Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:47, курсовая работа
Весьма лаконично определение, данное акту управления Новоселовым В.И. Он отмечает, что «письменный правовой акт — это документ, в котором предписания соответствующего органа управления получают объективированное выражение»[4]. Здесь также можно проследить требование к форме документа, к органу, который уполномочен издавать такие акты, а также к содержанию акта.
Как видим, юридическая наука в лице ее теоретиков в общем и целом сходится во мнении относительно признаков, свойственных актам управления.
Цель данной курсовой работы – дать определение правовому акту управления через совокупность его главных признаков, определить его виды, выяснить порядок принятия и введение в действие акта управления, а также возможности его отмены.
Введение …………………………………………………………………. … 3
Глава 1. Понятие и признаки правового акта управления……………5
1.1. Понятие правового акта ………………………………… ……………..5
1.2. Признаки правового акта ………………………………………………. 6
1.3. Соотношение закона и подзаконного акта…………………………....12
Глава 2. Виды правовых актов управления …………………………....15
Глава 3. Правила подготовки и издания правовых актов
управления…………………………………………………………………..23
3.1. Соотношение права и административного акта………………………23
3.2. Порядок принятия правовых актов федерального значения………....24
3.3. Порядок принятия правовых актов регионального значения.…........ 28
Глава 4. Действие правовых актов управления………………….…......31
4.1. Вступление правовых актов в силу…………………………………….31
4.2. Прекращение действия правовых актов…………………………….......32
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников ………………………………….. 37
Любой правовой акт занимает определенное место в иерархии правовых актов органов исполнительной власти. Юридическая сила таких актов сопоставима с местом органа государственной власти в системе органов исполнительной власти, т.е. акт вышестоящего органа имеет большую юридическую силу.
Как было отмечено выше, реализация управленческого процесса подразумевает исполнение ряда процедур, в том числе, процессуального характера. Вполне очевидно, что такие процедуры не могут быть установлены спонтанно и произвольно. Это делает процесс управления непрозрачным, уменьшает легитимность принимаемых решений. Особое внимание, поэтому, уделяется административному акту как регулятору таких процедур, в частности, процедур подготовки, возможного общественного обсуждения проекта акта, визирования, согласования, подписания, регистрации и опубликования. Здесь ярко проявляется процессуальная функция акта управления.
По сравнению с законами, процедура принятия подзаконных правовых актов значительна упрощена, в связи с чем роль данных актов проявляется именно в конкретизации, развитии отношений, являющихся предметом законов. Для правового регулирования особо важных вопросов, правоотношений, еще не урегулированных законодательством, необходима форма НПА в виде закона, имеющая большую легитимность.
Процедура принятия будет
подробнее описана в
1.3. Соотношение закона и подзаконного акта.
Рассмотренные выше признаки являются неотъемлемой частью понятийного аппарата правового акта управления. Но вместе с тем, совокупность данных критериев наполняет смыслом другое понятие – «соотношение правовых актов», его разновидностей – «соотношение закона и подзаконного акта», «соотношение правового акта управления и нормативного правового акта». Именно сочетание данных признаков у разных правовых актов в отдельности при их взаимном сравнении определяет качественную степень зависимости актов друг от друга, определяет характер связи между ними.
Соотношение правовых актов в их большом многообразии было предметом исследования многих ученых. Так, А.С. Пиголкин, изучая проблему соотношения закона и подзаконных актов, пришел к выводу, что связи между актами закладываются еще на стадии подготовки проекта правового акта[9]. А Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская предложили понятие соотношения правовых актов определять через следующие характеристики изучаемых актов: положения конкретного правового акта в правовой системе; отражения в нем объема полномочий соответствующего субъекта права; соподчиненности по юридической силе; целевой и функциональной связи между актами; адекватная мера правового регулирования[10]. Как можно заметить, многие предложенные критерии являются основой понятия о правовом акте управления и были рассмотрены нами выше.
Подход к изучению соотношения закона и подзаконного акта с подведением под этот метод нормативной базы был предложен в своей монографии С.А.Ивановым[11]. Он предложил в качестве основы этого понятия рассматривать следующие три критерия:
Нормативное закрепление соотношения закона и подзаконного правового акта осуществляется с помощью различных общепринятых формулировок. Так, формулы – «на основании», «во исполнение», «в целях приведения» – указывают на основание принятие правового акта, указывают на то, что принимаемый правовой акт меньшей юридической силы, служит для детализации норм права. Индивидуальное указание в законе на необходимость принятия подзаконного акта по некоторым вопросам, а также определение органа, полномочного принять такой акт, характеризует третий описанный выше признак.
Рассмотренные выше критерии хотя и применяются при определении соотношения закона и нормативного правового акта, считаю, что их с успехом можно применить к изучению соотношения подзаконных актов вообще, нормативных и ненормативных, в частности, так как многие ведомственные акты принимаются во исполнение постановлений правительства, имеющих большую юридическую силу, а индивидуальные правовые акты – на основании законов и нормативных подзаконных актов.
Глава 2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ.
В начале работы было дано
общее определение правовому
акту управления как родовому понятию.
Между тем обогащение, дополнение
этого определения другими
- общего действия – принимаются органами власти общей компетенции по самым важным вопросам гос.управления. Таким актами являются постановления Правительства РФ, постановления и распоряжения глав субъектов РФ и др. В данных актах заложены основы регулирования общественных отношений, требующих более детального регулирования, например в актах отраслевого действия.
- отраслевого
действия - соответственно своему
названию данные акты
- внутриведомственного действия – акты, действующие в пределах одного ведомства, обязательные для служащих всех предприятий, входящих в состав этого ведомства.
- межотраслевого
действия – данные акты
- локального действия - данные акты несут в себе организационные предписания для конкретного учреждения, предприятия, аппарата управления. Локальные акты управления регламентируют служебную деятельность сотрудников данных учреждений по таким важнейшим вопросам как охрана труда, медицинские осмотры сотрудников, пожарная безопасность и др. Таким локальным нормативным актом является инструкция по охране труда, утверждаемая приказом руководителя учреждения. Правоприменительным локальным актом может служить приказ руководителя о применении дисциплинарного взыскания к служащему, об увольнении или, напротив, приеме на работу.
Помимо приведенной общепринятой классификации правовых актов можно отдельно упомянуть о формах принятия подзаконных правовых актов. Под формой принятия понимается единство его признаков – наименование, структура и содержание. В настоящее время принимается большое число ведомственных правовых актов, однако отсутствует единственный подход к целесообразности использования той или иной формы в правотворческой деятельности. Итак, в настоящее время органами власти используются следующие формы актов:
Указ президента РФ – подзаконный правовой акт Президента РФ, принимаемый по вопросам в пределах его компетенции. Носит нормативный и ненормативный характер. Имеет высшую юридическую силу после Конституции, федеральных законов.
Постановление – подзаконный акт управленческого характера, принимаемый коллегиальным органом в коллегиальном порядке. Постановление – основная форма правотворчества Правительства РФ, глав субъектов РФ, судов, прокуроров. Доля постановлений в правотворчестве органов исполнительной власти невелика ввиду их единоначального управления.
Правила – подзаконный нормативный правовой акт, детально устанавливающий порядок осуществления каких-либо действий в сфере регулируемой области управления. Правила более часто используется именно ведомственными органами управления вследствие их прямой компетенции в управляемой сфере.
Инструкция – правовой акт, принимаемый для разъяснения и определения порядка применения другого правового акта, часто закона, исполнительными органами власти.
Положение – правовой акт, закрепляющий правовой статус органа власти, организации, учреждения. В нем закрепляются цели и задачи функционирования органа, его компетенция, права и обязанности.
Приказ – правовой акт, принимаемый уполномоченным лицом в порядке единоначалия для организации дисциплинарного и организационного управления по отношению к подчиненным. Приказ больше относится к внутренним документам органа, локальным. Однако часто приказ регулирует отношения субъектов, не входящих в структуру органа, издавшего приказ.
Распоряжение – индивидуальный правоприменительный правовой акт, принятый по общим вопросам управления. Применяется многими органами, в т.ч. и Президентом РФ.
Помимо указанных актов, свою правовую структуру имеет система правовых актов органов местного самоуправления, законодательно установленную Федеральным законом[13]. Так, основным правовым актом муниципального образования является устав, являющийся учредительным документом по многим вопросам организации местного самоуправления. Также устав предусматривает систему правовых актов глав муниципального образования, местной администрации и иных должностных органов и лиц. Так, основными правовыми актами в системе органов местного самоуправления являются постановления и распоряжения должностных лиц по вопросам местного и иного значения в пределах своей компетенции. Лица, по своей компетенции имеющие право принимать акты ненормативного характера, издают их в форме распоряжений и приказов. Правовые акты, являющиеся результатом прямого волеизъявления граждан принимаются в виде решений. Такая же форма предусмотрена и для актов представительного органа муниципального образования.