Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:29, контрольная работа
Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным
Введение …………………………………………………………………………………………….. 3
1. Сущность государственного управления, как категории административного права …. …… 4
2. Конституционные основы осуществления исполнительной власти и государственного
управления ………………………………………………………………………………………..11
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации …………………………13
Заключение ……………………………………………………………………………………. ….. 18
Список используемой литературы ……………………………
• исполнительная власть выступает как организованный институт, т. е., с одной стороны, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; с другой стороны, данный механизм должен быть сам необходимым образом организован.
Соглашаясь с Ю.М. Козловым
относительно приведенных им
признаков исполнительной власт
• является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
• является проводником
• подзаконна по своему характеру и задачам;
• объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
• ее деятельность является
исполнительно-
• является исключительным
обладателем материальных
Интересен вопрос о
Мы же сделаем вывод
о том, что понятие
Теперь рассмотрим
вопрос о соотношении
То обстоятельство, что
в конституционном
В этой связи следует
иметь в виду, что организационно
(т. е. в смысле перечня
В современной правовой системе России термин «исполнительная власть» приобрел конституционный статус, в то время как термин «государственное управление» перешел в разряд теоретических категорий.
В связи с этим, говоря об исполнительной власти и системе ее органов, мы можем исходить лишь из того, что нам предоставляет законодательство, а именно: исполнительная власть осуществляется совокупностью органов, названных в Конституции РФ (Правительством РФ, образуемыми в виде министерств, служб и агентств органами исполнительной власти Российской Федерации, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Однако вся проблема состоит в том, что, выделив, таким образом, из системы государственных органов органы исполнительной власти, мы сталкиваемся с объективным существованием в современном правовом пространстве органов, которые не могут быть отнесены ни к одной из трех существующих систем органов государственной власти. Как ни парадоксально, к таким органам относятся и Президент России, и Прокуратура РФ, и Банк России и многие другие управляющие субъекты.
И здесь нам на помощь приходит категория государственного управления (подчеркиваем — в узком смысле этого слова). Дело в том, что государственное управление в соответствующем понимании, являясь понятием теоретическим, позволяет объединить систему органов исполнительной власти с указанной совокупностью разнообразных властных субъектов по признаку характера осуществляемой ими деятельности. Деятельность эта определенно и однозначно является исполнительно-распорядительной (т.е. не может быть названа ни законодательной деятельностью, ни правосудием).
Таким образом, в рамках государственного управления реализуется и исполнительная власть (которую мы можем определить, к сожалению, только через систему осуществляющих ее функций), а также исполнительно-распорядительная деятельность других органов государства и прочих властных субъектов.
Безусловно, говоря о государственном управлении, мы прежде всего указываем на преобладающую организационную составляющую содержания указанного понятия. Поэтому в тексте настоящего учебника (как и в тексте работ других авторов, разделяющих представленный взгляд на соотношение государственного управления и исполнительной власти) зачастую говорится об исполнительной власти как о единственном объекте исследований в рамках административно-правовой науки. Не следует воспринимать это как теоретическое противоречие, поскольку логика вещей диктует необходимость создания стройной системы органов государственной власти, в которой нет места исключениям из правил. Последовательное исследование этой логики должно, в конце концов, привести к расширению системы органов исполнительной власти за счет включения в них всех тех органов, которые в настоящем выполняют в государственном аппарате исполнительно-распорядительные функции, оставаясь при этом за рамками системы органов государственной власти.
Как видим, соотношение
2. Конституционные основы осуществления исполнительной власти и государственного управления.
Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Принцип разделения властей
является необходимым условием
развития государства как
Принцип разделения властей предполагает специализацию государственных органов по видам государственной деятельности, по их функциональному признаку. Основная функция законодательных органов власти - принятие законов, в том числе и утверждение государственного бюджета. Вместе с тем законодательные органы власти - это и представительные органы, призванные обеспечить в своей деятельности представительство интересов народа в целом, выражать его волю. Кроме того, законодательная власть обладает контрольными полномочиями, участвует в формировании исполнительных и судебных органов власти. Органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов и иных правовых актов: они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, которая носит подзаконный характер. Органы судебной власти осуществляют правосудие путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону.
Благодаря принципу разделения властей в системе государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм.
Таким образом, принцип разделения
властей предполагает установление
механизма сдержек и
В Статье 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Одновременно государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Конституция, таким образом,
устанавливает перечень
Являясь главой государства,
гарантом Конституции
Поэтому вполне закономерно Президент Российской Федерации поставлен на первое место в перечне федеральных органов, осуществляющих государственную власть. При этом особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации, его роль в осуществлении государственной власти таковы, что дают основание при характеристике системы государственной власти выделять президентскую форму осуществления власти.
Информация о работе Исполнительная власть и государственное управление