Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

С Согласно ст. 1 Федерального закона от 14 июля 1997 года «О государственном регулировании агропромышленного производства» это регулирование осуществляется путем экономического воздействия государства на производство, пере¬работку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного производства.
Данное определение нельзя считать всеохватывающим, ибо оно ограничило государственное регулирование агропромышленного производства лишь мерами экономического воздействия.

Содержание

1. Введение. Стр.3
2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса.
2.1. Понятие и принципы государственного регулирования агропромышленного производства. Стр.4-7
2.2. Формы и методы государственного регулирования агропромышленного производства. Стр.8-10
2.3.Регулирование финансирования, кредитования, страхования и налогообложения, финансового оздоровления сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Стр.11-19
2.4. Формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции. Стр.20-22
3. Заключение. Стр.23
4. Задача. Стр.24-26
5. Список использованной литературы. Стр.27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Аграрному праву.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

4) данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5) отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год;

6) предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

7) сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

8) сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;

9)  сведения о социальном развитии села;

10) анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Субъекты Российской Федерации осуществляют финансирование агропромышленного производства в соответствии с действующим законодательством.

федеральные целевые  и региональные целевые программы  разрабатываются, утверждаются и финансируются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Формы и методы государственного регулирования агропромышленного производства.

 

Формы и методы выводятся  юридической наукой из действующего законодательства и практики его  применения, а также из форм и  методов деятельности государства  в целом. Они регулируются правом и осуществляются путём организаторской деятельности соответствующих органов управления  и их должностных лиц.

Формы и методы управления находятся во взаимодействии и дополняют  друг друга. Формы отражают содержательную сторону и определяют, что именно делается в процессе управления. Методы определяют, как, какими способами осуществляется это управление.

Российская Федерация  ведает федеральной собственностью (объектами) и не может управлять  собственностью объектов субъектов  Российской Федерации, и наоборот – субъекты Российской Федерации не вмешиваются в управление федеральной собственностью. И Российская Федерация, её субъекты используют по существу одни и те же формы и методы управления, но применительно (то есть федеральному или региональному) уровню.

К формам государственно управления агропромышленного производства относятся:

а) правотворческая деятельность;

б) правоприменительная (правоисполнительная) деятельность;

в) правоохранительная деятельность.

Органы государственной  исполнительной власти сами принимают правовые акты (постановления и распоряжения); обеспечивают и контролируют их исполнение и применение; принимают меры к их охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц (в этой деятельности участвуют также специальные правоохранительные органы – суды, прокуратура и другие).

Государственное управление агропромышленным производством осуществляется:

а) методом прямых предписаний, указаний, велений, запретов;

б) методом рекомендаций (советов);

в) экономическими методами.

В условиях административно-командной системы в многочисленных постановлениях партии и правительства, в указаниях руководящих работников содержались директивы: когда и как пахать и сеять; как кормить и доить коров; как вносить удобрения в землю; когда и как вывозить на элеваторы зерно, на мясокомбинаты – скот, на заготпункты – молоко и другое. За их нарушение наступала строгая ответственность.

В процессе рыночно-экономических  преобразований методы рекомендаций (советов, помощи) постепенно замещают методы прямых предписаний и запретов. В российском законодательстве закреплён принцип: «разрешается всё, что прямо не запрещено законом».

Метод прямых предписаний (велений, указаний, запретов) применяется  только в случаях нарушения законодательства. Им пользуются правоохранительные органы, а также государственные сельскохозяйственные инспекции. Но данный метод не допускает необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц в производственно-хозяйственную деятельность агропромышленного комплекса и его структур, нарушения коммерческой тайны, запрета купли-продажи, вывоза производственной продукции за пределы региона и тому подобных действий.

К числу методов управления относят и организационно-практическую и даже техническую деятельность, не противоречащую законодательству. Имеется в виду ознакомление должностными лицами с положением дел на местах, на предприятиях; проведение кратких и деловых селекторных совещаний; пропаганда передового опыта в средствах массовой информации.

  Методы регулирования аграрных отношений стали основываться преимущественно на экономических методах регулирования. А это предполагает расширение свободы выбора ведения для сельскохозяйственных производителей, создает возможность замены административных методов управления индикативными методами регулирования, при которых субъекты сельскохозяйственных отношений имеют возможность выбора предлагаемых им программ и условий.

      Государственное  регулирование, как и управление, предусматривает постановку определенных целей, выработку методов достижения этих целей.

Разница от прежних подходов состоит  в способах достижения этих целей. Они  сейчас основываются на добровольном принятии сельскохозяйственными субъектами принятой политики. От них зависит, присоединятся ли они к выполнению выработанной политики. В связи с этим сама политика, выработанная в процессе регулирования, должна обладать привлекательностью, создавать стимулы для сотрудничества и взаимовыгодных отношений. Важное значение в этой системе имеют ценовые, налоговые, финансово-кредитные рычаги.

      Мировой опыт развития  сельского хозяйства в зарубежных  странах подсказывает, что государственное  регулирование развития сельского  хозяйства — это не только  необходимость, но и закономерность развития для большинства зарубежных государств.

      При переходе от  государственного директивного  управления сельским хозяйством  к регулированию меняются методы  регулирования. На смену директивным методам приходят индикативные, в большей мере учитывающие волю и нынешнее положение сельскохозяйственных предприятий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

       Необходимость  перехода от традиционного управления  к регулированию вызывается в  период перестройки меняющейся  ролью государства, которое теперь должно выступать координатором и посредником, регулирующим развитие рынка. Регулирование обеспечивает возможность избежать перекосов и искажений в развитии сельского хозяйства.

      Замена  прежней системы происходит очень  медленно и прежде всего из-за  отсутствия законодательной базы, нечеткости ряда нормативных актов в этой области, которые позволяют избежать предусматриваемых ими направлений развития либо проводить изменения формально, фиктивно при радикальной смене лозунгов.

      В ходе  аграрной реформы принята масса  правовых актов о приватизации и акционировании в сфере агропромышленного комплекса, однако в перерабатывающих отраслях это акционирование прошло без привлечения сельскохозяйственных производителей, с ошибками, на которые указывал и сам законодатель. Было введено право собственности на земельные доли работников сельскохозяйственных предприятий, а затем и подключенных к ним работникам социальной сферы, распоряжение которыми было ограничено и не привело к формированию нормальных сельскохозяйственных предприятий и не давало возможности их полноценно использовать для осуществления рационального сельскохозяйственного производства.

      Таким  образом, проводится акционирование  без формирования реальных собственников-акционеров, создание новых предприятий без  изменения сути существовавших  в них правовых отношений собственности,  управления и пр. Такие процессы, как приватизация, разгосударствление, подменяются фиктивными приватизацией и разгосударствлением. Вместо создания оптимальных по размерам крестьянских хозяйств, способных использовать существующую сельскохозяйственную технику, идет процесс парцелляризации, возвращения к ручному труду. Акционирование, не подкрепленное законодательством об эффективном использовании полученной земельной доли или земельного участка, ведет к их омертвлению, снижению эффективности в использовании земельных участков3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Регулирование финансирования, кредитования, страхования и налогообложения, финансового оздоровления сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

   Все коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, по действующему законодательству являются собственниками своего имущества. Однако реформа в сельском хозяйстве начиналась в тот период, когда законодательством признавалось существование коллективно-долевой собственности на имущество юридических лиц. Но в дальнейшем от этой конструкции отказались. Гражданский кодекс РФ однозначно называет собственником имущества юридического лица само юридическое лицо, которое и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Участники же хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов имеют лишь обязательственные права в отношении названных юридических лиц (то есть имеют право получать часть прибыли в соответствии с размером внесенного ими вклада, а при выходе из состава участников – стоимость этого вклада). Таким образом, доля в капитале общества, товарищества, пай в кооперативе – это условная величина, которая определяет право участника требовать выплат в определенном размере доходов, дивидендов, получить часть имущества в случае ликвидации общества, товарищества и т. д. Не следует путать такие доли с земельными долями и имущественными паями в реорганизованных сельскохозяйственных предприятиях. Сельскохозяйственным организациям, являющимся собственниками своего имущества, принадлежит право владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Они могут совершать в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе продавать его, передавать в пользование и аренду другим лицам, отдавать в залог и распоряжаться иным образом. В отношении владения, пользования и распоряжения землей (которая относится к недвижимому имуществу) законом установлены некоторые ограничения. Особенностью сельскохозяйственных коммерческих организаций является то, что они создавались в результате реорганизации колхозов и совхозов, имущество которых оказалось разделенным на паи, а занимаемая ими земля – на доли, принадлежащие их работникам. Это самым существенным образом повлияло на процесс формирования имущества новых сельскохозяйственных формирований. Первоначальным источником создания имущества хозяйственного общества, товарищества или кооператива являются взносы его участников (членов). Внесенные в установленном порядке в уставный капитал хозяйственного общества (складочный капитал товарищества, паевой фонд кооператива), они переходят в его собственность. В сельскохозяйственных организациях таким первоначальным источником явились указанные паи и доли4.

 По Закону Российской  Федерации «О Крестьянском (фермерском) хозяйстве от 11 июня 2003 года крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации5.

В то же время финансирование прочно входит в перечень способов, с помощью которых государство  контролирует и управляет экономическими отношениями в аграрном секторе, и совершенный отказ от него не предвидится. Нормативную основу правового регулирования финансирования агропромышленного комплекса составляет уже упомянутый Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства". Как установлено статье 3 Закона, государство финансирует агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников. Кроме того, финансирование допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Ежегодно бюджеты всех уровней предусматривают (отдельными статьями) денежные суммы, предназначенные для перечисления в аграрный сектор. Основу расчетов сумм, предусматриваемых федеральным бюджетом, составляет информация о положении дел в агропромышленном производстве. Ее ежегодно готовит Правительство Российской Федерации, представляя в Государственную Думу. В состав информации должны входить следующие данные:

• показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценка перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

• балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса