Исполнение наказания в виде обязательных работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Объективная необходимость всемерного расширения применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного вызвала к жизни международную реформу системы наказаний. Она базируется на ряде международно-правовых актов, в частности Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, а также других международных документах по правам человека, из которых вытекает необходимость гуманизации системы уголовных наказаний. В США, Англии, Франции, Германии, Австрии и многих других странах переполненность тюрем привела к небезопасным условиям в тюрьмах и освобождению заключенных после отбывания ими лишь небольшой части срока первоначально назначенного наказания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 6
1.1 Понятие и сущность наказания в виде обязательных работ 6
1.2 Особенности наказания в виде обязательных работ 13
2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИЕД ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В РОССИИ 24
2.1 История применения в России наказания в виде обязательных работ 24
2.2 Применение наказания в виде обязательных работ на современном этапе 26
3. СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ) РАБОТ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Исполнение наказания в виде обязательных работ.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

В России данный вид наказания пока сохранен, однако сфера его применения значительно сужена. В 2003 году в статью 50 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми исправительные работы назначаются только тем осужденным, которые не имеют основного места работы. Они отбываются не по месту прежней работы, а в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет, в течение которых из заработка осужденного производятся ежемесячные удержания в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Несмотря на это, количество лиц, осуждаемых к наказанию в виде исправительных работ, в России из года в год неуклонно снижается. При таких обстоятельствах обязательные работы как вид наказания вызывают большой интерес как в России, так и в других странах.  

Экономически обязательные работы привлекательны тем, что выполняемая работа является бесплатной. Еще одной причиной успешного применения обязательных работ является гибкость этой меры наказания. Они могут быть назначены как самостоятельная санкция или дополнять традиционные правовые институты. Так, в Нидерландах они назначаются как самостоятельная санкция или в рамках условного освобождения, а во Франции они могут дополнять условное тюремное заключение и отсрочку приговора (пробацию). Возможно, причина относительной популярности обязательных работ заключается в том, что они воспринимаются как довольно тяжелая и потому надежная санкция, которой отводится промежуточное место в системе наказаний. Считается, что они имеют четкий аспект наказания без побочных эффектов, связанных с заключением, и одновременно дают правонарушителю возможность извлечь пользу из выполнения работ под надзором. Поэтому обязательные работы в основном назначаются в качестве замены наказанию в виде лишения свободы23.

Применению обязательных работ в качестве вида уголовного наказания во многих странах предшествовало проведение определенных экспериментов с целью проверить необходимость и целесообразность их введения. Например, в Финляндии общественно-полезные работы были введены на экспериментальной основе в 1991 году, а с 1 апреля 1994 года эта система охватила всю страну. В Бельгии некоторое время также проводились эксперименты с обязательными работами, а в 1993 году министр юстиции представил в парламент два законопроекта о принятии такой санкции. В Швейцарии общественно-полезные работы как основная санкция применяются только в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Однако с 1990 года швейцарское законодательство позволяет при определенных условиях заменять приговор к лишению свободы на срок не более одного месяца общественно-полезными работами. Это рассматривается как своего рода юридический эксперимент, позволяющий оценить приемлемость предлагаемых к введению общественно-полезных работ в качестве основной санкции24. 

В этом отношении Россия также не стала исключением. Первоначально обязательные работы были предусмотрены в качестве одного из видов наказания в УК РФ 1996 года, однако при его введении в действие с 1 января 1997 года было специально оговорено, что данное наказание будет введено в действие по мере создания необходимых социально-экономических условий, но не позднее 2001 года. К моменту наступления данного срока стало ясно, что многие положения действующего законодательства, касающиеся применения обязательных работ, нуждаются в дополнительной экспериментальной проверке. В этой связи срок введения в действие этого наказания был вновь отложен, уже до 2004 года, а ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации с привлечением широкого круга научных и практических работников и при поддержке неправительственной организации «Международная тюремная реформа» приступило к проведению эксперимента, имеющего целью создание условий для применения обязательных работ.

Эксперимент проводился в течение трех лет первоначально в трех регионах Российской Федерации, но на заключительном этапе охватывал уже двадцать четыре региона. Он в основном был направлен на определение необходимости совершенствования действующего законодательства и переподготовку кадров уголовно-исполнительных инспекций Министерства юстиции Российской Федерации с учетом предстоящего исполнения ими наказания в виде обязательных работ. Наряду с этим, в ходе эксперимента удалось частично апробировать механизм исполнения данного наказания путем возложения судами на условно осужденных специальной обязанности бесплатно выполнить общественные работы в объеме до 50 часов. Такая обязанность была исполнена примерно 400 осужденными25.

По итогам эксперимента были подготовлены предложения по совершенствованию законодательства, получившие отражение при внесении изменений и дополнений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство федеральными законами от 8 декабря 2003 года № 161 и № 162. Для укрепления уголовно-исполнительных инспекций в связи с введением в действие обязательных работ правительством Российской Федерации было заблаговременно предусмотрено выделение необходимых ресурсов. В качестве вида наказания, применяемого в масштабах всей страны, обязательные работы были введены Федеральным законом от 28 декабря 2004 года № 177-ФЗ. Поэтому время фактического начала их применения в России можно отсчитывать с 1 января 2005 года. 

По итогам 2006 года можно констатировать наличие тенденции к расширению сферы применения обязательных работ. Например, если в первом квартале 2005 года к данному наказанию было осуждено около 1200 человек, то по данным на 1 октября 2005 года - 6300 человек, а по данным на 1 января 2006 года таких осужденных стало около 17600. В пределах санкций, предусмотренных нормами Особенной части УК РФ, расширяется и круг преступлений, за совершение которых назначается наказание в виде обязательных работ. В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с российским уголовным законом наказание в виде обязательных работ может быть назначено, главным образом, за совершение преступлений, относящихся к категории преступлений небольшой тяжести, т.е. умышленных и неосторожных деяний, максимально возможное наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы. К числу таких преступлений относятся, например: умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115, часть 1 УК РФ), побои (статья 116 УК РФ), кража в незначительных размерах (статья 158, часть 1 УК РФ) и др.

3. СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ) РАБОТ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В настоящее время ощущается нехватка новейших сведений о применении уголовных наказаний в зарубежных странах. Указанное положение в полной мере относится и к отсутствию сведений об одном из самых перспективных уголовных наказаний – обязательных работ. Обязательные работы как вид уголовного наказания в настоящее время предусмотрен в современном уголовном законодательстве ряда зарубежных стран. Так, в настоящее время обязательные работы в качестве уголовного наказания предусмотрены в уголовном законодательстве Англии, Норвегии, США, Уголовном кодексе Азербайджана 1999 г., Голландии 1886 г., Дании 1930 г., Республики Беларусь 1999 г., Грузии 1999 г., Испании 1995 г., Казахстан 1997 г., Кыргызской Республики 1997 г., Латвии 1998 г., Литвы 2000 г., Молдовы 2002 г., Украины 2001 г., Франции 1992 г.

Заметим, что в юридической литературе отдельные вопросы, связанные с применением уголовного наказания в виде обязательных работ в зарубежных странах ранее исследовались. Однако, до настоящего времени не проводился комплексный анализ норм уголовного законодательства шестнадцати зарубежных стран, регламентирующих применение данного вида наказания26.

В настоящее время исследуемый вид уголовного наказания в зарубежном законодательстве называется по-разному. В уголовном законодательстве ряда стран (Казахстан, Кыргызия) данный вид наказания именуется как «привлечение к общественным работам» Английский законодатель в действующем по настоящее время Законе о полномочиях уголовных судов 1973 г. называет данный вид наказания как «предоставление бесплатных услуг обществу». В УК Грузии изучаемый вид уголовного наказания получил название «общественно полезного труда». В УК Молдовы законодатель посчитал необходимым рассматриваемый вид уголовного наказания назвать «неоплачиваемым трудом в пользу общества». Литовский законодатель называет уголовное наказание в виде обязательных работ «публичными работами». УК Латвии определяет исследуемый вид наказания как «принудительные работы». В УК Франции данный вид наказания именуется как «работами в общественных интересах». УК Испании рассматриваемый вид наказания определяет как «работу на пользу общества». Наконец, в ряде зарубежных стран (Азербайджан, Дания, Голландия, Беларусь, Норвегия, Украина) обязательные работы называются «общественными работами».

В юридической литературе отмечается, что в Англии «действующая система наказаний не предусматривает их градации на основные и дополнительные», следовательно, предоставление бесплатных услуг обществу как вид наказания является альтернативным27.

В соответствии с Законом об уголовной юстиции 1991 г. в Англии применяются комбинированные приказы о пробации и предоставлении услуг обществу, в случае, когда суд признает лицо в возрасте 16 лет и старше виновным в совершении преступления, подлежащего тюремному заключению (наказание за которое не установлено точно в законе), он может издать комбинированный приказ, согласно которому преступник одновременно может:

а) быть под надзором чиновника пробации в течение периода, установленного приказом, сроком от 12 месяцев до 3 лет;

б) исполнять неоплачиваемую работу в течение определенного срока от 40 до 100 часов.

Комбинированный приказ издается в том случае, когда суд считает его желательным в интересах обеспечения реабилитации преступника или защиты общества от причиненного им вреда или предупреждения другого преступления.

Срок обязательных работ в большинстве зарубежных стран исчисляется в часах, а продолжительность в днях, неделях и годах. Обязательные работы в зарубежных странах устанавливаются на различные сроки: в Англии от сорока до двухсот сорока часов (ч. 1 ст. 14 Закона о полномочиях уголовных судов 1973 г.). Продолжительность обязательных работ в зарубежных странах также регламентируется неодинаково. При этом максимальный срок, как правило, предусматривается до одного года.

Английский законодатель в ч. 2 ст. 15 Закона о полномочиях уголовных судов 1973 г. закрепил положение о том, что «работы, подлежащие выполнению на основании приказа о предоставлении услуг обществу, выполняются в течение 12 месяцев, начиная с даты издания приказа».

Следует отметить, что в соответствии с уголовным законодательством некоторых зарубежных стран (Англия, Дания) установленная судом продолжительность обязательных работ может быть продлена. Так, в соответствии с Законом о полномочиях уголовных судов, принятом в Англии в 1973 г., «если после вступления приказа о предоставлении услуг обществу в силу на основании заявления осужденного или соответствующего чиновника магистратский суд, действующий во время, определенное в приказе, придет к выводу, что в интересах правосудия, имея в виду обстоятельства, возникшие после издания приказа, это необходимо, он может продлить до 12 месяцев срок действия приказа, установленный в параграфе 15 данного Закона». 28

В соответствии с зарубежным уголовным законодательством обязательные работы как вид уголовного наказания не могут применяться к лицам в возрасте до 17лет (ч. 2 ст. 14 Закона о полномочиях уголовных судов 1973 г.).

Сравнительный анализ зарубежного законодательства об обязательных работах показывает, что при наличии некоторых различий регламентация обязательных работ в уголовном законодательстве большинства зарубежных стран имеет ряд общих признаков. К таковым надлежит отнести следующие положения:

- указание в названии обязательных  работ, прежде всего, на их общественный или публичный характер;

- закрепление обязательных работ  по отношению к уголовному наказанию в виде штрафа как наиболее тяжкого вида наказания;

- регламентирование обязательных  работ в качестве основного  вида уголовного наказания;

- законодательное закрепление  определения обязательных работ  как вида уголовного наказания;

- исчисление срока обязательных  работ в часах, а продолжительность  в днях, неделях и годах;

- определение объема часов, которые  осужденный к обязательным работам должен выполнить в течение дня или месяца;

- в случае злостного уклонения  осужденного от отбывания ряда наказаний, регламентация возможности замены неотбытой части наказаний

обязательными работами. При этом, как правило, не указывается, может и срок обязательных работ быть менее или более, чем установлено в законе;

- закрепление в законе возможности  определять вид обязательных работ закрепляется за органом, исполняющим данный вид наказания, и (или) за исполнительными инстанциями местного самоуправления;

- определение в законе перечня  лиц, к которым не применяются обязательные работы;

- в случае уклонения осужденного  от отбывания обязательных работ, регламентация возможности замены неотбытой части обязательных работ другими видами наказаний;

- невозможность условного применения  обязательных работ;

- невозможность условно-досрочного  освобождения осужденного от отбывания обязательных работ;

- невозможность замены неотбытой  части обязательных работ на более мягкое наказание;

- возможность применения обязательных  работ как вида уголовного наказания к несовершеннолетним;

- установление срока отбывания  обязательных работ несовершеннолетними, отличного от срока отбывания работ совершеннолетними лицами;

- определение в течение дня, недели несхожей продолжительности обязательных работ несовершеннолетними по сравнению с продолжительностью работ совершеннолетними лицами;

- закрепление в законе положения  о том, что обязательные работы, применяемые к несовершеннолетним, должны быть посильными для них;

- указание в законе о том, что обязательные работы в  отношении несовершеннолетних исполняются в свободное от учебы или основной работы время;

Информация о работе Исполнение наказания в виде обязательных работ