Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:43, курсовая работа
Целью работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его компетенциях и административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач: - определение и анализ содержания понятия государственного служащего, определение основных признаков государственного служащего; - на основе понятия проследить принципы классификации госслужащих, дать характеристику видам государственных служащих и их компетенции; - изучение нормативно правовой базы государственной службы в настоящий момент;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ …………………………………………………..
1.1 Содержание понятия «государственный служащий»…………………………
1.2 Признаки государственного служащего………………………………………
ГЛАВА 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ …………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
повышение квалификации и управленческих навыков, внедрение передового опыта в управлении и др. [5, с. 517].
Третий уровень включает такие требования, как
аналитичность и системность мышления;
ответственность за порученное дело;
организаторские способности и гуманистические позиции;
требовательность к себе и окружающим;
принципиальность, добропорядочность, дисциплинированность, справедливость, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей;
политическая и индивидуальная культура, высокие морально-этические качества [5, с. 517].
Основные требования к личным и деловым качествам государственного служащего сформулированы в Квалификационном справочнике «Государственные должности государственных служащих».
Проанализировав содержание
приведенных понятий о
Во-вторых, основным содержанием службы государственного служащего является исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных функций. Необходимо отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлением исполнительной власти.
В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансирования.
Государственные служащие исполняют полномочия государственных органов, решают задачи, стоящие перед государством. В своей работе они используют определенные различные средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих. Поэтому понятно, какое огромное значение для страны имеет государственная служба, правильное определение целей и направлений труда государственных служащих, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т.д.
Несмотря на особое положение государственных служащих по сравнению с другими категориями лиц, занятыми определенной работой в различных организациях, государственные служащие являются наемными работниками, выполняющими государственные функции.
Исходя из всего вышеизложенного, можно заключить, что определение понятия «государственный служащий» является прерогативой государства. В действующем законе Республики Беларусь это понятие дается через понятие государственной должности. В свою очередь понятие государственной должности основано на определении государственного органа. На современном этапе законотворчества данное понятие получило законченную юридическую форму, что является несомненным шагом вперёд по сравнению с советским периодом, когда понятие госслужащего было сильно размыто ввиду объективных причин (ввиду отсутствия института частной собственности любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к. государство являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющим полномочия работодателя). Как удалось отметить, в основе определения понятия «государственный служащий» не лежит единый сущностный подход, что и вызывает затруднения при уяснении понятия и признаков госслужащих, определении их видов и компетенции.
ГЛАВА 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ
Состав государственных
служащих неоднороден, их функциональное
назначение по реализации полномочий
государственных органов
Так, российский правовед А.П. Коренев в качестве критериев классификации называет: характер выполняемой служащим работы; органы, где работают служащие; характер должностных функций; масштаб деятельности органов, в которых работают служащие; характер полномочий государственных служащих [3, с. 115].
Большинство ученых, прежде всего, выделяют служащих государственных органов и служащих государственных предприятий, учреждений и организаций.
Государственные служащие
государственных органов
Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть с выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций [9, с. 70].
В зависимости от органов, где работают служащие, их подразделяют на:
служащих представительных органов;
служащих исполнительных органов;
служащих судебных органов;
служащих Аппарата Президента РБ [10, с. 59].
В зависимости от характера
полномочий, определяющих роль государственных
служащих в осуществлении
. должностных лиц;
. оперативный состав
(еще его называют
. вспомогательный персонал.
Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов - начальники управлений, отделов в системе органов управления МВД Республики Беларусь) [9, с. 71].
Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятии, учреждении и организации. Руководители принимают решения по различным вопросам; являются распорядителями кредитов, принимают на работу, применяют к подчиненным меры поощрения и дисциплинарной ответственности [9, с. 71].
Крамник А. Н. под должностными лицами понимает государственных служащих, совершающих в пределах своих полномочий действия, влекущие юридические последствия, а также обладающих правом приема и увольнения с работы и руководства подчиненными им государственными служащими (руководители государственных органов министр, ректор, директор, руководитель структурных подразделений - начальники отделов служб) [6, с. 524].
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.) [9, с. 71].'Т. е. эти служащие наделены государственно-властными полномочиями в отношении не подчиненных им по службе лиц - третьих лиц.
Оперативный состав (функциональные работники) это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта. Отдельные служащие этой категории уполномочены, на основе специальных знаний, совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных законодательством случаях рецепты на бесплатное получение лекарств) [9, с. 71].
Функциональные работники
непосредственно участвуют в
решении задач, стоящих перед
государственной организацией, выполняют
работу, определяющую необходимость
существования данной организации,
являются исполнителями и
Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридических последствий, влияющих на содержание решений данного органа. Своей деятельностью эта категория служащих совершает материально-технические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, организации. Это, например, делопроизводители, библиотекари, секретари-машинистки, лаборанты и др. [9, с. 71]. Т. е. вспомогательный персонал осуществляет деятельность, которая напрямую не сопряжена с главным назначением организации, а необходима для обеспечения деятельности других государственных служащих данной организации [6, с. 525]. На этих лиц Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» не распространяется.
Как отмечает правовед Мах И.И., предложенная классификация является классической и используется многими авторами, но не является единственной [8, с. 282].
В юридической литературе государственные служащие, например, подразделяются на гражданских и милитаризованных. Последние служащие в основном осуществляют действия, направленные на защиту жизни и здоровья людей, охрану ценностей нашего общества (работники милиции, военнослужащие Министерства обороны, пограничных войск, военизированная охрана - Министерства связи и др.) [9, с. 72].
Иногда служащих делят по областям управленческой деятельности (например, служащие народного хозяйства, государственные служащие социально-культурной сферы, в административно-политической деятельности и др.) [9, с. 72].
Крамник А. Н. отмечает, что в зависимости от видов государственной гражданской службы ее служащих можно разделить на: аппаратных служащих (чиновников), депутатов, судей судов, работников прокуратуры, работников таможенных органов [4, с. 261].
В науке предлагается и иное деление государственных служащих. Например, В.Е. Чиркин классифицирует государственных служащих на администраторов, профессионалов, исполнителей, высших технических служащих, канцелярских работников (клерков), субклерков и обслуживающий персонал. Администраторы занимают самое высокое положение среди выделенных им групп государственных служащих и наделены самым широким объемом распорядительных полномочий (заместители министров, главы отделов, управлений). Профессионалы (экономисты, юристы) обладают признаками ответственных специалистов предыдущей классификации. Исполнители и высшие технические служащие призваны реализовывать порученные им задания. Некоторые из них могут возглавлять структурные подразделения общего назначения в органах государственного управления (начальник канцелярии). Субклерки и обслуживающий персонал - это технические работники [12, с. 263-264].
Сегодня предлагаются и другие виды классификаций. Это относится, например, к классификации, предложенной российским правоведом Манохиным В.М. Ее основу составляют такие критерии, как:
. виды государственной службы;
. группы должностей государственной службы;
. уровень профессионализма
государственного служащего в
рамках должности и
. иные основания [7, с. 161],
Первую группу автор делит на федеральных государственных служащих, военнослужащих, служащих государственных органов субъектов Федерации [7, с. 161].
Вторая группа включает служащих, занимающих высшие государственные должности; главные государственные должности; ведущие государственные должности; старшие государственные должности; младшие государственные должности [7, с. 162].
Третья группа включает государственных служащих, должностное ' положение которых предполагает необходимость наличия:
- высшего профессионального образования по специализации государственных должностей государственной службы или образования, считающегося равным с дополнительным высшим профессиональным по специализации государственных должностей государственной службы, высшие и главные государственные должности;
- высшего профессионального образования по специальности «государственное управление» либо специализации государственных должностей государственной службы или образования, считающегося равным, - ведущие и старшие государственные должности;
Информация о работе Государственный служащий: понятие, виды, компетенция