Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

Проблеме административно-правового статуса граждан посвящена значительная научная литература. Гражданин - приоритетный субъект административного права, так как в структуре публичного интереса, выраженного данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечивается судом (ст.18 Конституции Российской Федерации). Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти.

Содержание

1. Права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации в сфере государственного управления.

2. Административно-правовые гарантии защиты прав и свобод граждан России, их осуществление.

3. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства

Список использованной литературы/

Вложенные файлы: 1 файл

Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства в современный период.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

 

 

о признании закона либо отдельных  его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

 

о признании закона либо отдельных  его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В случае если Конституционный  Суд признал закон применяемый в конкретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело в любом случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

 

В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Федеральных  окружных арбитражных судах субъектов  Российской Федерации образуются коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административно-правовых отношений, в том числе об обжаловании  гражданами определенных актов и  действий органов и должностных  лиц (например, об обжаловании отказа в государственной регистрации  самостоятельной предпринимательской  деятельности граждан и другое). Однако не могут быть обжалованы в арбитраже нормативные акты. Он рассматривает дела о недействительности актов, адресованных конкретным лицам или группам лиц. Специальные жалобы в арбитражные суды гражданами подаются, если установленный федеральным законом для определенной категории дел досудебной (претензионный) порядок, урегулировании споров между сторонами соблюден (ст.4 АПК РФ). Специальное право не поглощает собой общее право обжалование. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод. Однако реальное осуществление права и жалобы затруднено для граждан сильной бюрократизацией в их разрешении, отсутствием неотвратимой ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получения доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерей значительного времени и обремененностью судебного обжалования пошлиной, введение платы за выдачу необходимых документов.

 

Эффективность права жалобы как права средства защиты права  и свобод граждан предполагает устранение из законодательства всего того, что  отягощает его реализацию. Должна быть сохранена ответственность  за подачу жалобы в клеветнических целях и специально установлена  ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о разрешении жалоб и заявлении  граждан.

 

3. Административно-правовой  статус иностранцев и лиц без  гражданства

 

Правовое положение иностранцев  и правовое положение апатридов  различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими  различиями можно пренебречь и рассматривать  иностранных граждан и лиц  без гражданства как единую родовую  общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу  они пользуются теми же правами и  на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового  статуса личности. Его наличие  или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так в ст.62 Конституции Российской Федерации говорится: ”Наличие у  гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным  законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ“.

 

Все особенности административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства можно  по кругу лиц на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории Российской Федерации лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

 

 

они не могут быть государственными служащими, работать в милиции;

 

они не допускаются к деятельности связанной с государственной  тайной;

 

иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением  граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии  разрешения;

 

на них не распространяется воинская обязанность;

 

они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных  документов (видов на жительство, заграничных  паспортов);

 

для них могут быть установлены  ограничения в передвижении и  выборе места жительства (в соответствии с постановлением Совета Министров  Российской Федерации от 04.07.1992 г. № 470 “Об утверждении перечня территории Российской Федерации с регламентируемым посещением граждан”);

 

они обязаны подчиняться  законам Российской Федерации;

 

по территории, открытой для  иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления  об этом ОВД или принимающих их организации;

 

иностранные граждане могут  приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД, при условии  вывоза ими оружия из страны в течении 5 дней со дня приобретения, нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;

 

выезд из Российской Федерации  им может быть не разрешен при наличии  обстоятельств, установленных законодательством.

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц  без гражданства регламентируется Законами Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” то 28 ноября 1991 г., “О беженцах” от 19 февраля 1993 г., Законом СССР “О правовом положении иностранных граждан  в СССР” от 24 июня 1981 г. и рядом  других российских и союзных актов.

 

По времени пребывания на территории Российской Федерации  всех иностранных граждан и лиц  без гражданства можно поделить на :

 

 

постоянно проживающих

 

временно пребывающих

 

проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего иностранца или лица без гражданства - вид  на жительство. Он выдается ОВД не гражданам  Российской Федерации, достигшим 16 - летнего  возраста на срок действия их заграничных  паспортов, но не более чем на 5 лет. Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган  миграционной службы субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - в орган исполнительной власти. Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение  соответствующего образца.

 

Лица без гражданства постоянно проживающие на территории Российской Федерации вправе ходатайствовать, согласно ст.19 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации”, о приеме в гражданство Российской Федерации. По общему правилу условием приема является: всего пять лет или три года непрерывного проживания на территории Российской Федерации. Для лиц признанных беженцами, указанный срок сокращается вдвое.

 

Временно прибывшие в  Российскую Федерацию лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, проживают  по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные  паспорта в течении трех суток предоставляется на регистрацию. Запись о регистрации производится по месту первоначального пребывания гражданина. Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в Российской Федерации, является обязанность выехать из России по истечении определенного ему срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если:

 

 

отпали основания для  дальнейшего пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации;

 

он нарушает законодательство о правовом положении иностранных  граждан и апатридов.

В настоящее время еще  действуют Правила транзитного  проезда иностранных граждан  через территорию СССР, утвержденные Советом Министров СССР от 10 мая 1984 г. В соответствии с ними транзитный проезд через Россию воздушным, железнодорожным  и морским транспортом лиц, не являющиеся ее гражданами разрешается  при наличии документов, действительных для въезда в сопредельное государство  и соответствующих проездных  документов. Транзитный проезд легковых автомобилей, а так же осуществление международных транзитных автоперевозок производится на основе межгосударственных соглашений при наличии документов дающих право на въезд в сопредельное государство.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

Конституция Российской Федерации./ М., 1993 г.

 

КоАП РСФСР./ СПб.,/ М., 1997 г.

 

Закон Российской Федерации  о 27.04.93 г. “Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан”/ - Ведомости  Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации./ М., 1993 г., № 19.

 

Бахрах Д.Н./ Административное право./ М., 1996 г.

 

Алехин А.П., Кармолицкий  А.А., Козлов Ю.М./ Административное право./ М., 1997 г.


Информация о работе Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства в современный период