Государственный контроль в системе органов исполнительной власти в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:30, доклад

Краткое описание

В современных условиях существенно актуализируется проблема усиления контрольных начал в деятельности государства и особенно органов исполнительной власти, функционально призванных практически обеспечивать реализацию прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений. Исполнительная власть, ее онтологические, генетические, функциональные и собственно-юридические характеристики привлекали и привлекают внимание многих исследователей. При анализе исполнительной власти наряду с вопросами системно-структурного характера значительный интерес представляют собой ее субстанциональные характеристики, раскрывающие ее политико-юридическую природу и сущность. Тем более актуальна данная проблема в связи с тем, что в законодательстве конкретное нормативно-правовое закрепление дефиниции, раскрывающей содержание понятия «исполнительная власть», отсутствует.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с вышеназванным Указом Президента Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан постановило образовать Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан с передачей имущества реорганизуемого Агентства таможенного контроля Республики Казахстан. Соответственно реорганизованы государственные учреждения - Департаменты таможенного контроля по областям, городам Астане и Алматы, таможни, Кинологический центр, Центральная таможенная лаборатория Агентства таможенного контроля Республики Казахстан в государственные учреждения - Департаменты таможенного контроля по областям, городам Астане и Алматы, таможни, Кинологический центр, Центральная таможенная лаборатория Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан.

 Комитет в установленном  законодательством порядке призван  осуществлять обеспечение своевременного  и полного внесения в республиканский  бюджет таможенных платежей и  налогов, взимание которых возложено  на таможенные органы Республики  Казахстан. Кроме того, Комитет наделен контрольными и надзорными функциями, в число которых входят контроль за соблюдением валютного законодательства; контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан законности при производстве проверок участников внешнеэкономической и иной деятельности, производстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела; во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для Республики Казахстан материалов, а также культурных ценностей; организация системы контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров; организация проведения радиационного контроля на Государственной границе Республики Казахстан. Комитет в установленном законодательством порядке осуществляет контрольные и надзорные функции: контроль за соблюдением законодательства, предусматривающего полноту поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет; контроль за поступлением неналоговых платежей в пределах компетенции, установленной нормативными правовыми актами, государственный контроль при применении трансфертных цен; контроль за деятельностью государственных органов Республики Казахстан, уполномоченных осуществлять исчисление и (или) сбор обязательных платежей в государственный бюджет и т.д..

 Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Национальному банку Казахстана. Национальный Банк Казахстана осуществляет лицензирование, контроль и надзор за финансовыми организациями в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. В этих целях Национальный Банк Казахстана полномочен: принимать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения финансовыми организациями и их клиентами; определять условия и порядок выдачи лицензий финансовым организациям на проведение банковских операций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан; определять порядок проведения банковских операций, а также условия и порядок выдачи заключений банкам в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан; осуществлять проверки деятельности финансовых организаций и иных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка Казахстана; получать от государственных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своих контрольных и надзорных функций, в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана сотрудничает с уполномоченным органом, центральными банками и надзорными органами других государств и вправе обмениваться информацией, необходимой для осуществления ими контрольных функций. На центральный банк Казахстана как орган регулирования возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций.

Немаловажное значение в системе классификации имеет ведомственный контроль, в рамках которого проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, то есть контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае - необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Ведомственный контроль (его иногда называют внутриведомственным) осуществляется органами отраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов и заключается в проверке соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, своих решений нижестоящими органами. Ведомственный контроль позволяет оперативно выявлять и устранять недостатки, ибо уже в ходе контроля могут быть решены вопросы об отмене, изменении или приостановлении акта управления, о перестановке кадров, изменениях во внутренней структуре управления, необходимом маневрировании внутренними ресурсами и т.д. При этом следует иметь ввиду, что все органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций - внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц. В специальной литературе высказывается суждение о целесообразности единой направленности отраслевых и общегосударственных устремлений, а также сочетания ведомственного контроля с контролем вневедомственным. «Там, где достигнуто их оптимальное сочетание, есть возможность составить наиболее объективное представление о деятельности подконтрольного объекта, своевременно изменить эту деятельность в требуемых рамках, обеспечить господство закона и установление определенного равновесия между различными целями при приоритете общегосударственного интереса» [216, с.309].

Проблемы контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти актуализируются, обретая особую значимость, в свете проводимой административной реформы, краеугольные положения которой отражены в Концепции правовой политики.

 

  1. Классификация форм государственного контроля, осуществляемого органами исполнительной власти

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции Республики Казахстан, существенно влияет на специфику реализации контрольных функций как в рамках каждой ветви власти, так и в процессе их взаимодействия, обеспечивая устойчивость и постоянство государственного контроля. Особую актуальность в условиях проводимых реформ приобретают конституционно-правовые основы и принципы развития системы государственного контроля, выявление потенциальных возможностей и пределов контрольных функций, нахождение наиболее эффективных методов и форм их реализации. Плодотворны современные подходы к определению новых целей государственного контроля: обеспечение законности, охрана социально-культурных прав граждан, охрана и защита их жизни, здоровья, обеспечение трудовых, жилищных и иных прав человека, создание благоприятных экологических условий и т.п. Формы государственного контроля многообразны, связаны с конституционными полномочиями органов и лиц, представляющих соответствующие ветви власти [217, с.381-409]. Если рассматривать формы управленческой деятельности как формы контрольной деятельности, то посредством этих форм на практике опредмечивается управленческая компетенция государства, его органов и должностных лиц. Форма управленческой деятельности представляет собой внешнее, постоянное, типизированное выражение практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций. Это также способ внешнего выражения всей совокупности способов, приемов и методов работы, применяемых субъектом управления для достижения поставленных целей. По формам можно судить о том, как и с помощью каких инструментов государство реализует свою управленческую компетенцию [218, с.132-133]. А каждая форма управления заключает в себе совершение конкретными субъектами определенных действий, которые специфическим образом раскрывают содержание управленческой деятельности, самого управленческого воздействия [219, с.11].

Изучение форм, в которых контроль проводится, и методов, применяемых при его осуществлении, способствует определению специфики государственного контроля, осуществляемого исполнительной властью.

Анализ теоретических и практических источников показывает, что органы исполнительной власти используют разнообразные формы и методы государственного контроля, находящиеся в диалектическом единстве со сложным и порой противоречивым процессом совершенствования форм и методов управления различными сферами жизни и деятельности общества и государства. В данной связи немаловажно учитывать проблему наличия органической связи категорий формы и содержания: в общенаучном толковании под формой понимается тот или иной вариант выражения содержания. Применительно к исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, xарактеризующим специфические черты данной ветви власти. Таким образом, под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия [210, с.191-194]. Существуют и другие точки зрения, более широко определяющие содержание административно-правовых форм деятельности субъектов административного права - как совокупность действий и правовых актов, которые служат осуществлению, реализации целей, задач, функций и полномочий, принадлежащих в соответствии с законодательством субъектам административного права [219, с.224].

Единством отличаются выводы исследователей в отношении того, что проверка — основная, наиболее распространенная форма государственного контроля, осуществляемого исполнительной властью, которая заключается в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении обязательных требований, правил, нормативов, установленных законами и иными нормативными правовыми актами по проверяемым вопросам. Более насыщенна научная полемика по поводу определения оснований классификации видов проверки как формы контрольно-надзорной деятельности. В зависимости от объема проверки согласно Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой Девятым Конгрессом ИНТОСАИ в 1977 году, подразделяются на сплошные (всеобъемлющие) и выборочные. Сплошная проверка предполагает контроль каждой единицы продукции, процесса или услуги, т.е. всего объема (в противоположность выборочной проверке). Выборочная проверка предполагает контроль, при котором решение о контролируемой совокупности или процессе принимают по результатам проверки одной или нескольких выборок. Например, формами таможенного контроля согласно статьи 441Таможенного кодекса Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года № 401 формами таможенного контроля являются: 1) проверка таможенной декларации, документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение объяснений; 4) таможенный надзор; 5) осмотр товаров и транспортных средств; 6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств; 7) личный досмотр; 8) маркировка товаров специальными марками либо нанесение на них идентификационных знаков в случаях, предусмотренных таможенным кодексом и налоговым законодательством Республики Казахстан; 9) проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним; 10) учет товаров и транспортных средств; 11) осмотр помещений и территорий. Выборочность таможенного контроля означает использование таможенными органами при проведении контроля тех его форм, которые являются достаточными для того, чтобы обеспечить соблюдение законодательства о таможенном деле, иного законодательства Республики Казахстан и международных договоров Республики Казахстан, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики [220].

В зависимости от сроков проведения проверки могут быть плановыми или внезапными (внеплановыми). Законодательством закрепляется периодичность проведения плановых проверок в отношении подконтрольных объектов, а также перечень оснований для проведения внеплановых мероприятий по контролю. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся в случае проведения проверки по исполнению предписаний об устранении выявленных в результате планового мероприятия по контролю нарушений; получения информации о возникновении ситуаций, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В зависимости от количества подконтрольных объектов выделяют проверки массовые и индивидуальные. Массовая проверка характеризуется большим количеством подконтрольных объектов, проверяемых одновременно или в короткий период времени по одному и тому же вопросу.

Характерно, что проверка – понятие многосложное и выражается в разных ипостасях, определяемое в законодательстве и научной литературе специальными названиями (ревизия, инспектирование, инвентаризация, регистрация, сертификация, лицензирование, аккредитация).

Ревизия есть проверка хозяйственно-финансовой деятельности учреждения, предприятия или должностного лица, производимая уполномоченным на это государственным органом с целью выявления и устранения недостатков в их работе, а также законности их действий, и представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление. Широкое использование в процессе проведения ревизии первичных документов и данных всех видов учета и отчетности позволяет глубоко и всесторонне проверить: соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам; обоснованность расчетов сметных назначений; исполнение смет расходов; использование бюджетных средств по целевому назначению; обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей; обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств; соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета; составление отчетности и т.п..

Инвентаризация - периодическая проверка наличия числящихся на балансе объединения, предприятия, организации, учреждения ценностей, их сохранности и правильности хранения, обязательств и прав на получение средств, а также ведения складского хозяйства и реальности данных учета. Инвентаризации, как правило, подвергаются основные фонды (средства), товарно-материальные ценности, затраты в незавершенном производстве, денежные средства, расчеты с поставщиками, заказчиками и другие статьи баланса.

Инспектирование (инспекторская проверка) представляет собой форму ведомственного контроля, который проводит орган исполнительной власти в отношении подведомственных организаций, и включает в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучение, проверку, оценку состояния и результатов деятельности организаций, выработку мер по повышению ее эффективности.

Регистрация - это внесение в специальные списки, в книгу, реестры, кадастры различных фактов или явлений с целью учета, с целью придания факту законности. Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах1. Факт официальной регистрации часто означает государственное признание законности создания организации, совершения сделки и т.п..

Под сертификацией понимается форма подтверждения, осуществляемого органом по сертификации, соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация представляет собой деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции и услуг, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям (проверяются образцы продукции и техническая документация, характеристики услуг).

Аттестация - установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности или должности, на которую он претендует; в государственных организациях, учреждениях аттестация - необходимое условие присвоения квалификационного разряда. Кроме того, аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов.

Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Информация о работе Государственный контроль в системе органов исполнительной власти в Республике Казахстан