Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 13:17, реферат
Имя Гуго Гроция, родившегося 10 апреля 1583 г., хорошо известно юристам всех стран мира. Он — признанный основатель науки международного права. Но Гроций не только международник. Он оставил после себя работы, посвященные общей теории (философии) права, его различным отраслям, книги по истории, географии, литературе. Гроций и автор ряда поэтических произведений. Его эрудиция была огромна. Вместе с тем он и активный политический деятель. Уже пятнадцатилетним юношей Гроций посетил в составе голландского посольства Париж, а с 18 лет активно участвовал в политической жизни своей родины, занимая ответственные посты.
Введение………………………………………………………………………………..3
Предпосылки возникновения международного права: некоторые аспекты проблемы……………………………………………………………………………….4
Гуго Гроций: жизнь и творчество…………………………………………………….7
Роль и место трудов Гроция в становлении современной системы международного права................................................................................................................................9
Заключение…………………………………………………………………..………...17
Список используемой литературы…………
Частная собственность не является естественным правом, а является позитивным правом, но силу перечисленных положений естественного права посягать на нее нельзя.
Исходная, стержневая категория
его доктрины - понятие и содержание
справедливости и
Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не было начальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести изысканный образ жизни, появились различные пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях людей ослабилась справедливость, возникли ссоры. Появилась частная собственность.
Естественные качества людей такие, как:
- общительность (люди тянутся к людям);
- разум (люди могут договориться и общаться между собой).
Эти качества побудили их заключить договор о создании государства. Итак, государство создается на основе договора людей. Теория договорного происхождения государства противостояла феодальной концепции "богоустановленности" власти. Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, оттуда ведет свое происхождение гражданская власть.
Целью государства является правопорядок, охрана частной собственности, ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспеченно каждому общими силами и его общего согласия". Государство же, по Гроцию, "есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".
Признаком государства
Общим носителем верховной власти (то есть суверенитета) является государство в целом (как совершенный союз), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц - сообразно законам и правам того или иного народа. 3
Первостепенное внимание к
проблемам международного
Гроций юридическими доводами стремится доказать, что если король помышляет против всего народа и ведет истребительную войну, то это оправдывает восстание народа.
Оправдывается также
Учение Гроция о праве
войны и мира было направленно
на формирования нового типа
мирового сообщества, основанного
на рационально-правовых
Книги Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы были внесены в индекс запрещенных книг, но, тем не менее, уже два столетия гуманистические идеи в области международного права не теряют своей ценности и актуальности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Гуго Гроций является пионером рационалистической идеи, естественного права нового времени.
Ему принадлежит введение
социальной аксиомы - человек по
своей природе есть свободное
создание, предназначенное для
Гроций был сторонником
Гроцию было обещано
Откликнулись на это
Как создатель теории естественного права Гроций внес существенный вклад в фундамент концепции гражданского общества.
Распространяя принципы
Право в собственном смысле Гроций отличает от безвозмездного распределения между отдельными людьми и обществами причитающихся им благ, поскольку "право в собственном смысле слова имеет весьма отличную природу, потому что оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности".
Гроций полагает, что право внутригосударственное не следует противопоставлять праву народов, всего человечества. Руководствующийся указаниями разума "будет непогрешим как по отношению к своим согражданам, так равно к чужестранцам и ко всем людям". Прекрасно выразил это Марк Аврелий Антонин: "Мое государство и родина для меня как Антонина - Рим, как для человека - весь мир".
Классификация права, соединяющего людей в сообщество, осуществляется по следующим критериям:
- по свойствам действия: право господства и подчинения;
- деление права в строгом смысле на власть, собственность и право требования;
- деление права как правила на естественное и волеустановленное;
- деление права человеческого на волеустановленное и право народов;
- деление права божественного на всеобщее и свойственное одному народу (например, право древних евреев не обязывало чужестранцев). Право определяется как-то, что не противоречит справедливости. Противоречит справедливости то, что противно природе разумных существ, например, причинять ущерб другому ради собственной выгоды, ибо при таком положении дела человеческое общество и взаимное общение людей неизбежно разрушились бы. Один вид справедливости существует в отношениях между равными, другой - в отношениях между господствующими и повинующимися.
Право в отношении лиц
Гроций рассматривает как
Приоритет общественных
Право естественное Гроций определяет как предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым. При этом право естественное он распространяет на право собственности. Естественное право вечно и "столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом", который не может зло обратить в добро, и не может сделать того, чтобы дважды два не равнялось четырем. Существование естественного права доказывается априори обнаружением соответствия или несоответствия какой-нибудь вещи разумной и общежительной природе. Доказательство апостериори состоит в выяснении естественного права путем отыскания того, что признается таковым у всех наиболее образованных народов.
В человеческом обществе
Гроций выделяет право
Совместимы ли человеческое общежитие и война? Может ли война быть справедливой, или дозволено ли когда-либо воевать?
Поскольку цель войны - сохранение в неприкосновенности жизни и членов тела, сохранение и приобретение вещей, полезных для жизни, что вполне соответствует первым пробуждениям природы, то Гроций считает допустимым ради этого использование при необходимости силы.
Здравый разум и природа
общества, по его мнению, запрещают
"применение не всякого
Сам Христос во вступлении к своим заповедям предупреждает, что пришел в мир не для отмены, но для исполнения закона (евангелие от Матфея, V, 17). Среди заповедей Христа не имеется воспрещения вступать в военное звание. Сам апостол Павел попросил трибуна дать ему военную стражу для защиты против всякого насилия на дороге. Следовательно, нельзя сказать, что Богу неугодно отвращать силу силой, - делает вывод Гроций.
Для поддержки власти и
права необходима уплата
На основании
Верховной же властью называется такая власть, действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению. Общим носителем верховной власти является государство. "Носитель власти в собственном смысле есть или одно лицо, или же несколько, сообразно законам и нравам того или иного народа". Гроций не разделяет мнение тех, кто полагает, что верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребят своей властью, следует низлагать и карать. В выполнении подобных функций народом он видит причину "многих бедствий".
Напротив, Гроций сторонник
того, что свободный народ волен
подчиниться одному или
Среди причин, побуждающих народ
целиком отказаться от
Власть не всегда подчинена суду и воле подвластных. Существуют цари, которые не подчинены постановлениям народа. И Гроций приводит множество свидетельств тому, как из священной, так и гражданской истории.