Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:43, курсовая работа
Целью работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его компетенциях и административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач: - определение и анализ содержания понятия государственного служащего, определение основных признаков государственного служащего; - на основе понятия проследить принципы классификации госслужащих, дать характеристику видам государственных служащих и их компетенции; - изучение нормативно правовой базы государственной службы в настоящий момент;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ …………………………………………………..
1.1 Содержание понятия «государственный служащий»…………………………
1.2 Признаки государственного служащего………………………………………
ГЛАВА 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ …………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ понятие государственного служащего распадается на два определения в зависимости от статуса государственного органа как федерального или относящегося к субъекту федерации. Так, под федеральным государственным служащим понимается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ [18].
Интересным, на мой взгляд, является содержание понятия «государственный служащий» в зарубежной правовой литературе. В частности, во Франции к государственным служащим относятся все служащие государства, его законодательных, исполнительных и судебных органов. Кроме того, к служащим государства относятся лица, работающие в системе публичного образования и здравоохранения [8, с. 279].
Как указано в законодательстве Федеративной Республики Германии, одним из признаков органа управления является обладание чиновничеством. В полной мере это положение можно отнести и к органам публичной администрации Республики Беларусь, деятельность которых немыслима без аппарата государственных служащих [2, с. 111]. Государственными же служащими (чиновниками) в ФРГ именуются те, кто находится в государственно-служебных отношениях на основании присяги верности с юридическим лицом публичного управления и выполняет по поручению последнего публично-правовые функции [8, с. 279].
Согласно положению о государственной службе Китайской Народной Республики, государственными служащими являются работники административных органов всех ступеней, за исключением рабочих и обслуживающего персонала [8, с. 279].
Известны и многие
другие понятия государственного служащего.
Их анализ позволяет выделить наличие
следующих признаков государств
По сути, все эти признаки присутствуют и в понятии, предложенном белорусским законодательством. Так, Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. №204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» четко определяет в статье 5, что «государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования» [14].
1.2 Признаки государственного служащего
Для того чтобы до конца
уяснить дефиницию «
Во-первых, наличие гражданства, т.е. государственный служащий должен быть гражданином данного государства. Этот признак является исходным для государственных служащих по законодательству большинства стран мира. Службу в государственном аппарате могут нести только граждане этого конкретного государства (в данном случае Республики Беларусь). Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть госслужащими в Республике Беларусь. Это требование обусловлено интересами государства, доверяющей данный вид деятельности только собственным гражданам в силу его большой значимости как для самого государства, так и для общества.
Во-вторых, занятие в
установленном
Должности, предусмотренные Конституцией, в основном учтены в Законе «О государственной службе в Республике Беларусь». В п. 1 статьи 7 данного Закона приводится открытый перечень государственных органов, занятие государственных должностей в которых придает соответствующим гражданам статус государственных служащих. Согласно этому документу к органам, занятие должностей в которых относится к государственной службе, а лица, занимающие эти должности, являются государственными служащими, относятся:
. Палата представителей
и Совет Республики
. Правительство Республики Беларусь и его Аппарат;
. Конституционный Суд Республики Беларусь и его Секретариат, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, иные общие и хозяйственные суды и их аппараты;
. Администрация Президента
Республики Беларусь, Государственный
секретариат Совета
. органы Комитета
. министерства, иные республиканские
органы государственного
. дипломатические
. местные Советы депутатов и их аппараты, исполнительные и распорядительные органы и их аппараты;
. государственные нотариальные конторы;
. таможенные органы;
. иные государственные
органы и приравненные к ним
в соответствии с
К государственным должностям не относятся должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. №123 утвержден перечень должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям.
Так, не являются государственными служащими лица, занимающие в государственном органе следующие должности:
начальник (заведующий) общего отдела, его заместитель, осуществляющие только техническое обслуживание и обеспечивающие деятельность государственного органа;
начальник (заведующий) хозяйственного, административно-хозяйственного отдела и других структурных подразделений с аналогичными функциями, его заместитель;
заведующий архивом, канцелярией, машинописным бюро, копировально-множительным бюро, экспедицией, хозяйством, складом, научно-технической библиотекой (библиотекой);
старший инспектор, статистик, корректор, диспетчер, кассир, инкассатор;
инспектор, статистик, корректор, кассир, дежурный бюро пропусков, агент, библиотекарь, диспетчер, инкассатор;
секретарь приемной руководителя государственного органа, суда, прокуратуры и его заместителей;
секретарь приемной руководителя структурного подразделения государственного органа и его заместителей;
секретарь судебной коллегии, судебного заседания, суда; секретарь-референт, референт;
стенографистка, секретарь-стенографистка, машинистка всех категорий, секретарь-машинистка;
делопроизводитель, архивариус, кладовщик, экспедитор;
оператор: копировальных и множительных машин, ЭВМ, связи;
комендант, курьер, гардеробщик, уборщик служебных помещений, дворник, лифтер, рабочий (всех профессий), сторож (вахтер);
водитель автомобиля (всех типов и марок);
руководители, специалисты, другие служащие и рабочие автобаз (гаражей) и других организаций (структурных подразделений), обслуживающих государственные органы [15].
Т.е. государственная должность устанавливается только в государственных органах, поэтому не являются государственными служащими служащие государственных предприятий, учреждений, организаций (в том числе учреждений здравоохранения, культуры, образования и др.).
Однако, как полагает ученый Крамник А.Н., перечисленные исключения не означают, что все иные лица, проходящие службу в государственных органах, перечисленных в Законе «О государственной службе в Республике Беларусь», являются государственными служащими в узком смысле, установленном Законом. Для признания лица государственным служащим необходимо занятие государственной должности [5, с. 517].
Перечня должностей государственной службы в настоящее время не существует, и Закон четко не устанавливает, кто именно является государственным служащим. Законом (ст. 8) предусмотрено лишь ведение кадровых реестров Главы государства Республики Беларусь, Правительства РБ, областных и минского городского исполнительных комитетов [14]. Уяснение вопроса, какие должности относятся к государственным, осуществляется в результате комплексного анализа норм Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» и принятых нормативно-правовых актов.
В-третьих, наделение соответствующими
полномочиями и выполнение служебных
обязанностей, которые зависят от
функций и задач
Должностные полномочия государственного служащего, как правило, являются производными от полномочий того государственного органа, в котором он работает, но значительно уже последних. Для уяснения полномочий того или иного государственного служащего приходится обращаться к специальным законам и иным нормативным правовым актам. Служебные обязанности государственного служащего, в отличие от полномочий, как правило, в законодательстве четко не раскрываются, а определяются внутренними (локальными) актами (положениями, должностными инструкциями и т. п.) [11, с. 41].
Т.о., от других категорий лиц, занятых определенной работой в различных организациях (учреждениях, предприятиях) общества, государственных служащих отличает следующее:
- они занимают должности только в государственных органах (органах государственной власти, в органах местного управления и самоуправления, судебных органах);
- они осуществляют властную деятельность
(организационную, распорядительную, руководящую,
контрольную) и, следовательно, обладают
соответствующими властными и организационно-
В-четвертых, получение
денежного вознаграждения. Т.е. госслужащий
выполняет служебные
В-пятых, одним из признаков государственного служащего является его профессиональная компетентность. Она определяется в трех уровнях: профессиональные знания и умения; организаторские способности и управленческие навыки; личные и морально-психологические качества.
К первому уровню относятся следующие требования:
неукоснительное соблюдение Конституции, законов и других нормативных актов;
соблюдение норм служебного регламента и своевременное, точное и творческое выполнение своих профессиональных обязанностей;
поддержание профессионального
уровня и совершенствование
уважительное отношение к гражданам и своевременное рассмотрение их обращений;
сохранение государственной тайны;
несовершение действий, затрудняющих работу государственных органов и приводящих к подрыву авторитета государственной власти и др. [5, с. 521].
Второй уровень
умения организовывать процесс управления, подбор, расстановку кадров и распределение труда среди подчиненных;
планирование, контроль, организацию, координацию и реализацию других управленческих функций;
Информация о работе Государственный служащий: понятие, виды, компетенция