно-правового статуса  занимает ответственность за административные правонарушения.

Не следует забывать о  том, что юридическая ответственность  всегда связана с вторжением в  сферу личной жизни граждан, предполагает ограничение их прав и свобод. Таким  образом, еще одна грань административной ответственности проявляется в  том, что ее законодательное закрепление несомненно влияет на содержание и объем прав и обязанностей граждан в сфере управления. А поскольку, согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, то утверждение о необходимости сугубо федерального законодательного регулирования института административной ответственности вовсе не выглядит преувеличением.11

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации