Административно-правовые формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом в качестве административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность имеет все признаки (черты), присущие юридической ответственности.

Содержание

План
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды административно-правовых форм………………………..5
2. Понятие и виды методов государственного управления,
их отличие от методов административного права……………………………..9
3. Задачи…………………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

    Фактическое основание немыслимо вне противоправного  деяния и в этом смысле оно является, прежде всего, нормативным и никаким  больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения5.

    Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными.

    Административное  правонарушение представляет собой  посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

    Это понятие охватывает собой конституционные  признаки административного правонарушения. Ими являются: общественность; противоправность; виновность; наказуемость деяния.

    Исходным  в характеристике указанных признаков  является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, не остановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГАИ и т.д.).

    Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями  мер по борьбе с сорняками и  так далее). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

    По  своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим  вред интересам граждан, общества и  государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности  является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения6.

    Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то что, соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога – нормы финансового права. Деяние, не являющегося противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

    Виновность  деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

    Административная  ответственность  за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательство предусмотрена административная ответственность.

    С одной стороны, административное правонарушение – основание административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и так далее (например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и так далее).

    Признаки  административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16 – летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

    В законодательстве отсутствует понятие  состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения – совокупность закрепленных нормативно – правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

    Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

    Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступает конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

    Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и другие). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

    Законодательство  об административных правонарушениях  в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной  стороны административного правонарушения.

    Неоднократность однородного действия или бездействия  служит непременным условием для  признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает  возможность его такой характеристики.

    Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

    Длящимся  является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнение обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.

    Длящееся  административное правонарушение следует отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и те же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено неоднократно.

    Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица7.

    Среди физических лиц различаются: граждане России (государственные и муниципальные  служащие, должностные лица, руководители юридических лиц или их собственники и другие категории граждан, с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям), иностранные граждане, лица без гражданства и другие категории физических лиц, являющиеся субъектами административного правонарушения. Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания при привлечении их к  административной ответственности, для других – ограничение мер применения административной ответственности.

    К первой категории  физических лиц применены дополнительные основания, усиливающие меру административной ответственности. К ним можно отнести должностных лиц, водителей транспортных средств, работников торговли и другие. Например, некоторые должностные лица становятся субъектами административной ответственности и за несоблюдение установленных правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности. При этом они несут административную ответственность за действие или бездействия свои и подчиненных им лиц. За остальные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

    Вторая  категория физических лиц включает военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, беременных женщин, женщин, имеющих малолетнего ребенка, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних (не достигших 18 лет). Для этой группы существует законодательное ограничение мер применения административной ответственности.

    Субъект административного правонарушения не всегда подлежит административной ответственности. Военнослужащие срочной службы за ряд административных правонарушений привлекаются к дисциплинарной ответственности (статья 25). Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

    Субъективная  сторона административного правонарушения представляет собой психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно выражается в форме умысла или неосторожности. Следовательно, лицо, совершившее противоправное действие или бездействие в форме умысла или неосторожности и при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Форма вины является обязательным признаком административного правонарушения (статья 2.2)8.

    Вина  – это психическое отношение  лица к совершаемому им противоправному  действию или бездействию и возможным  последствиям. Вина проявляется в  форме умысла или неосторожности. В отношении вины юридического лица подразумевается неиспользованная возможность соблюдения нормы или правила, то есть не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1)9.

    Признаки  административного правонарушения необходимо отличать от юридического состава административного правонарушения. Понимание такого различия важно больше практически, чем теоретически. При наличии всех признаков административного правонарушения может отсутствовать признаки состава административного правонарушения, что исключает возможность привлечения лица его совершившего к административной ответственности.

    Правильная  юридическая квалификация состава  административного правонарушения облегчает его разграничение, например, с преступлением. Отграничение их проводится в основном по юридическим критериям элементов их состава. Например, мелкое хулиганство отличается от хулиганства уголовно наказуемого по степени общественной опасности или вредоносности деяния.

    Все правонарушения делятся на преступления, административные правонарушения или  деликты, дисциплинарные (служебные) проступки.

    Нормативными  актами, которыми определяются виды, основания  юридической ответственности и  меры наказания за правонарушения, а также порядок их применения, являются Уголовный кодекс Российской Федерации,  Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дисциплинарные уставы и положения о прохождении службы.

    В настоящее время действует большое  количество различных административных правил и норм. Например, правила паспортной системы, правила безопасности дорожного движения, санитарно – эпидемиологические правила, противопожарной безопасности, правила торговли, налоговые правила, таможенные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила по технике безопасности и охране труда, пограничного режима, правила воинского учета и другие.

Информация о работе Административно-правовые формы и методы