Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:01, лекция

Краткое описание

1) Государственное управление, исполнительная власть в системе государственной власти.
2) Исполнительная власть – понятие, признаки, содержание.

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

Административное право, Кандрина Надежда Алексеевна. 1 семестр – зачёт, 2 семестр – экзамен. Кафедра конституционного права.

           Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению юриспруденция в рамках административного права.

             Административное право не позднее 2010 г, учебник Агапова Юрайт 2010, курс лекций под редакцией Хомалёва М. Велби, Административное право конспект лекций Макарейко, учебник Попова Л.Л., Мигачёв, Тихомиров, М. Проспект.

            Доп лит-ра: Административное право учебное пособие для вузов под Ред Килясханова и Стахова, Юнити-дана 2010 г, Административная ответственность пособие для вузов, Административная ответственность курс лекций, М. Норма 2009 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях под ред Салищевой М.Г. Изд-во Москва проспект 2010 г.

            Нормативные правовые акты: Конституция РФ; ФКЗ от 17 дек 1997 г №2 ФКЗ О правительстве РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 дек 2001 г; ФЗ от 27 мая 2003 года № 68 ФЗ о системе государственной службы РФ; ФЗ от 27 июля 2004 года № 79 ФЗ О государственной гражданской службе РФ, ФЗ от 7 февраля 2011 года о Полиции №3 ФЗ.

            Законы Алтайского края: Закон Алтайского края от 3 ноября 2004 № 94 ЗС об Администрации Алтайского Края, От 28 октября 2005 года «О государственной гражданской службе Алтайского края», Закон Алтайского края от 10 июля 2002 года «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»; «Устав Алтайского края».

            Исполнительная власть – тема.

  1. Государственное управление, исполнительная власть в системе государственной власти
  2. Исполнительная власть – понятие, признаки, содержание.

 

 

    1. Административное право как одна из ведущих отраслей права РФ регулирует общ отношения в области организации и функционирования публ управления, т.е осуществляемого от имени общества и государства, административное право порой называют как право управления. Термин гос управления широко использовался в зак и научной лит-ры до 1990, но с принятием конституции РФ данный термин был заменён понятием исполнительная власть. В настоящее время термин гос управление рассматривается в широком и  узком смысле. В широком – гос управление – деятельность гос органов всех видов органов гос власти. В узком – гос управление – государственная деятельность, связанная с реализацией государством исполнительной власти, осуществляемая системой специальных органов исполнительной власти.

        Основные признаки  государственного управления сущность  г упр – организующий характер деятельности органов исполнительной власти по практическому исполнению общих предписаний, норм, федеральных норм правовых актов и нормативных правовых актов субъектов РФ. Постоянный, непрерывный и циклический характер управленческого процесса. След признак – испольнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности, органы гос власти в системе исп власти исполняют требования нормативных правовых актов через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, выражающихся в принимаемых этими органами административно-правовых актов и организационно-исполнительных действиях.

               Таким образом государственное управление – вид государственной деятельности, в рамках которой реализуются задачи исполнительной власти.

          Исполнительная  власть – одна из ветвей  гос власти в РФ, которая обладает определённой самостоятельностью, которая тесно взаимодействует с законодательной (представительной) и судебной ветвями власти, создавая систему сдержек и противовесов. Осн назначение исп власти – осуществление гос управления всеми сферами общественной жизни. Функциональное содержание исполнительной власти – реализация законов и иных НПА. Следовательно, исполнительная власть подзаконна и её деятельность носит правоприменительный характер.

    1. Исп власть понятие признаки содержание.

               Исполнительная власть – ветвь государственной власти, посредством которой осуществляется исполнительно-распорядительная и организационно-управленческая деятельность органами исполнительной власти и их должностными лицами на основе законодательства в целях обеспечения прав и свобод гражданина, реализации законов и административно-правового регулирования в соответствующей сфере жизнедеятельности индивида, общества и государства.

         Признаки исп власти: 1) государственность - статья 10 конституции РФ определяет, что гос власть осуществляется на государственном уровне. 2) Самостоятельность и независимость гос власти. 3) Исполнительно-распорядительный характер: Исполнительная – исполнять то, что написано другими ветвями власти (законы и суд решения), распорядительство – исполнительная власть, исполняя законы вправе издавать для их адресности и детализации обязательные для исполнения др субъектами права акты. Распорядительство в целях исполнительства.                        4) постоянство исполнительной власти. 5) Непосредственный характер – исполнительная власть призвана обеспечит права и свободы индивида, непосредственно влиять на нужды субъекта. 6) Принудительный характер исполнительной власти – весь аппарат гос принуждения сосредоточен в органах исп власти. 7) Многоуровневость и иерархичность исполнительной власти, чёткая система подчинения. 8) Подзаконный характер – осуществляется на основе и во исполнение законов, акты органов исполнительной власти не должны противоречить законам. 9) Оперативный характер исполнительной власти. 10) Целевой характер исполнительной власти

            Исполнительная власть – категория  политика правовая, в то же  время как государственное управление  категория организационно-правовая. По своему назначению представляет  собой государственную деятельность, в рамках которой практически  реализуется исполнительная власть, соответственно гос управление понимаемое как испол-рапорядительная деятельность и исполнительная власть, понимаемая как деятельность субъектов этой власти образует предмет административного права.

 

Тема 2. Административное право РФ как самостоятельная отрасль российской прав системы.

    1. Админ право : понятие, предмет, метод, функции.
    2. Функции АП
    3. Принципы: понятие, виды, содержание.
    4. Система АП.

 

             Административное право – самостоятельная отрасль права РФ, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу осуществления исполнительной власти, административного судопроизводства и обеспечения деятельности и реализации полномочий государственных органов.

            Предмет АП: управленческие отношения, которые неоднородны и состоят из нескольких групп. По субъектному составу: 1) органы исподнительной власти – физ лицо; 2 органы исп власти –юр лицо, 3 органы исполн власти – органы исп власти; 4 органы исп власти – местн самоуправление; 5 органы гос власти – Президент РФ. Основным субъектом отношений выступают органы исп власти. По содержанию общ отношений – госуд управленческие отношения, которые возникают по поводу создания организационного управления, функц и прекращения деятельности органов исп власти; 2 Полицейские отношения – по поводу охраны прав и свобод граждан, охраны собственности, охраны общественного порядка и др; 3 Отношения в сфере административной юстиции – привлечени к отв-ти; 4 Государственно-служебные отношения – с гос служащими по поводу обеспечения исполнения ими полномочий гос органов.

Метод АП – совокупнось приёмов, с помощью которых осущ-ся регулирование управленческих отношений, метод определяется как императивный – метод власти – подчинения или метод одностороннего властвования. Особенности метода – содержание метода составляют традиционные методы прав регулирования (обязание, предписание, запрет, дозволение). Помимо традиционных могут применяться методы соглашения и координации, но основным методом – обязывание и предписани, т.к обязывающим предметом выст органы гос власти.

 

Функции АП: Организационно-структурная, конфликтно-охранительная, регулятивная. Подфункцией АП в которой проявляется содержание функций: правоисполнительная функция, правотворческая, координационная, организационая, правоохранительная функция.

 

Принципы АП: конституционные и функционально-управленческие, конституционный – приоритет личности, принцип разделения властей, законности, федерализма, ответственности, гласности.

Функционально – управленческие – принцип контроля, разделения гос власти, профессионализма и компетентности, иерархичности, специализации.

 

Система АП: внутренне построение АП как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах государственного управления.

 

В особой части – регулирующие общественные отношения в отдельных сферах.

Основные институты АП: принципы гос управления, административно-прав статус физ лица, админ прав статус юр лица, администр прав статус органов исп власти, гос и муниц служба, формы гос управления, админ отвест-ть, админ процесс, прав основы регул экономики, социально культурной сфере.

           Тема: 1) административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, 2) основания возникновения административно-правовых отношений;

  1. Административно-правовая норма: понятие, особенности, структура и виды.
  2. Источники административного права: понятие, особенности, виды
  3. Реализация норм административного права.

             Административно-правовая норма  – установленное государством  правило поведение, целью которой является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере организации и функционирования государственной власти.

       Признаки АПН: 1) действуют в сфере реализации исполнительной власти. 2) АПН является результатом нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти. 3) Государственное предписание обязательное для исполнения субъектами, АП и рассчитанное на много кратное применение. 4) Форма определения и закрепления прав и обязанностей участников административно-правовых отношений. 5) АПН – это правило поведения гарантированное государством. Особенность в том, что предписывающие государством правило поведения субъектов защищается мерами административной и дисциплинарной ответственности. 6) АПН направлена в основном направлена на удовлетворение публичных, а не частных интересов. 7) Они нередко регулируют общественные отношения, которые входят в предмет регулирования иных отраслей права (финансового, земельного, экологического трудового)

          По структуре  АПН: 1) С точки зрения способа  воздействия на поведение субъектов  административного права. 2) Обязывающие, запретительные, уполномочивающие (дозволительные) стимулирующие.

       Обязывающие – предписывают обязательно совершение определённых действий, обязывают действовать в соответствии с требованиями данной нормы.

       Запрещающие – устанавливают запрет на совершения определённых действий запрещённых нормой права.

       Управомачивающие – возможность выбора того или иного варианта выбора поведения, использования, неиспользования нормы права.

         По целевому  назначению: регулятивные и охранительные.

         В зависимости от содержания и предмета регулирования: материальные (статус) и процессуальные (порядок регулирования прав и обязанностей).

           По юридической силе: законодательные и подзаконные.

           По конкретному содержанию и уровню обобщённости: Общие и специальные.

           С учётом федеративного устройства РФ: общефедеральные и нормы, устанавливаемые субъектами РФ.

           В зависимости от масштаба: территориальные и межтерриториальные.                 

           Предел действия по времени: Бессрочные, срочные.

           По условиям действия: обычные и экстраординарные (чрезвычайные).                          

         Источники АП: Источники Ап – основные формы закрепления административно-правовых норм. Вместе с тем – основной источник нормативный правовой акт: Конституция, Федеральные законы и иные федеральные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты, а также муниципальные правовые акты по регулированию государственных полномочий, локальные акты – правила внутреннего трудового распорядка, внутригосударственные договоры, 4) правовые позиции конституционного суда РФ.  Например, правовая позиция КС РФ, сформированная в постановлении КС от 28 января 2008 года о толковании статей 71, 76, 112 Конституции РФ.    5) Акты Пленумов Верховного суда и высшего арбитражного суда по обобщению практики применения российского зак-ва Постановление Пленума Верх суда РФ от 24 марта 2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях».

        Особенность  системы источников административного  права: источники административного  права и административное законодательство разные понятия. Ад закон-во – система законов, в которых имеются нормы АП, а система источников АП – вся совокупность действующих источников АП. Административное и административно процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и её субъектов.

Информация о работе Исполнительная власть