Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:16, реферат
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
Введение…………………………………………………………………………...3
Различия административного надзора от контроля…………………………….4
Понятие, цель, субъекты административного надзора…………………………9
Содержание административного надзора…………………………………...…17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
проведение контроля уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора); недопустимость взимания платы за проведение контрольных мероприятий.
3. Содержание административного надзора
Содержание административного надзора можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности:
1. Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов. В одних случаях центры надзорных структур сами утверждают специальные правила (налоговые, таможенные и т. п.), в других — готовят проекты соответствующих актов (федеральных законов, указов Президента РФ, правительственных и ведомственных актов).
2. Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность. Субъекты административного надзора активно осуществляют пропаганду специальных знаний (правил дорожного движения, пожарной безопасности и др.), координацию и методическое руководство соответствующей деятельностью поднадзорных объектов, учетно-аналитическую работу. Многие государственные инспекции занимаются и не
свойственными любой административной деятельности техническими, хозяйственными и иными делами. Например, центры санитарно-эпидемиологического надзора проводят анализы крови, ГИБДД оказывает помощь лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Следует назвать также такую деятельность разных инспекций, как вакцинация животных, формирование заказов на противопожарную и иную технику, бланки налоговых и таможенных деклараций.
3. Предварительный контроль. В частности, проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружений, производства продукции и т. д. Многие надзорные службы дают разрешения (лицензии) на выполнение деятельности, осуществляют допуск конкретных лиц к работе (например, на предприятиях общественного питания, с секретными материалами, наркотическими средствами, к управлению транспортными средствами). В этом ряду государственные аттестации, аккредитации, сертификации, клеймение метрологических средств, ювелирных изделий.
4. Текущий контроль. Он предполагает наблюдение за соответствующими отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля, сбор и анализ информации о поднадзорных объектах.
Для этого субъекты надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отчетов и иных документов, брать объяснения у должностных лиц и граждан, проводить досмотры, обследования на местах, направлять материалы специалистам, требовать проведения - экспертиз, обследований, инвентаризаций, участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев.
Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений.
5. Применение мер пресечения неправомерных действий в целях уменьшения тяжести последствий таких действий, а также предупреждения эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Минимизации вредных последствий действия неблагоприятных факторов способствуют карантины, запрещение движения, меры по эвакуации людей, запреты, ограничения на определенные действия, уничтожение больных животных и иные профилактические акты в условиях чрезвычайных ситуаций.
Для пресечения неправомерных действий субъекты административного надзора используют такие принудительные средства, как предписания, обязывающие устранить конкретные нарушения в определенный срок, приостановление всей деятельности предприятия или его части, запрещение отдельных видов работ, эксплуатации машин и механизмов, отгрузки и реализации продукции, отключение от газовых магистралей, электрических и тепловых сетей и т. д. Здания, механизмы могут быть опечатаны, отключены, с автотранспортных средств могут быть сняты номерные знаки, инструменты, из обращения могут быть изъяты и иные ценности.
Надзорные службы имеют право приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы.
6. Привлечение виновных к ответственности. Многие субъекты государственного надзора вправе сами применять к виновным такие административные наказания, как предупреждение, штраф. В ряде случаев их должностные лица могут только составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить расследование.
В ст. 283 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень органов,
должностные лица которых вправе составлять протоколы об
административных правонарушениях. В ч. 4 этой статьи сказано, что перечень должностных лиц, имеющих такое право, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Во исполнение данной нормы руководители федеральных ведомств, наделенных надзорными полномочиями, издали приказы, в которых закреплено, какие должностные лица данного ведомства о каких административных правонарушениях вправе составлять протоколы.
Перечень органов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных к административной ответственности, устанавливается законом.
Поэтому в гл. 23 КоАП РФ названы все субъекты административного надзора, которые вправе применять карательные административные санкции. Но чаще всего от их имени это делают единолично руководители органов (служб, инспекций), государственные инспекторы и иные уполномоченные лица.
Органы административного надзора вправе ставить перед субъектами линейной власти вопросы о привлечении подчиненных им лиц к дисциплинарной ответственности.
Таможенные, пограничные органы, органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения при обнаружении в неправомерных действиях признаков преступлений вправе возбуждать уголовные дела. Иные субъекты административного надзора в подобных случаях направляют материалы в органы внутренних дел, прокуратуру для решения вопросов о
привлечении виновных
в нарушениях правил к уголовной ответственности.
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1.субъектом административного надзора является субъект исполнительной власти;
2.основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также обеспечение требуемого качества продукции и услуг, определяемых специальными нормативно-правовыми предписаниями. (а судебного и прокурорского — обеспечение законности в стране);
3.специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);
4. проводится систематически за конкретным объектом;
5. осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;
5. связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны
соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.
Исходя
из вышеперечисленного можно сделать
вывод, что административный
надзор - это вид деятельности специально
уполномоченных органов исполнительной
власти, государственных служащих, призванный
обеспечить соблюдение, единообразное
применение и исполнение физическими
и юридическими лицами специальных правовых
норм и общеобязательных правил, установленных
законами и иными нормативными правовыми
актами.
Список литературы
1. Конституция
Российской Федерации (принята
всенародным голосованием 12 декабря
1993 г.)
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях Федеральный Закон 195-ФЗ
от 30.12.2001
3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. Государственная противопожарная служба передана из МВД России в ведение МЧС России.
4. Алексеев В.В.
Административное право РФ. СПб. 2004.
5. Баженов В.О. Административное право.
Учебно-методические материалы. М., 2004.
6. Административное право Под ред Л.Л. Попова 2-е издание. М Юристъ 2005.
7.Административное право под ред. Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов Учебник для вузов. – 2-е изд., М.: Норма, 2005. – 800с.
8. Собрание актов Президента и Правительства РФ.