Государственный служащий: понятие, виды, компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его компетенциях и административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач: - определение и анализ содержания понятия государственного служащего, определение основных признаков государственного служащего; - на основе понятия проследить принципы классификации госслужащих, дать характеристику видам государственных служащих и их компетенции; - изучение нормативно правовой базы государственной службы в настоящий момент;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ …………………………………………………..
1.1 Содержание понятия «государственный служащий»…………………………
1.2 Признаки государственного служащего………………………………………
ГЛАВА 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ …………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДОРАБОТАННАЯ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ понятие государственного служащего распадается на два определения в зависимости от статуса государственного органа как федерального или относящегося к субъекту федерации. Так, под федеральным государственным служащим понимается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ [18].

Интересным, на мой взгляд, является содержание понятия «государственный служащий» в зарубежной правовой литературе. В частности, во Франции к государственным служащим относятся все служащие государства, его законодательных, исполнительных и судебных органов. Кроме того, к служащим государства относятся лица, работающие в системе публичного образования и здравоохранения [8, с. 279].

Как указано в законодательстве Федеративной Республики Германии, одним  из признаков органа управления является обладание чиновничеством. В полной мере это положение можно отнести и к органам публичной администрации Республики Беларусь, деятельность которых немыслима без аппарата государственных служащих [2, с. 111]. Государственными же служащими (чиновниками) в ФРГ именуются те, кто находится в государственно-служебных отношениях на основании присяги верности с юридическим лицом публичного управления и выполняет по поручению последнего публично-правовые функции [8, с. 279].

Согласно положению  о государственной службе Китайской  Народной Республики, государственными служащими являются работники административных органов всех ступеней, за исключением рабочих и обслуживающего персонала [8, с. 279].

Известны и многие другие понятия государственного служащего. Их анализ позволяет выделить наличие  следующих признаков государственного служащего: гражданство, соответствующая профессиональная подготовка, государственная должность, денежное вознаграждение.

По сути, все эти  признаки присутствуют и в понятии, предложенном белорусским законодательством. Так, Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. №204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» четко определяет в статье 5, что «государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования» [14].

 

1.2 Признаки  государственного служащего

 

Для того чтобы до конца  уяснить дефиницию «государственный служащий», рассмотрим каждый из элементов  понятия в отдельности. Исходя из выше изложенного, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками.

Во-первых, наличие гражданства, т.е. государственный служащий должен быть гражданином данного государства. Этот признак является исходным для государственных служащих по законодательству большинства стран мира. Службу в государственном аппарате могут нести только граждане этого конкретного государства (в данном случае Республики Беларусь). Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть госслужащими в Республике Беларусь. Это требование обусловлено интересами государства, доверяющей данный вид деятельности только собственным гражданам в силу его большой значимости как для самого государства, так и для общества.

Во-вторых, занятие в  установленном законодательством  порядке государственной должности. Т.е. государственный служащий должен занимать определенную государственную должность, предусмотренную Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами, либо должность, учрежденную в установленном порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Должности, предусмотренные  Конституцией, в основном учтены в  Законе «О государственной службе в  Республике Беларусь». В п. 1 статьи 7 данного Закона приводится открытый перечень государственных органов, занятие государственных должностей в которых придает соответствующим гражданам статус государственных служащих. Согласно этому документу к органам, занятие должностей в которых относится к государственной службе, а лица, занимающие эти должности, являются государственными служащими, относятся:

. Палата представителей  и Совет Республики Национального  собрания Республики Беларусь  и их секретариаты;

. Правительство Республики  Беларусь и его Аппарат;

. Конституционный Суд  Республики Беларусь и его Секретариат, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, иные общие и хозяйственные суды и их аппараты;

. Администрация Президента  Республики Беларусь, Государственный  секретариат Совета Безопасности  Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, иные государственные органы, непосредственно обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь;

. органы Комитета государственного  контроля Республики Беларусь, органы  Прокуратуры Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарат;

. министерства, иные республиканские  органы государственного управления, их территориальные подразделения;

. дипломатические представительства,  консульские учреждения и миссии  Республики Беларусь;

. местные Советы депутатов  и их аппараты, исполнительные  и распорядительные органы и  их аппараты;

. государственные нотариальные  конторы;

. таможенные органы;

. иные государственные  органы и приравненные к ним  в соответствии с законодательством  государственные организации [14].

К государственным должностям не относятся должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. №123 утвержден перечень должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям.

Так, не являются государственными служащими лица, занимающие в государственном  органе следующие должности:

начальник (заведующий) общего отдела, его заместитель, осуществляющие только техническое обслуживание и обеспечивающие деятельность государственного органа;

начальник (заведующий) хозяйственного, административно-хозяйственного отдела и других структурных подразделений  с аналогичными функциями, его заместитель;

заведующий архивом, канцелярией, машинописным бюро, копировально-множительным бюро, экспедицией, хозяйством, складом, научно-технической библиотекой (библиотекой);

старший инспектор, статистик, корректор, диспетчер, кассир, инкассатор;

инспектор, статистик, корректор, кассир, дежурный бюро пропусков, агент, библиотекарь, диспетчер, инкассатор;

секретарь приемной руководителя государственного органа, суда, прокуратуры  и его заместителей;

секретарь приемной руководителя структурного подразделения государственного органа и его заместителей;

секретарь судебной коллегии, судебного заседания, суда; секретарь-референт, референт;

стенографистка, секретарь-стенографистка, машинистка всех категорий, секретарь-машинистка;

делопроизводитель, архивариус, кладовщик, экспедитор;

оператор: копировальных и множительных машин, ЭВМ, связи;

комендант, курьер, гардеробщик, уборщик служебных помещений, дворник, лифтер, рабочий (всех профессий), сторож (вахтер);

водитель автомобиля (всех типов и марок);

руководители, специалисты, другие служащие и рабочие автобаз (гаражей) и других организаций (структурных подразделений), обслуживающих государственные органы [15].

Т.е. государственная должность  устанавливается только в государственных  органах, поэтому не являются государственными служащими служащие государственных предприятий, учреждений, организаций (в том числе учреждений здравоохранения, культуры, образования и др.).

Однако, как полагает ученый Крамник  А.Н., перечисленные исключения не означают, что все иные лица, проходящие службу в государственных органах, перечисленных в Законе «О государственной службе в Республике Беларусь», являются государственными служащими в узком смысле, установленном Законом. Для признания лица государственным служащим необходимо занятие государственной должности [5, с. 517].

Перечня должностей государственной  службы в настоящее время не существует, и Закон четко не устанавливает, кто именно является государственным  служащим. Законом (ст. 8) предусмотрено  лишь ведение кадровых реестров Главы  государства Республики Беларусь, Правительства РБ, областных и минского городского исполнительных комитетов [14]. Уяснение вопроса, какие должности относятся к государственным, осуществляется в результате комплексного анализа норм Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» и принятых нормативно-правовых актов.

В-третьих, наделение соответствующими полномочиями и выполнение служебных  обязанностей, которые зависят от функций и задач государственного органа, в котором работает госслужащий. Но следует отметить, что государственный служащий реализует не все функции государства, а только определенную, достаточно узкую группу функций, которые осуществляются в рамках предоставленных ему полномочий.

Должностные полномочия государственного служащего, как правило, являются производными от полномочий того государственного органа, в котором он работает, но значительно уже последних. Для уяснения полномочий того или иного государственного служащего приходится обращаться к специальным законам и иным нормативным правовым актам. Служебные обязанности государственного служащего, в отличие от полномочий, как правило, в законодательстве четко не раскрываются, а определяются внутренними (локальными) актами (положениями, должностными инструкциями и т. п.) [11, с. 41].

Т.о., от других категорий лиц, занятых определенной работой в различных организациях (учреждениях, предприятиях) общества, государственных служащих отличает следующее:

- они занимают должности только в государственных органах (органах государственной власти, в органах местного управления и самоуправления, судебных органах);

- они осуществляют властную деятельность (организационную, распорядительную, руководящую, контрольную) и, следовательно, обладают соответствующими властными и организационно-распорядительными полномочиями; они могут применять меры государственного понуждения.

В-четвертых, получение  денежного вознаграждения. Т.е. госслужащий  выполняет служебные обязанности  за денежное вознаграждение из средств  республиканского или местных бюджетов или других предусмотренных законодательством источников финансирования, являющиеся оплатой его труда. Основной источник легальной оплаты труда государственных служащих - государственный бюджет. В расходных частях республиканского и местных бюджетов ежегодно предусматриваются статьи расходов в отношении соответствующих государственных органов республиканского и местного уровней, включающие и финансирование труда государственных служащих.

В-пятых, одним из признаков государственного служащего является его профессиональная компетентность. Она определяется в трех уровнях: профессиональные знания и умения; организаторские способности и управленческие навыки; личные и морально-психологические качества.

К первому уровню относятся  следующие требования:

неукоснительное соблюдение Конституции, законов и других нормативных  актов;

соблюдение норм служебного регламента и своевременное, точное и творческое выполнение своих профессиональных обязанностей;

поддержание профессионального  уровня и совершенствование управленческих навыков;

уважительное отношение  к гражданам и своевременное  рассмотрение их обращений;

сохранение государственной  тайны;

несовершение действий, затрудняющих работу государственных  органов и приводящих к подрыву авторитета государственной власти и др. [5, с. 521].

Второй уровень профессиональной компетентности требует наличия  следующих организаторско-управленческих навыков:

умения организовывать процесс управления, подбор, расстановку  кадров и распределение труда среди подчиненных;

планирование, контроль, организацию, координацию и реализацию других управленческих функций;

Информация о работе Государственный служащий: понятие, виды, компетенция