Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:37, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть институт надзора в административном праве России.
В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:
- изучить понятие и субъекты административного надзора;
- раскрыть содержание института надзора;
- рассмотреть правовые основы надзорного производства;
Введение……..………………………………………………………………….…3
1. Институт надзора в административном праве России……………………….4
1.1 Понятие и субъекты административного надзора…………………………..4
1.2 Содержание института надзора в административном праве.………………8
2. Правовые основы надзорного производства…………...…………………...12
3. Виды административного надзора…………………………………………...15
3.1 Государственный санитарно - эпидемиологический надзор……………..15
3.2 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения……....20
3.3 Государственный пожарный надзор……………………………………..…24
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……..……………………………………………
1. Институт надзора в административном праве России……………………….4
1.1 Понятие и субъекты
административного надзора……………
1.2 Содержание института надзора в административном праве.………………8
2. Правовые основы надзорного
производства…………...…………………...
3. Виды административного надзора…………………………………………...15
3.1 Государственный санитарно - эпидемиологический надзор……………..15
3.2 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения……....20
3.3 Государственный пожарный надзор……………………………………..…24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность курсовой работы в том, что институт надзора в административном праве – важная и неотъемлемая составляющая административного права. Административный надзор осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора. Институт надзора – это совокупность органов государственной власти, их прав и обязанностей, и осуществляющих административный надзор.
Так, административный надзор - необходимое средство обеспечения безопасности граждан, общества и государства.
С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой - часть государственного надзора средство обеспечения режима законности.
Объект. Комплекс общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением административного надзора в России.
Предмет. Нормативно-правовые акты, и научная литература известных научных деятелей, учебные издания.
Важную рoль в достижении целей, пoставленных перед oрганами испoлнительной власти, играет кoнтроль за сoблюдением правовых норм, т. е. надзор.
Цель работы - рассмотреть институт надзора в административном праве России.
В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:
- изучить понятие и
субъекты административного
- раскрыть содержание института надзора;
- рассмотреть правовые
основы надзорного
1. Институт надзора в административном праве России.
1.1 Понятие и
субъекты административного
Важную рoль в дoстижении целей, пoставленных перед органами испoлнительной власти, играет кoнтроль за сoблюдением правoвых нoрм. Известнo, что контрoль - атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Oн включает наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно - технических позиций. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают правовыми актами, представляя им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, то отграничение контроля от надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за ее последствия.
В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объем надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля. Кроме того, объем надзорной деятельности расширяется потому, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых - важное условие обеспечения безопасности. Надзор - это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три института надзора1:
- судебный;
- прокурорский;
- административный.
Последний - самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.
Во-первых, властными субъектами института надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной админиcтрaции, субъекты публичной исполнительной власти.2
Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского надзора - обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора - обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действии, событии, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.
В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.
В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке.
В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.
В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные наказания.
Таким образом, надзор в административном праве - надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.
С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой - часть государственного надзора средство обеспечения режима законности.
Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушении, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами на первом плане - прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане - применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушении в будущем.
В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:
- за неопределенным числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные таможенные и иные правила;
- за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.
Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия - надзор за лицами совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден. Многочисленные надзорные службы государственной администрации можно разделить на три группы:
1) специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых является систематический надведомственный контpoль за соблюдением специальных правил, например Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
2)государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти, например Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Российская транспортная инспекция Минтранса России, органы гocyдaрственного пожарного надзора МЧС России и др.
3) разнообразные организационные
структуры (ведомства органы, структурные
подразделения органов), которыe осуществляют
надзор наряду с другими
Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет. Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности.
Делая краткий вывод можно сказать, что основными направлениями надзорной деятельности выступают: предупреждение (профилактика) правонарушений, пресечение правонарушений, привлечение к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения.
1.2 Содержание института надзора в административном праве.
Содержание института надзора в административном праве можно раскрыть, назвав основные направления административной деятельности.
1. Правотвoрчество, участие в определении правoвого режима поднадзорных объектов. В одних случаях центры надзорных структур сами утверждают специальные правила (налоговые, таможенные и т. п.), В других - готовят проекты соответствующих актов (федеральных законов, указов Президента РФ, правительственных и ведомственных актов).
2. Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность. Субъекты административного надзора активно осуществляют пропаганду специальных знаний (правил дорожного движения, пожарной безопасности и др.), координацию и методическое руководство соответствующей деятельностью поднадзорных объектов, учетно-аналитическую работу. Многие государственные инспекции занимаются и не свойственными любой административной деятельности техническими, хозяйственными и иными делами. Например, центры санитарно-эпидемиологического надзора проводят анализы крови, ГИБДД оказывает помощь лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Следует назвать также такую деятельность разных инспекций, как вакцинация животных, формирование заказов на противопожарную и иную технику, бланки налоговых и таможенных деклараций.
3. Предварительный контроль. В частности, проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружении, производства продукции и т. д. Многие надзорные службы дают разрешения (лицензии) на выполнение деятельности, осуществляют допуск конкретных лиц к работе (например, на предприятиях общественного питания, с секретными материалами, наркотическими средствами, к управлению транспортными средствами). В этом ряду государственные аттестации, аккредитации, сертификации, клеймение метрологических средств, ювелирных изделии.
4. Текущий контроль. Он
предполагает наблюдение за
5. Применение мер пресечения
неправомерных действий в
Минимизации вредных последствий действия неблагоприятных факторов способствуют карантины, запрещение движения, меры по эвакуации людей, запреты, ограничения на определенные действия, уничтожение больных животных и иные профилактические акты в условиях чрезвычайных ситуаций. Для пресечения неправомерных действий субъекты админиcтpaтивнoгo надзора используют такие принудительные средства, как предписания, обязывающие устранить конкретные нарушения в определенный срок, приостановление всей деятельности предприятия или его части, запрещение отдельных видов работ, эксплуатации машин и механизмов, отгрузки и реализации продукции, отключение от газовых магистралей, электрических и тепловых сетей и т. д. Здания, механизмы могут быть опечатаны, отключены, с автотранспортных средств могут быть сняты номерные знаки, инструменты, иные ценности могут быть изъяты из обращения.
Надзорные службы вправе приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы.
6. Привлечение виновных
к ответственности. Многие субъекты
государственного надзора
В ст. 28.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы об админиcтpaтивныx правонарушениях5. В ч. 4 этой статьи сказано, что перечень должностных лиц, имеющих такое право, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Во исполнение данной нормы руководители федеральных ведомств, наделенных надзорными полномочиями, издали приказы, в которых закреплено, какие должностные лица данного ведомства о каких административных правонарушениях вправе составлять протоколы. Перечень органов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных к административной ответственности, устанавливается законом. Поэтому в гл. 23 КоАП РФ названы все субъекты административного надзора, которые вправе применять карательные админиcтpaтивныe санкции. Но чаще всего от их имени это делают единолично руководители органов (служб, инспекций), государственные инспекторы и иные уполномоченные лица. Органы административного надзора вправе ставить перед субъектами линейной власти вопросы о привлечении подчиненных им лиц к дисциплинарной ответственности. Таможенные, пограничные органы, органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения при обнаружении в неправомерных действиях признаков преступлений вправе возбуждать уголовные дела. Иные субъекты административного надзора в подобных случаях направляют материалы в органы внутренних дел, прокуратуру для решения вопросов о привлечении виновных в нарушениях к уголовной ответственности.
Информация о работе Институт надзора в Административном праве