Информационные технологии в образовательном процессе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа
Краткое описание
Существовавшая от первобытного и рабовладельческого обществ до примерно середины XV века аграрная цивилизация породила менторскую школу, основанную на устном общении, а затем на создании и использовании рукописных "конспектов лекций" и "протоколов научных опытов". Она характеризовалась наивысшей духовной близостью учителя и ученика, кастовой замкнутостью, ограниченностью как в пространстве, так и во времени, низким уровнем сохранности данных. Научные и учебные коллективы рождались и умирали, иногда не оставляя потомкам и сотой доли накопленных знаний. Информационные потери порой были катастрофическими (александрийская библиотека), а процент образованных людей - ничтожным, общая грамотность сводилась к элементарному письму и счету.
Содержание
Введение
Глава 1. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании 1.1 Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания 1.2 Классификация педагогических программных средств
Глава II. Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку 2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 2.2 Формы применения компьютера в процессе обучения английскому языку Заключение Список использованной литературы
Значение информационных технологий велико,
т.к. они способствуют формированию единого
образовательного пространства в рамках
мирового сообщества.
Преимущества
и недостатки организации педагогического
процесса на основе применения компьютера:
расширенные возможности представления
информации с помощью средств мультимедиа;
доступ к большим объемам информации;
автоматизация рутинных действий;
усиление мотиваций учения;
объективное (непредвзятое) оценивание;
систематичность контроля;
возможность неосознанного навязывания обучаемому своего видения системы фактов и выводов в данной области знания;
неадекватный способ передачи
информации (отсутствие или изобилие деталей);
сложность учета исходного уровня
знаний, способностей, навыков.
Несомненно, перечисленные проблемы оказывают
различное влияние на разных людей в зависимости
от их индивидуально-физиологических
и личностных качеств. Учет этих качеств
осложняется тем, что многие аспекты работы
человека с ПК не получили достаточного
научного рассмотрения.
Одной из немаловажных для работы с ПК
психологических проблем является проблема
возрастов. Дело в том, что чаще всего люди
старшего поколения более осторожно относятся
к процессу компьютеризации, нежели молодежь.
Это можно объяснить тем, что у взрослых
людей к определенному возрасту формируются
привычные методы и формы работы, которые
они не захотят, а часто - и не могут кардинально
менять (что неизбежно случиться при компьютеризации
их работы).
Как известно, главное преимущество компьютерных
технологий, особенно при выходе в Интернет,
заключается в том, что любой человек получает
доступ к максимально большому объёму
знаний, полученных человечеством на данный
момент в соответствующей области науки.
Студент в принципе обеспечивается современным
материалом наиболее высокого уровня.
(учебники, как правило, отстают в силу
специфики своего производства на ряд
лет).
Однако, стремительная компьютеризация
учебного процесса в вузах, в том числе
в различных системах открытого и дистанционного
образования, заставляет обратить самое
серьёзное внимание на важнейший элемент
этого процесса - самого обучающегося.
Массовое воздействие на психику потока
непривычных и сложных форм обучения вызывает
у учеников неоднозначную реакцию и даёт
не всегда положительные результаты с
точки зрения углублённого постижения
изучаемых дисциплин и формирования творческого
потенциала учащихся. Очень часто происходит,
требуемая машинными методиками схематизация
как в оформлении, так и в подаче материала.
Это может служить серьёзным минусом в
изучении гуманитарных дисциплин, особенно
философского цикла. (в своё время программированное
обучение в этих областях знания было
сочтено нецелесообразным). Акцент на
общении с машиной существенно сокращает
объём обучающей информации, к которой,
несомненно, следует относить и личное
воздействие преподавателя на ученика,
контакт "живой" мысли с её огромными
эвристическими преимуществами.
Общение
с компьютером ставит целый ряд методологических
и психологических проблем. Не все учащиеся
достаточно легко им овладевают. Это вызывает
нежелательные стрессы. Исследования
и опросы показывают, что примерно у 30%
обучающихся на компьютере поднимается
давление, ухудшается сон, обостряются
болезни. Этому способствуют и не совсем
комфортные условия в компьютерных классах
(неправильная освещённость, скученность,
шум и т.п.).
Работа
на компьютере, связанная с обучением
тем или иным наукам, выполнением тех или
иных подчас весьма сложных заданий, вызывает
интерес примерно у 35-40% учеников (не имеются
ввиду компьютерные игры). Около 35% считают
обучение с помощью компьютера "полезным"
и "нужным". От 7 до 12%% считают работу
на компьютере "тяжёлой" и "неэффективной".
Таким образом, если рассматривать эти
данные с учётом общей успеваемости студентов,
то получается следующее. Предоставляемая
компьютером возможность более углублённого
изучения какого-либо предмета определённую
часть учеников не привлекает. Наоборот,
она пугает и раздражает /как слишком подробный
и "учёный" учебник/. Слабые, плохо
успевающие ученики избегают работать
и осваивать учебные программы на компьютерах.
Средние по уровню успеваемости не видят
в них никакой особой помехи. И весьма
ценят возможности компьютерного обучения
отличники и личности с разносторонними
интересами.
Классификация педагогических
программных средств
Информационная технология обучения предполагает
использование наряду с компьютерной
техникой специализированные программные
средства. Под программным средством учебного
назначения понимается программное средство,
в котором отражается некоторая предметная
область, где в той или иной мере реализуется
технология ее изучения, обеспечиваются
условия для осуществления различных
видов учебной деятельности. Такие программные
средства, функционально поддерживающие
различные виды учебного процесса, называются
педагогическими программными средствами.
В настоящее время существует большое
количество различных классификаций и
типологий педагогических программных
средств.
Образовательные электронные издания
следует различать:
1) по функциональному
признаку, определяющему значение
и место образовательных электронных
изданий в учебном процессе;
2) по структуре;
3) по организации текста;
4) по характеру представляемой
информации;
5) по форме изложения;
6) по целевому назначению;
7) по наличию печатного
эквивалента;
8) по природе основной
информации;
9) по технологии распространения;
10) по характеру взаимодействия
пользователя и электронного
издания.
1) Виды образовательных электронных
изданий по функциональному
признаку:
- программно-методические (учебные
планы и учебные программы);
- учебно-методические (методические
указания, руководства, содержащие
материалы по методике преподавания
учебной дисциплины, изучения курса,
выполнению курсовых и дипломных
работ);
- обучающие (учебники, учебные
пособия, тексты лекций, конспекты
лекций);
- вспомогательные (практикумы,
сборники задач и упражнений,
хрестоматии, книги для чтения).
Информационные
технологии позволяют выделить по этому
критерию пятую группу:
- контролирующие (тестирующие
программы, базы данных).
Программно-методические
издания. Рассматриваемая группа изданий
направлена на организацию учебного процесса
и управление им. Как составная часть может
входить в автоматизированную систему
управления учебным процессом (образовательный
портал).
Учебный план определяет: формы
и виды обучения; порядок, последовательность
и сроки теоретических, практических и
лабораторных занятий, семинаров, самостоятельных
работ, курсовых и дипломных проектов,
зачетно-экзаменационных сессий; состав,
структуру и последовательность учебных
предметов, формы обучения, виды учебных
занятий, объем учебного времени, отводимый
на аудиторный и самостоятельные занятия.
Учебная программа конкретизирует учебный план
на уровне курса и отдельной учебной дисциплины.
В ней указываются перечень тем, номенклатура
изучаемых вопросов, объединенных в темы
и микротемы, последовательность их изучения,
время, отводимое на основные части курса.
В программе раскрываются цели и задачи
дисциплины, ее связь с другими предметами,
содержание тем, определяются области
и характер знаний, умений и навыков, которыми
учащийся должен овладеть в результате
изучения дисциплины. В программах перечисляются
виды учебных занятий в зависимости от
формы обучения, обозначается круг литературных
источников, которые учащийся должен использовать
для наиболее полного овладения дисциплиной.
Обучающие издания. Издания, входящие в данную группу, рассматриваются
как основные средства обучения, главный
источник научно-дисциплинарных знаний.
Учебник является основной
учебной книгой по дисциплине. В нем должны
быть отражены базовые знания, определенные
дидактическими единицами Государственного
образовательного стандарта (ГОСа), по
каждой дисциплине. Эти единицы устанавливают
основные направления и аспекты рассмотрения
предмета, а также последовательность
расположения материала.
Следует иметь в виду, что учебник должен
не только содержать характеристику знаний,
но и призван раскрыть методические аспекты
их получения. При отборе фактического
материала необходимо учитывать, что задача
учебника заключается в раскрытии важнейших
процессов и явлений, которые определяют
специфику данной сферы деятельности.
Кроме того, в нем должна быть полностью
представлена "школа" ~ те основания,
которые необходимо усвоить обучаемому
для дальнейшего овладения предметом.
Содержание учебника должно отражать
определенную систему научно-предметных
знаний, составляющих ядро сведений по
данной отрасли (разделу) науки или сфере
человеческой деятельности (направлению),
необходимых и достаточных для дальнейшего
овладения профессией и применения в конкретной
области.
Учитывая, что учащийся воспринимает
информацию учебника как основную, необходимо
обеспечить тщательный отбор материала,
исходя из его достоверности, научности,
что и обеспечивает авторитетность и апробированность
теоретического и фактического материала
обучающих изданий.
Кроме того, учебник должен включать характеристику
методов получения и использования знаний
в конкретной области, методологические
основания базовых законов и закономерностей
функционирования и развития отраженной
в нем области знания или сферы деятельности,
ключевые проблемы и важнейшие тенденции
развития этой науки или сферы деятельности.
При этом теоретические и прикладные вопросы
должны рассматриваться в учебном материале
во взаимосвязи, а характеристики знаний
и их использование даваться последовательно.
Учебное пособие обычно выпускается в дополнение
к учебнику. Однако в тех случаях, когда
в учебный план вводятся новые дисциплины,
а в учебную программу новые темы и учебник
по этим дисциплинам пока не создан, организуется
выпуск учебного пособия. Пособие может
охватывать не всю дисциплину, а лишь один
или несколько разделов учебной программы.
Поскольку пособие создается более оперативно,
чем учебник, то в него включается новый,
более актуальный материал по конкретной
дисциплине. Тем не менее этот материал
должен подаваться в русле фундаментальных
знаний, изложенных в учебнике.
В отличие от учебника пособие
может включать не только апробированные,
общепризнанные знания и положения. Оно
может также включать спорные вопросы,
демонстрирующие разные точки зрения
на решение той или иной проблемы.
Курс лекций - это тексты лекций одного или
нескольких авторов по отдельным темам
или по курсу в целом. Его также можно рассматривать
как дополнение к учебнику. Как правило,
это издание развивает содержание учебника
за счет новых оригинальных материалов.
В сборнике лекций ярко проявляются авторские
начала текста. В таких материалах текст
персонифицирован и отражает особенности
языка и стиля преподавателя данного учебного
курса. Однако оригинальность авторского
текста, манера изложения не должны затруднять
восприятие основного содержания учебного
материала. Причем лекции должны соответствовать
учебной программе по данной дисциплине.
Текст лекций в сборнике составляется
на базе уже прочитанного материала. Автор
(авторы) раскрывает конкретные проблемы,
ставит спорные вопросы, аргументирует
собственную позицию. Все это имеет серьезный
обучающий эффект, так как показывает
учащемуся методологические аспекты учебного
материала.
Среди обучающих изданий значительное
место занимают конспекты лекций, которые выпускаются
по новой дисциплине, элективному курсу
или в дополнение к учебнику. В последнем
случае в лекциях ставятся новые проблемы,
предлагаются альтернативные решения,
оригинальные направления развития отрасли
науки или области человеческой деятельности.
Вспомогательные издания . Одно из ведущих мест в этой
группе изданий занимают практикумы. Цель практикума - формирование
и закрепление умений, практических навыков,
обучение способам и методам использования
теоретических знаний в конкретных условиях.
Практикумы направлены на овладение формами
и методами познания, которые используются
в соответствующей отрасли науки или деятельности.
В них содержатся задания и упражнения
практического характера, способствующие
усвоению пройденного теоретического
курса. Структура практикума отражает
последовательность изложения материала,
принятую в учебной программе.
Хрестоматия - сборник текстов,
иллюстрирующих содержание учебника.
В состав хрестоматии могут входить документы,
литературные произведения и фрагменты
из них. Важное место в хрестоматии занимают
методические указания, в которых разъясняются
особенности включенного текста, раскрывается
его связь с учебным материалом.
Методические указания ориентируют учащегося
при подготовке к семинарским и
практическим занятиям.
Каждый текст, включенный в хрестоматию,
должен сопровождаться библиографическим
описанием издания, из которого он взят.
Учебно-методические издания . Этот вид изданий включает материалы
по методике преподавания учебной дисциплины,
изучения курса, выполнения курсовых и
дипломных проектов, контрольных работ,
организации самостоятельной работы учащихся.
В них дается характеристика методов овладения
дисциплиной и подготовки различных заданий,
а также дипломных и курсовых работ.
Издания данного вида помогают организовать
работу учащегося и преподавателя. Особую
группу составляют методические указания
по организации самостоятельной работы
учащихся, которые готовятся по каждому
предмету (дисциплине). Указания содержат
общую характеристику дисциплины (цели,
задачи ее изучения, комплекс предметов,
на которые она опирается), а также форм,
методов и видов самостоятельной работы
учащихся (изучение литературных источников,
конспектов лекций, подготовка к практическим
занятиям, семинарам, составление докладов
выступлений и др.). Излагаемый материал
должен показать особенности самостоятельной
работы по данной дисциплине, раскрыть
общие требования к знаниям и навыкам,
которые формируются при ее изучении.