Информационные технологии в образовательном процессе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа
Краткое описание
Существовавшая от первобытного и рабовладельческого обществ до примерно середины XV века аграрная цивилизация породила менторскую школу, основанную на устном общении, а затем на создании и использовании рукописных "конспектов лекций" и "протоколов научных опытов". Она характеризовалась наивысшей духовной близостью учителя и ученика, кастовой замкнутостью, ограниченностью как в пространстве, так и во времени, низким уровнем сохранности данных. Научные и учебные коллективы рождались и умирали, иногда не оставляя потомкам и сотой доли накопленных знаний. Информационные потери порой были катастрофическими (александрийская библиотека), а процент образованных людей - ничтожным, общая грамотность сводилась к элементарному письму и счету.
Содержание
Введение
Глава 1. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании 1.1 Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания 1.2 Классификация педагогических программных средств
Глава II. Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку 2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 2.2 Формы применения компьютера в процессе обучения английскому языку Заключение Список использованной литературы
1 . повышение уровня использования
наглядности на уроке;
2 . повышение производительности
труда;
3 . установление межпредметных
связей с информатикой;
4 . появляется возможность организации
проектной деятельности учащихся по созданию
учебных программ под руководством учителей
информатики и технологии;
5 . учитель, создающий, или использующий
информационные технологии, вынужден
обращать огромное внимание на подачи
учебного материала. Что положительным
образом сказывается на уровне знаний
учащихся;
6 . изменяется к лучшему взаимоотношения
с учениками, не любящих урок технологии,
особенно с увлеченными компьютерами;
7 . изменяется отношение к компьютеру,
как к дорогой, увлекательной игрушке.
Ученики начинают воспринимать его в качестве
универсального инструмента для работы
в любой области человеческой деятельности.
Использование новых информационных технологий
способно существенно углубить содержание
материала, а применение нетрадиционных
методик обучения может оказать заметное
влияние на формирование практических
умений и навыков учащихся на уроках английского
языка.
Формы применения компьютера.
Выделяются три основные формы, в которых
может использоваться компьютер при выполнении
им обучающих функций:
а) машина как тренажер; б) машина как
репетитор, выполняющий
определенные функции за преподавателя,
причем машина может выполнять их лучше,
чем человек; в) машина как устройство, моделирующее определенные
предметные ситуации (имитационное моделирование).
Представляется, что использование компьютеров
при преподавании гуманитарных дисциплин
оправдано лишь в единственном случае:
если компьютер является средством облегчения
ученического труда - иначе зачем? Определяя
цели, задачи и возможности использования
компьютерных технологий на уроке, преподаватель
может, прежде всего, иметь в виду следующие
принципиальные позиции: а) сохранение
психического и физического здоровья
учащихся; б) формирование у обучаемых
элементарных пользовательских умений
и навыков; в) помощь обучаемым в усвоении
учебного материала на основе специально
и грамотно созданных для этой цели прикладных
компьютерных программ по изучению иностранного
языка.
Перечисленные задачи, если преподаватель
собирается следовать таковым, полностью
исключают такую структуру процесса обучения,
как стопроцентное сидение обучаемых
у компьютера.
Подводя итоги можно отметить что нужны
разнообразные формы учебной деятельности:
это и фронтальная работа по актуализации
знаний, и групповая или парная работа
обучаемых по овладению конкретными учебными
умениями, и дидактические игры, и работа
консультационной службы, это и интересные
устные и письменные задания. Все они должны
быть скомпонованы таким образом, чтобы
компьютер становился не самоцелью, а
лишь логическим и очень эффективным дополнением
к учебному процессу.
2.2 Формы работы
с компьютерными обучающими программами
на уроках иностранного языка
Существует множество компьютерных программ,
помогающих учителю английского языка
и учащимся при овладении английским языком.
Компьютерные обучающие программы имеют
много преимуществ перед традиционными
методами обучения. Они позволяют тренировать
различные виды речевой деятельности
и сочетать их в разных комбинациях, помогают
осознать языковые явления, сформировать
лингвистические способности, создать
коммуникативные ситуации, автоматизировать
языковые и речевые действия, а также обеспечивают
возможность учёта ведущей репрезентативной
системы, реализацию индивидуального
подхода и интенсификацию самостоятельной
работы учащегося.
Проанализируем некоторые из
них.
а) Изучение лексики.
При введении и отработке тематической
лексики, например покупки, продукты питания,
одежда и т.д., можно использовать компьютерные
программы. Этапы работы с компьютерными
программами следующие: демонстрация,
закрепление, контроль.
На примере компьютерной программы рассмотрим
эти этапы.
На I-м этапе - введение лексики, например,
по теме "Weather". Используя демонстрационный
компьютер, учитель выбирает автоматический
режим: на экране появляются картинки,
изображающие природные явления: снег-snow,
ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity,
изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold,
облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют
фразы:
What a beautiful day! - Какой прекрасный
день!
What awful weather! - Какая ужасная погода!
Is it usually as hot as this? – Здесь всегда
так жарко?
What's the forecast for tomorrow? – Какой
прогноз погоды на завтра?
It's windy! - Дует сильный ветер!
It's raining - идёт дождь
Учащиеся смотрят и слушают. Время работы
- примерно 1 минута.
На II-м этапе идёт работа по отработке произношения
и закрепление лексики. Учитель или учащийся
переключает программу с автоматического
режима в обычный, щёлкает мышкой наведя
стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся
повторяют за диктором хором. При наличии
в классе нескольких компьютеров, учащиеся
работают индивидуально или парами, используя
наушники и микрофон. Время работы - примерно
5 - 10 минут, оно зависит от количества слов
изучаемой темы.
На III-м этапе проводится контроль изученной
лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее
разное количество вопросов по теме: 10,
20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране
появляется таблица результатов в процентах.
Конечно, каждый ученик стремится добиться
лучших результатов.
Если в классе только один компьютер,
он используется как демонстрационный
при введении и фронтальном закреплении
лексики. Контроль тематической лексики
можно осуществлять индивидуально используя
раздаточный материал - карточки. Задания
на карточках могут быть аналогичны заданиям
компьютерной программы, например:
Компьютерная программа "English on holidays"
охватывает лексический материал по теме
"Город" и позволяет контролировать
лексику сразу по всем разделам темы. В
этом случае предлагается большее количество
вопросов: 60, 90, 120.
б) Отработка произношения.
Многие обучающие программы предусматривают
режим работы с микрофоном. После прослушивания
слова или фразы учащийся повторяет за
диктором и на экране появляется графическое
изображение звука диктора и учащегося,
при сравнении которых видны все неточности.
Учащийся стремится добиться графического
изображения произнесённого звука максимально
приближённого к образцу.
в) Обучение диалогической речи.
Пример работы с диалогами компьютерной
программы "Triple play plus in English". Из предложенных
12 диалогов, выбирается один, например
"В кафе". На экране появляются несколько
картинок - сцен данного диалога.
I - этап - знакомство с
диалогом.
Good morning!
Good morning!
What would you like?
I'd like some coffee, please.
Do you want milk in your coffee?
Yes, please.
Hey, this coffee is too cold.
I'm sorry.
here is some hot coffee.
Thank you.
How is it now?
It's just right.
Would you like some more coffee?
No, thanks.
How much is it?
Ninety - five cents, please.
Thank you. Have a nice day.
Good bye.
II - этап - разучивание диалога.
При наличии нескольких компьютеров
в классе учащиеся работают парами или
группами по 3 человека. Они повторяют
за диктором фразы, здесь же может быть
использован режим работы с микрофоном.
Младшие школьники могут выполнять упражнения
на составление данных предложений из
группы слов, например: like, lyke, what, you, wood,
your, yu, would. Ученик наводит стрелку на нужное
слово, щёлкает мышкой, чтобы составить
предложение What would you like? и т.д. Количество
верных предложений отражается на экране.
Таким образом, учащиеся в игровой форме
осваивают правописание и разучивают
диалог.
III - этап - инсценирование диалога.
Учащиеся воспроизводят диалог
сначала с опорой на картинки, затем инсценируют
его самостоятельно.
Следующий этап - это контроль
диалогической речи после изучения всех
12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку
с заданием (учитель сам готовит карточки
с описанием ситуации) и составляют свой
диалог, используя лексику данной программы
и проявляя свою фантазию.
г) Обучение письму.
Этот вид работы решает сразу
две задачи: правильное написание английских
слов и освоение клавиатуры. Компьютерная
обучающая программа "Bridge to English"
помогает решить эти задачи. Почти каждое
задание предусматривает печать на клавиатуре
английских слов и предложений.
Заключение
Современность предъявляет всё более
высокие требования к обучению практическому
владению иностранным языком в повседневном
общении и профессиональной сфере. Объёмы
информации растут и часто рутинные способы
её передачи, хранения и обработки являются
неэффективными. Использование информационных
технологий раскрывает огромные возможности
компьютера как средства обучения. Компьютерные
обучающие программы имеют много преимуществ
перед традиционными методами обучения.
Они позволяют тренировать различные
виды речевой деятельности и сочетать
их в разных комбинациях, помогают осознать
языковые явления, сформировать лингвистические
способности, создавать коммуникативные
ситуации, автоматизировать языковые
и речевые действия, а также обеспечивают
возможность учёта ведущей репрезентативной
системы, реализацию индивидуального
подхода и интенсификацию самостоятельной
работы учащегося.
В мультимедийных обучающих программах
по английскому языку используются различные
методические приёмы, позволяющие проводить
ознакомление, тренировку и контроль.
Компьютер лоялен к разнообразию ученических
ответов: он не сопровождает работу учащихся
хвалебными или порицательными комментариями,
что развивает их самостоятельность и
создает благоприятную социально-психологическую
атмосферу на уроке английского языка,
придавая им уверенность в себе, что является
немаловажным фактором для развития их
индивидуальности.
Помимо использования мультимедийных
обучающих программ, компьютер является
незаменимым помощником для подготовки
и проведения тестирования, мониторинга
учебного процесса, собственного информационного
наполнения инструментальных сред для
разработки компьютерных уроков, подготовки
дидактических материалов, использования
ресурсов и услуг Интернета для аудиторной
и самостоятельной работы, а также проектной
деятельности учеников.
В заключении необходимо подчеркнуть,
что внедрение в учебный процесс использование
мультимедийных программ вовсе не исключает
традиционные методы обучения, а гармонично
сочетается с ними на всех этапах обучения:
ознакомление, тренировка, применение,
контроль. Но использование компьютера
позволяет не только многократно повысить
эффективность обучения, но и стимулировать
учащихся к дальнейшему самостоятельному
изучению английского языка
Хотя передача
всех функций преподавателя машине в принципе
возможна, идею полной автоматизации обучения,
едва ли можно рассматривать как практически
реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо
без воспитывающего воздействия личности
обучающего на учеников, а для этого необходим
их непосредственный контакт с учащимися.