Законность и дисциплина в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать нормы законодательства и положения теории административного права об административном надзоре.
Основные задачи работы:
Изучить понятия законности и дисциплины в государственном управлении, а также способы их обеспечения;
Обозначить виды контроля в государственном управлении и органы, уполномоченные осуществлять данную деятельность;
Понять сущность административного надзора в государственном управлении;
Проанализировать проблемы обеспечения законности в надзорной деятельности компетентных органов.

Содержание

Введение 3
1. Законность и дисциплина в государственном управлении
и способы их обеспечения 5
2. Виды контроля в государственном управлении 8
3. Сущность административного надзора в государственном управлении 19
4. Проблемы обеспечения законности в административно-надзорной деятельности 26
Заключение 36
Список источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Гавриленков.docx

— 87.71 Кб (Скачать файл)

По результатам контроля он готовит и представляет Президенту РФ регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в округе, вносит соответствующие предложения.

Он вправе вносить в Контрольное управление Президента РФ, в федеральные органы исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения или неисполнения подчиненными им органами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Такие же представления полномочный представитель может вносить в законодательный орган субъекта Федерации в случае противоречия принятых им нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента и постановлениям Правительства РФ.

Существует также контроль органов законодательной (представительной) власти за деятельностью органов исполнительной власти. Контрольные полномочия палат Федерального собрания небольшие по объему и принадлежат в основном Государственной думе. Ее контрольные полномочия заключаются в том, что она:

- дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решает вопрос о доверии к Правительству РФ;

- назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ;

- контролирует деятельность Правительства по разработке федерального бюджета (ст.114 Конституции РФ).

Контроль же за исполнением федерального бюджета относится к совместному ведению Совета Федерации и Государственной думы, для чего они образуют Счетную палату как орган финансового контроля (ст.101 Конституции РФ).

В соответствии с Федеральным законом РФ от 11 января 1995 года «О счетной палате Российской Федерации»6 на нее возложены функции по организации и проведению оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета; контроль за законностью и своевременностью средств федерального бюджета в Центральном банке РФ и другие функции.

Контрольные полномочия Федерального собрания проявляются также в том, что назначение и освобождение от должности дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах осуществляется Президентом РФ после согласования с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат Федерального собрания (ст.83 п. «м» Конституции РФ).

Кроме того, Федеральными законами РФ от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности в Российской Федерации»7 и от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке»8 закреплены полномочия Федерального собрания по осуществлению контроля за деятельностью этих федеральных органов исполнительной власти.

Формой контроля является также запрос депутата или депутатов.

В субъектах Федерации объем контрольных полномочий представительных органов власти значительно шире, хотя и здесь он не одинаков.

Так, согласно конституциям республик Татарстана и Башкортостана их представительные органы являются высшими законодательными и контрольными органами государственной власти.

Согласно п.5 ст.30 Устава Санкт-Петербурга Законодательное собрание самостоятельно и через создаваемые им органы осуществляет следующие контрольные функции:

- контроль за исполнением Устава Санкт-Петербурга, законов и иных правовых актов, принятых Законодательным собранием Санкт-Петербурга;

- последующий контроль за исполнением бюджета города, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, расходованием средств и валютных фондов города;

- контроль за выполнением программ и планов социально-экономического развития города;

- контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Санкт-Петербурга;

- контроль за своевременным приведением в соответствие с законодательством РФ правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга;

- контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Депутат или группа депутатов Законодательного собрания на основании ст.58 Устава Санкт-Петербурга вправе обратиться с депутатским запросом к губернатору города по вопросам, входящим в компетенцию Администрации Санкт-Петербурга. Губернатор обязан дать письменный ответ на запрос не позднее чем через 7 дней со дня его получения.

Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Этот вид контроля осуществляется органами судебной власти в процессе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Субъектами контроля являются Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Конституционный суд РФ, является судебным органом конституционного контроля и разрешает вопросы исключительно права9.

Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, обеих палат Федерального собрания, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и других нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Федерации.

Поводом к рассмотрению и разрешению указанных дел в Конституционном суде РФ является обращение (ходатайство или запрос) в этот суд Президента РФ, обеих палат Федерального собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.

Основанием же к рассмотрению дела является выявленная неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, другой нормативный акт или не соответствует.

Конституционный суд РФ рассматривает также дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вследствие применения или ненадлежащего применения закона в конкретном деле.

Конституционный суд РФ принимает следующие виды решений:

- постановление при рассмотрении вопросов о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации;

- заключение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

- определение, если в процессе конституционного производства не требуется вынесение постановления.

Контроль судов общей юрисдикции по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, заключается в рассмотрении судьями большого количества дел об административных правонарушениях: о неповиновении законному распоряжению сотрудника милиции (ст.19.3 КоАП РФ10); мелком хулиганстве (ст.20.1 КоАП РФ); о нарушении правил безопасности дорожного движения и другие дела.

К полномочиям федеральных и районных судов общей юрисдикции11 относится также рассмотрение жалоб граждан на незаконные действия должностных лиц органов исполнительной власти.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также дел, находящихся в производстве по поводу жалоб граждан или протеста прокурора, суд вправе:

- возвратить дело об административном правонарушении для надлежащего оформления;

- отменить постановление и прекратить дело об административном правонарушении;

- отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело;

- вынести частное определение органу или должностному лицу (ст.226 Гражданско-процессуального кодекса РФ12).

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину во всех отраслях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.

Различают три вида контроля органов исполнительной власти: общий, ведомственный и надведомственный.

Общий контроль осуществляют Правительство РФ, правительства и главы администраций субъектов Федерации. Правительство РФ руководит работой подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере. Оно вправе приостанавливать или отменять акты этих органов, если они противоречат Конституции РФ, законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ.

Осуществляя контроль за деятельностью исполнительных органов субъектов Федерации, Правительство РФ правомочно лишь вносить предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов этих органов в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека.

Например, Администрация Санкт-Петербурга осуществляет контрольные полномочия через свои отраслевые органы. Так, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры осуществляет контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.

Комитет по здравоохранению осуществляет контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, качеством фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения.

Комитет по науке и высшей школе контролирует соблюдение законов и других правовых актов, определяющих деятельность научно-образовательной сферы, разработку предложений и реализации мероприятий по социально-правовой защите студентов и работников научно-образовательной сферы, а также защиту собственности, закрепленной за учреждениями и организациями.

Аналогичный контроль по своим направлениям деятельности осуществляют другие комитеты Администрации Санкт-Петербурга.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов и внутриведомственных нормативных актов. Например, в МВД России контроль организуется по двум направлениям: а) со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими и б) контроль за работой личного состава со стороны начальника и его заместителей на уровне горрайлинорганов внутренних дел.

При осуществлении контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими используются следующие виды контроля:

- инспектирование или комплексные проверки, когда контролю подвергаются все направления деятельности полиции;

- целевые выезды сотрудников штабов или подразделений собственной безопасности для оказания практической помощи, а также для проверки поступивших жалоб граждан или юридических лиц;

- линейный контроль, когда, к примеру, сотрудники Департамента охраны общественного порядка МВД России проверяют только патрульно-постовую службу или службу участковых уполномоченных полиции, то есть одну линию работы горрайорганов внутренних дел;

- вызов руководителей подчиненных органов внутренних дел с отчетами (докладами) для их заслушивания в вышестоящем органе внутренних дел и другие виды контроля.

Надведомственный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. К таким органам относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по финансовым рынкам, которые полномочны осуществлять контроль на предприятиях и организациях, независимо от форм собственности, в пределах своих полномочий.

В отдельных случаях контроль проводят органы отраслевой компетенции, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В пределах своих полномочий они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам.

Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Так, Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, подчиненная Министерству промышленности и энергетики РФ, осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка сертификации, норм и правил предприятиями и организациями, независимо от ведомственной принадлежности, в области технического регулирования и метрологии.

Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляет также Федеральное казначейство Министерства финансов РФ и другие федеральные службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сущность административного надзора в государственном управлении

 

 

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти отличается от контроля.

Информация о работе Законность и дисциплина в государственном управлении