Банкротство юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – охарактеризовать основные положения правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц по ГК РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие банкротства 5
2. Предмет, цели и методы регулирования правоотношений, возникающих при банкротстве коммерческих предприятий 10
3. Условия и признаки банкротства юридических лиц 14
Заключение 26
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

БАНКРОТСТВО ЮР. ЛИЦ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность работы. Российское государство в результате реформ на сегодняшний день уже прочно стоит на рельсах рыночной экономики. Для обеспечения чёткого функционирования рыночной экономики необходимы правовые регуляторы, которые могут выполнить эту функцию и будут отвечать потребностям общества.

Так 12 декабря 1993 года на всенародном Референдуме была принята Конституция России, в которой было закреплено положение о том, что Россия является государством с рыночной экономикой. В 1994 г. была принята часть 1 нового Гражданского кодекса, которая вступила в действие с 1 января 1995 г. В этом документе были закреплены статусы различных субъектов гражданского оборота.

Выступление любого предпринимателя  в гражданском обороте предполагает доверие к нему и осуществляемым им действиям. Особенно это относится к юридическим лицам, поскольку контрагент и тем самым потенциальный кредитор знает, что по общему правилу тот, кто стоит за юридическим лицом (собственник имущества, учредитель, участник), нести ответственность за его действия не будет. В этой связи законодатель предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов юридического лица оказался наименьшим. Данной цели служит, в частности, включенный в 1992 году в российское право институт несостоятельности (банкротства).

В настоящее время  общепризнанным является понимание института несостоятельности (банкротства) как неотъемлемого элемента рыночной экономики, который служит определенным стимулом эффективной работы хозяйствующих субъектов. Экономическая природа несостоятельности (банкротства) объективно является следствием конкурентных отношений, возникающих в рыночной среде. Для российской экономики, вступившей на путь реформирования, институт банкротства является относительно новой категорией в теории и практике предпринимательской деятельности, несмотря на то, что в мировой, да и в российской хозяйственной жизни это понятие имеет уже долгую историю.

Цель исследования –  охарактеризовать основные положения  правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц по ГК РФ.

В соответствие с указанной целью нами были сформулированы следующие задачи:

Объектом исследования явились общественные отношения, возникающие  в связи с признанием хозяйствующих  субъектов несостоятельными банкротом) в процессе всех процедур банкротства.

Предмет исследования – нормы гражданского права, регулирующие несостоятельность (банкротство).

Теоретико-методологической базой исследования послужили –  Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а также научные труды таких авторов как: Богданова М.С. Бусыгин В.А. Витрянский В. Геммерлинг Г., Ломакин О., Шленов Ю. А.П. Сергеева Зенин И.А. Кашанина Т.В. Тишанская О.В. и др.

Структурно работа состоит  из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие банкротства

 

Понятие банкротства даётся в статье 65 Гражданского Кодекса России «Несостоятельность (банкротство) юридического лица»:

1. Юридическое лицо, являющееся  коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица банкротом  судом влечет его ликвидацию.

2. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

3. Основания признания судом  юридического лица банкротом  либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса».1

Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими  причинами. Необходимо оградить экономический  оборот и его участников от последствий  неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.

Объявление предприятия банкротом  – институт, завершающий систему  мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рыночного хозяйства, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, т.е. на началах предпринимательства. Вынужденное прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой – наивысшей степени его ответственности, поскольку он рискует и отвечает самим своим существованием. Поэтому согласно п. 1 ст. 65 и п. 4 ст. 61 институт несостоятельности (банкротства) и применяется к перечисленным в них организациям, ведущим предпринимательскую деятельность. В связи с последующим изданием Закона о некоммерческих организациях указанный перечень следовало бы дополнить двумя новыми, предусмотренными этим Законом организационно – правовыми формами, предназначенными, по всей видимости, для некоммерческих организаций, активно участвующих в предпринимательской деятельности, – некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией.

Хотя Закон о банкротстве  говорит о несостоятельности (банкротстве) предприятий, его действие распространяется на все юридические лица, к которым этот институт должен применяться в силу правил ГК. В случае расхождения правил этого Закона с нормами ГК действуют нормы ГК.

Вопрос о несостоятельности (банкротстве), как правило, рассматривается арбитражным  судом.

Основанием для обращения в суд является, согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые или иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей – неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков – в предвидении грозящей ему опасности.

Постановление Правительства  РФ от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве приложения N 1 утвердило Систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Эта система содержит три коэффициента: 1) коэффициент текущей ликвидности, 2) коэффициент обеспеченности собственными средствами и 3) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, а также способы определения этих коэффициентов и, соответственно, решения вопроса о структуре баланса. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, в частности краткосрочных кредитов и другой подобной задолженности. Коэффициент обеспеченности собственными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости данной организации, учитывает и фактическую стоимость основных средств и прочих активов. Коэффициент восстановления или утраты платежеспособности характеризует наличие у организации реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода либо отсутствие такой возможности.

По результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный  суд в соответствии с Федеральным Законом о банкротстве либо принимает решение о признании юридического лица – должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо – если угроза банкротства может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении – выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным).

«Формулировка Закона о банкротстве «внешнее управление имуществом должника» неточно отражает действительное положение вещей и содержание полномочий арбитражного управляющего».2 В действительности передается управление деятельностью организации, юридическим лицом как таковым, а не только его имуществом.

Для внешнего управления суд по согласованию с должником  и кредиторами назначает арбитражного управляющего, который руководит организацией, распоряжается ее имуществом, разрабатывает утверждаемый собранием кредиторов план внешнего управления и осуществляет его под контролем кредиторов и суда и т.д. Арбитражным управляющим не может быть должностное лицо данного юридического лица. На период внешнего управления вводится мораторий по всем требованиям, адресованным должнику.

Санация, согласно Закону о банкротстве, состоит в восстановлении платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи. Закон устанавливает условия и порядок отбора ее участников. Правительство установило порядок и условия оказания помощи таким предприятиям путем предоставления им государственных дотаций, субсидий, льготных кредитов и другими мерами. Существует Положение о порядке предоставления государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий – приложение 2 к упомянутому выше Постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498. Санация не может быть назначена, если в отношении данного лица ранее возбуждалось дело о несостоятельности и с момента его окончания прошло менее 36 месяцев. Для выбора лиц, желающих участвовать в санации, может быть объявлен конкурс. Участники санации заключают соглашение о ее проведении и продолжительности и своей ответственности перед кредиторами должника.

Срок каждой из реорганизационных  процедур не должен превышать 18 месяцев. По достижении цели они прекращаются решением суда, и вопрос о банкротстве  отпадает. В случае выявившейся неэффективности, не достижения цели в установленный срок суд выносит решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства подлежит опубликованию в «Вестнике ВАС РФ». Открытие конкурсного производства влечет запрещение отчуждения имущества должника вне распродажи конкурсной массы и формирования суммы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов в порядке конкурса и установленной ст. 64 ГК очередности погашения долгов. Вне конкурса производятся лишь текущие расходы ликвидируемого юридического лица – расходы по конкурсному производству, выплата вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, судебные издержки.

Назначенный судом конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов и действует под его контролем и контролем суда. Он вправе требовать признания недействительными действий должника, совершенных им до объявления его банкротом и ущемляющих интересы кредиторов.

Закон о банкротстве  предусматривает проведение конкурсного  производства и при добровольном объявлении должником о своем банкротстве, причем не только при обнаружившейся недостаточности его имущества для полного удовлетворения кредиторов; она предусматривает также порядок назначения и полномочия конкурсного управляющего при добровольном внесудебном банкротстве.

На всех стадиях процесса о несостоятельности (банкротстве) допускается заключение мировых  соглашений между должником и  его кредиторами, если эти соглашения не нарушают законодательство и интересы других кредиторов данного должника.

Таким образом, Законом о банкротстве предусмотрены особенности реорганизационных процедур в отношении предприятий, в имуществе которых имеется вклад государства или местных органов власти, а также получающих дотации из бюджетов.

2. Предмет, цели и методы регулирования правоотношений, возникающих при банкротстве коммерческих предприятий

 

Законодательство о  несостоятельности преследует ряд  целей, наиболее важными из которых являются следующие:

  • упорядоченное разрешение дел должника, а не полная свобода действий для всех;
  • увеличение возврата средств (с учетом расходов на проведение процедур) в интересах всех сторон;
  • спасение бизнеса (и/или юридического лица) жизнеспособного предприятия;
  • «справедливое» распределение средств между сторонами (хотя что есть «справедливо» – представляет собой предмет споров);
  • предотвращение нарушений путем создания возможности распространения неправомерных сделок, заключенных в период до банкротства, и введения других санкций;
  • поощрение попыток реструктуризации в период до банкротства (или, по крайней мере, непрепятствование им);
  • поддержание общественного доверия к процессу управления имуществом неплатежеспособных должников и обеспечение предсказуемого исхода процедур;
  • посредством всего вышеперечисленного снижение цены и повышение доступности кредита

Информация о работе Банкротство юридического лица