Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

С Согласно ст. 1 Федерального закона от 14 июля 1997 года «О государственном регулировании агропромышленного производства» это регулирование осуществляется путем экономического воздействия государства на производство, пере¬работку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного производства.
Данное определение нельзя считать всеохватывающим, ибо оно ограничило государственное регулирование агропромышленного производства лишь мерами экономического воздействия.

Содержание

1. Введение. Стр.3
2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса.
2.1. Понятие и принципы государственного регулирования агропромышленного производства. Стр.4-7
2.2. Формы и методы государственного регулирования агропромышленного производства. Стр.8-10
2.3.Регулирование финансирования, кредитования, страхования и налогообложения, финансового оздоровления сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Стр.11-19
2.4. Формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции. Стр.20-22
3. Заключение. Стр.23
4. Задача. Стр.24-26
5. Список использованной литературы. Стр.27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Аграрному праву.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

• анализ динамики цен  на сельскохозяйственные продукцию, сырье  и продовольствие, цен и тарифов  на материально-технические ресурсы и услуги для села.

Кредитным отношениям в агропромышленном комплексе придается особое значение. Основные принципы кредитных отношений — возвратность и срочность — ожидают от получателя кредита рационального расходования заемных денежных средств и мобилизации своей деятельности, с тем чтобы, получив доход, вернуть сумму и проценты кредитору. Такое положение вынуждает сельскохозяйственных товаропроизводителей проявлять большую активность на рынке. Кредит может быть действительным стимулом к развитию производства в сельском хозяйстве только в случае ведения государством разумной, оптимальной кредитной политики. Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей производится в настоящее время из нескольких источников, из государственных денежных средств (государственное кредитование агропромышленного комплекса), из муниципальных денежных средств, а также кредитование коммерческими банками или кредитными организациями. Кредитование из разных источников предполагает разное правовое регулирование отношений по поводу кредита.

      Кредитные отношения с участием коммерческих банков подчиняются нормам гражданского законодательства и иным нормативным актам.

Предоставление же кредита  из государственных или муниципальных денежных средств регулируется специальным законодательством. В основе этого законодательства находится Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства". В то же время деятельность банков, выполняющих операции по кредитованию из средств государственного бюджета, подчиняется и общим нормам Гражданском кодексе РФ о займе и кредите.  

      Кредитование сельскохозяйственного производства - одна из целей, на которую направляются средства федерального бюджета

в соответствии со статьёй 3 Закона "О государственном регулировании агропромышленного производства".

      Участием государства в кредитных отношениях, при условии залога под этот кредит сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с данным Законом являются:

•  выделение бюджетных ресурсов для кредитования;

•  само кредитование;

•  выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

      Собственно, в положениях упомянутого Закона отражен основной взгляд современной политики на роль государственного кредитования агропромышленного комплекса. Так, Законом установлены основные направления расходования денежных средств федерального бюджета при государственном кредитовании. Это:

•  краткосрочное кредитование сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

•  долгосрочное кредитование агропромышленного производства;

•  предоставление кредитным кооперативам, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.

      Правительство РФ создает специальные фонды государственной поддержки кредитования в агропромышленном производстве и определяет порядок использования их средств.

При любых формах участия  государства в кредитных отношениях в агропромышленном комплексе законодательством устанавливаются особые требования к порядку их установления.

      Когда речь заходит о финансировании какой-то определенной разновидности сельскохозяйственной деятельности, то вопросы ее финансирования из государственного бюджета могут быть дополнительно урегулированы законодательством об этой деятельности

Законодательством определено, что в каждом случае залогодержателями  являются юридические лица, уполномоченные Правительством РФ, а залогодателями — товаропроизводители в сфере агропромышленного производства.

      Правительством Российской Федерации также определяется: перечень сельскохозяйственной продукции (сырья и продовольствия), сдаваемой в залог; залоговые ставки; порядок использования приобретенной в собственность государства сельскохозяйственной продукции; другие условия данного залога.

      Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.

Отношения по залогу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия прекращаются исполнением обеспеченного залогом обязательства или приобретением в собственность государства заложенной сельскохозяйственной продукции.

      Особо установлена цель использования этой продукции — проведение государственных товарных интервенций, формирование государственных продовольственных фондов и иные цели.

Порядок использования  и реализации указанной сельскохозяйственной продукции (сырья и продовольствия) определяется Правительством Российской Федерации.

      Операции по государственному кредитованию субъектов агропромышленного комплекса осуществляются коммерческими банками. Однако проводятся они из средств государственного бюджета по соглашению банка с органами государственной исполнительной власти (Минфином РФ, Минсельхозом РФ). Коммерческие банки, обслуживая федеральный бюджет, осуществляют кредитные операции, руководствуясь как специальными нормативными актами, так и гражданским законодательством.

Страхование является важным видом финансовой деятельности, обеспечивающим стабильность экономических отношений в сельском хозяйстве. Ни лизинговые, ни кредитные отношения, да и вся предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве не обходятся без страхования.

     Под страхованием в самом общем смысле понимают отношения по защите имущественных интересов граждан и юридических лиц (страхователей)

при наступлении так  называемых страховых случаев. Страхование производится за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий).

      Страхование подразделяют на несколько видов, в первую очередь добровольное и обязательное (ст. 927 ГК РФ). При этом из обязательного выделено обязательное государственное страхование.

      Добровольное и обязательное страхование имеют место в финансовых отношениях с участием сельскохозяйственных предпринимателей и организаций. Специфика же этих отношений связана со все теми же особенностями сельскохозяйственной деятельности — большим риском потерь продукции, сезонностью, зависимостью от природных условий. Поэтому реальная возможность страхования потерь сельскохозяйственного производства очень важна и должна стать существенной частью финансовых отношений в отрасли.

      Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ) контролирует соблюдение норм законодательства о страховании, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

       К  обязательному страхованию относится и обязательное государственное страхование — из государственных денежных средств. "Обычное" обязательное страхование отличается от государственного тем, что наступает по требованию нормативного акта (а не по усмотрению сторон), но не за счет государственного бюджета.

      Для обязательного государственного страхования законодательством установлено несколько важных принципов: а) законом или иным нормативным актом устанавливаются не только сами виды обязательного страхования, но и размеры оплаты этого страхования; б) страхование осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Таким образом, обязательное страхование из федеральных денежных средств регулируется федеральными нормативными актами; страхование из денежных средств субъекта РФ регулируется законодательством субъекта РФ, на основе принципов, установленных федеральным законодательством; в) правила, предусмотренные ГК РФ, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.

      Одним из основных видов обязательного страхования является страхование урожая сельскохозяйственных культур (ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства").

При таком страховании  сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов; остальные 50% перечисляются из средств федерального бюджета. То есть это смешанный вид обязательного страхования, который не является в полной мере государственным. При этом Правительство РФ может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам.

      В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв, формируемый за счет отчислений в размере пяти процентов от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Положение о федеральном сельскохозяйственном страховом резерве утверждается Правительством РФ.

Кроме того, Правительством РФ устанавливаются: 1) порядок и условия организации и проведения страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченного государственной поддержкой, включая перечень страховых рисков; 2) порядок определения страховой стоимости урожая принимаемых на страхование сельскохозяйственных культур; 3) сроки действия договора страхования; 4) условия формирования дополнительных страховых резервов.

      Уплата страховых взносов производится сельскохозяйственными товаропроизводителями после уплаты основных обязательных платежей — налогов и иных платежей в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ. При этом суммы страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплаченных за счет собственных средств, относятся на себестоимость сельскохозяйственной продукции.

      Если при страховании сельскохозяйственной деятельности участвуют федеральные государственные денежные средства, отвечать за организацию такого страхования должен государственный орган. Согласно постановлению Правительства РФ "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства" от 27 ноября 1998 г. таким органом стало Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства при Минфине РФ.

      Тем же постановлением введены правила заключения договора о страховании урожая сельскохозяйственных культур, которые применяются наряду с нормами ГК. Так, установлено, что договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур заключаются на срок не менее пяти лет; страховая стоимость определяется ежегодно исходя из размеров посевных площадей, урожайности, сложившейся за предыдущие пять лет, и прогнозируемой рыночной цены урожая сельскохозяйственных культур на соответствующий год, а страховая сумма — в размере 70% страховой стоимости; тарифы страховых взносов устанавливаются на пять лет с учетом сложившегося колебания урожайности сельскохозяйственных культур по годам в зависимости от погодных и других природных условий.

       В настоящее время установлен еще один вид обязательного страхования — при осуществлении лизинговых операций в сельском хозяйстве. Так, в соответствии с правилами, установленным нормативно, гарантии уплаты лизинговых платежей должны включать обязательное страхование объектов лизинга (за счет средств лизингополучателя), с уплатой страховых платежей в соответствии с договорами страхования.

      Еще до принятия ГК РФ в основе регулирования этой сферы был Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября

1992 г., действующий с  изменениями, внесенными Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. Этим Законом определены формы и объекты страхования, содержание понятия и правовое положение страхователя, страховщика, страхового агента и страхового брокера, правовое содержание страхового риска и др. Основу же данного Закона составляют правовые формы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков и государственного надзора за страховой деятельностью.

Кроме того, обязательное страхование регулируется несколькими специальными актами: Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г.; Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. и др. В настоящее время действуют и нормативные акты о добровольном страховании, принятые разными уполномоченными государственными структурами.

      Отношения по страхованию в сельском хозяйстве регулируются и актами аграрного законодательства. При этом наибольшее число норм, регулирующих отношения по страхованию (преимущественно государственному), приходится на нормативные акты о государственном управлении в сельском хозяйстве и государственной поддержке организаций и предпринимателей, поскольку управление страхованием — часть современной государственной политики в аграрном секторе. Нормы о страховании закреплены и в уже не раз упомянутом Законе "О государственном регулировании агропромышленного производства". В соответствии с ним было принято постановление Правительства РФ "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства" от 27 ноября 1998 г., в соответствии с которым при Министерстве финансов РФ было образовано Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства, а также урегулированы иные отношения по страхованию в сельском хозяйстве.

      К нормативным документам, касающимся регулирования данной сферы, относятся упомянутые выше законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О сельскохозяйственной кооперации", "О социальном развитии села"; указы Президента РФ "О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов", "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе", а также приказ Минсельхоза РФ "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства" от 6 января 1999 года.

Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса