Законность и дисциплина в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать нормы законодательства и положения теории административного права об административном надзоре.
Основные задачи работы:
Изучить понятия законности и дисциплины в государственном управлении, а также способы их обеспечения;
Обозначить виды контроля в государственном управлении и органы, уполномоченные осуществлять данную деятельность;
Понять сущность административного надзора в государственном управлении;
Проанализировать проблемы обеспечения законности в надзорной деятельности компетентных органов.

Содержание

Введение 3
1. Законность и дисциплина в государственном управлении
и способы их обеспечения 5
2. Виды контроля в государственном управлении 8
3. Сущность административного надзора в государственном управлении 19
4. Проблемы обеспечения законности в административно-надзорной деятельности 26
Заключение 36
Список источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Гавриленков.docx

— 87.71 Кб (Скачать файл)

 

 

оглавление

 

 

 

 

Введение 3

1. Законность и дисциплина в государственном управлении

и способы  их обеспечения 5

2. Виды контроля в государственном управлении 8

3. Сущность административного надзора в государственном управлении 19

4. Проблемы обеспечения законности в административно-надзорной деятельности 26

Заключение 36

Список источников 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Важную роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, то есть надзор.

Известно, что контроль –  атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает наблюдение за законностью и целесообразностью  деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических  позиций. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные  полномочия субъектов власти ограничивают правовыми актами, представляя им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и  проверяемыми нет организационной  подчиненности, то отграничение контроля от надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную  деятельность субъектов, не несущих  ответственность за ее последствия.

В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому  государству объем надзора будет  увеличиваться за счет сужения объема контроля. Кроме того, объем надзорной  деятельности расширяется потому, что  в жизни общества увеличивается  роль технических средств, разнообразных  технических правил, контроль за соблюдением  которых – важное условие обеспечения  безопасности. По сути надзор – это  ограниченный, суженный контроль.

Вышеизложенные положения  свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей вопросы  административного надзора в  сфере государственного управления.

Объект исследования – общественные отношения в сфере административного надзора в административном праве РФ.

Предметом моей работы являются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения административного надзора.

Цель работы – проанализировать нормы законодательства и положения теории административного права об административном надзоре.

Основные задачи работы:

  1. Изучить понятия законности и дисциплины в государственном управлении, а также способы их обеспечения;
  2. Обозначить виды контроля в государственном управлении и органы, уполномоченные осуществлять данную деятельность;
  3. Понять сущность административного надзора в государственном управлении;
  4. Проанализировать проблемы обеспечения законности в надзорной деятельности компетентных органов.

В работе использованы нормы  законодательства, а также ряд  работ авторов по административному  праву.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Законность и дисциплина в государственном управлении

и способы их обеспечения

 

 

 

Законность представляет собой сложное явление и в научной литературе рассматривается в нескольких аспектах: как конституционный принцип, как политический режим и как способ управления делами государства.

Статья 15 Конституции Российской Федерации1 предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции страны. Именно эти основные требования составляют сущность законности.

Иначе говоря, сущность законности состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.

Обеспечение законности немыслимо без строгого соблюдения государственной дисциплины, предполагающей точное соблюдение всеми организациями, государственными службами и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по выполнению возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных прав.

Дисциплина и законность не только связаны друг с другом, но и взаимообусловлены. Строгое соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов – важнейшее требование как законности, так и государственной дисциплины, что и послужило основанием считать законность и государственную дисциплину однопорядковыми социальными явлениями.

При всей близости законности и государственной дисциплины они не тождественны. Различие между ними состоит в том, что дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (трудовая, финансовая, служебная, воинская и т.д.), но в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т.д.).

Ее содержание шире содержания «законность», так как включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения только правовых норм. Кроме того, в содержание дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значительно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями2.

Режим законности необходим во всех областях социальной жизни. Однако особую значимость он имеет в системе взаимоотношений субъектов административной власти между собою, а также с гражданами и негосударственными организациями.

Субъекты исполнительной власти представляют многочисленную группу, с ними люди, негосударственные организации, трудовые коллективы контактируют намного чаще, чем с прокуратурой, судами, представительными органами. Количество государственных служащих, связанных с исполнительно-распорядительной деятельностью, во много раз превышает численность всех служащих, занимающихся иной государственной деятельностью.

Субъекты исполнительной власти, применяя нормы права, издают большое число подзаконных нормативных актов и обладают значительными властными полномочиями.

Также субъекты исполнительной власти непосредственно распоряжаются огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.

Органы исполнительной власти (должностные лица) вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность, в их непосредственном ведении находится механизм физического принуждения, защиты (армия, милиция, уголовно-исполнительная система и т.п.).

Они наделены дискреционными полномочиями свободой усмотрения, которая служит одним из средств выполнения государственными органами возложенных на них задач и полномочий.

Создание устойчивого правового режима во взаимоотношениях между субъектами административной власти, с одной стороны, и гражданами, их объединениями, организациями – с другой, предполагает необходимость следующих условий: наличие в государстве развитого законодательства и основанной на нем системы юридических норм; реальности со стороны государства гарантий, обеспечивающих строгое и неуклонное соблюдение правовых норм всеми участниками управленческих отношений; эффективно действующего в рамках соблюдения законности механизма государственного принуждения.

Среди общих условий гарантии законности следует выделить правовые, политические, экономические, организационные. К специальным юридическим средствам обеспечения законности относятся надзор, контроль и принуждение.

2. Виды контроля  в государственном управлении

 

В зависимости от субъектов, осуществляющих государственный контроль, и характера их полномочий различают следующие виды контроля:

- контроль, осуществляемый Президентом РФ;

- контроль органов законодательной (представительной) власти за деятельностью органов исполнительной власти;

- контроль органов судебной власти за деятельностью органов исполнительной власти;

- контроль, осуществляемый органами исполнительной власти3.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

- непосредственный контроль Президента РФ;

- президентский контроль через его структуры.

Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должность заместителей Председателя, министров, руководителей федеральных служб, высшее командование Вооруженных сил и других руководителей федеральных органов исполнительной власти.

В дальнейшем эти и другие руководители регулярно отчитываются перед Президентом РФ при их личных встречах с ним и представлении отчетов о деятельности подчиненных им министерств и ведомств.

Президент вправе не только присутствовать, но и председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет ему непосредственно контролировать правильность и необходимость решений Правительством по важнейшим вопросам управления страной.

Кроме того, Президент РФ вправе отменять постановления или распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции РФ, а также принимать решения об отставке самого Правительства РФ.

Существенную роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента РФ, которая действует на основе Положения о ней, утвержденного Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 год № 4904. В пределах своих полномочий Администрация также осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Что касается других президентских структур, то помощь Президенту в подборе и расстановке кадров оказывает Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, а также Управление Президента РФ по вопросам государственной службы, которые готовят предложения по подбору и назначению лиц на ведущие должности в системе органов исполнительной власти.

Следующей структурой является Контрольное управление Президента РФ, которое осуществляет контроль и проверку исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ. На него возложен контроль и проверка исполнения поручений Президента, руководителя его Администрации, а также контроль за деятельностью подразделений Администрации Президента.

Для реализации своих полномочий Контрольное управление вправе создавать комиссии, к работе которых могут привлекаться правоохранительные, контролирующие органы и другие специалисты федеральных органов исполнительной власти.

При обнаружении нарушений Контрольное управление ставит вопрос перед соответствующими руководителями федеральных и других органов о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей. Одновременно данное управление может направить соответствующим руководителям предписание об устранении выявленных нарушений, которое подлежит безотлагательному рассмотрению, и не позднее чем в месячный срок (или более сокращенный) должны быть приняты меры по устранению выявленных нарушений, о чем сообщается в Контрольное управление.

При обнаружении признаков состава преступления Контрольное управление направляет материалы проверок в органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности для решения вопроса по ним.

К числу президентских структур следует отнести также полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, которые действуют на основе Положения о них, утвержденного Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года5.

Осуществляя свою деятельность, полномочный представитель Президента не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций. Но он вправе осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти по выполнению федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, решений федеральных органов исполнительной власти, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе.

Информация о работе Законность и дисциплина в государственном управлении