Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:05, реферат
По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей.
По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.
Новосибирский государственный аграрный университет
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра Государственно-правового обеспечения управления
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
На тему: Исполнительная власть понятие, место в механизме разделения властей
Выполнил студент группы
Спицына Анастасия
Научный руководитель:
к.и.н., доцент А.Ю. Дергачев
Новосибирск 2013
Оглавление
Введение 3
Понятие, цели и признаки исполнительной власти 4
Основные функции исполнительной власти 5
Формы осуществления исполнительной власти 6
Основные принципы организации исполнительной власти 13
Исполнительная власть Российской Федерации 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.
По своей сути исполнительная
власть - власть правоприменительная,
в задачи которой входит исполнение
законов. Само понятие исполнительной
власти возникло в ходе разработки
концепции разделения властей. Однако
это не означает, что ранее в
структуре власти данный элемент
отсутствовал. Во времена Древнего
мира и средневековья в
По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.
Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.
Главные цели исполнительной власти:
• обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
•создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;
• создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.
Признаки исполнительной власти:
• универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);
предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);
принудительность (опора
на силу - возможность самостоятельно
осуществлять меры воздействия)
• организующий характер.
Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:
• отношения власти с гражданином;
• хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;
• отношения с предприятиями,
учреждениями и иными организациями,
отношения с трудовыми
1. Функции ориентирования системы:
• анализ (обработка и осмысление информации, осуществляемые с целью изучения объекта управления, а впоследствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия);
• прогнозирование (предвидение изменений в развитии событий или процессов на основе имеющейся информации);
• планирование (определение направлений, целей, задач и возможных результатов управленческой деятельности);
• правовое регулирование (установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур);
• методическое руководство.
2. Функции обеспечения системы:
• материально-техническое обеспечение;
• финансовое обеспечение; V кадровое обеспечение;
• информационное обеспечение.
3. Функции оперативного управления системой:
• организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.);
• общее руководство
и оперативное
предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;
• контроль (проверка фактического положения дел с целью выявления и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям установленного порядка);
учет (систематический сбор сведений);
• оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).
Формы осуществления исполнительной власти - внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами (должностными ли-
цами) в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.
Выделяют следующие формы осуществления исполнительной власти: правовые, неправовые (организационные).
Правовые и неправовые формы различаются по характеру вызываемых последствий - правовые формы влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а неправовые формы прямых юридических последствий не влекут.
Правовые формы осуществления исполнительной деятельности классифицируются по содержанию, цели использования, способу выражения.
По содержанию выделяют правотворческую
и правоприменительную фор-•
Правотворческая управленческая деятельность заключается в создании, I изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т. е. издании : нормативных актов. Правотворческая деятельность коллегиальных органов управления осуществляется следующим образом:
• принимается решение о разработке проекта управленческого нормативного акта;
• создается текст проекта;
• проект проходит стадии предварительного обсуждения, доработки, согласования, одобрения соответствующими органами;
• организуется обсуждение
проекта в правотворческом
• проект утверждается и опубликовывается.
Процедура принятия нормативных актов единоначальными органами более простая - руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта может сразу утвердить его.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти заключается в разрешении конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм.
Правоприменительная деятельность включает:
• установление фактических обстоятельств дела;
выбор соответствующей
нормы права, которую можно
применить для решения
• толкование правовой нормы;
• принятие индивидуального акта;
• исполнение акта применения нормы права.
По целям использования
различают внутренние (решение организационно-
турными подразделениями внутри органа) и внешние (обеспечение выполнения функций, возложенных на орган) правовые формы управленческой деятельности.
По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (использование жестов, сигналов, знаков).
Исполнительная деятельность осуществляется и в других правовых формах, к которым относятся:
• представление обязательных отчетов (юридическими лицами в налоговую инспекцию);
• осуществление государственной регистрации (охотничьего оружия);
• выдача документов,
подтверждающих наличие специального
права (лицензии на право осуществления
предпринимательской
• совершение иных юридически значимых действий.
Неправовые формы осуществления исполнительной власти:
осуществление организационных действий, возникающих в повседневном процессе деятельности органов исполнительной власти (разработка программ, контроль, изучение и обобщение опыта работы, подбор и обучение кадров);
• выполнение материально-технических действий, которые носят вспомогательный характер в управленческой деятельности (работа с информацией; ведение делопроизводства).
Разделение властей
В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма подавляющего большинства стран. Однако признание этого принципа ни в теоретическом, ни в практическом плане не ведет к отрицанию такого понимания власти, согласно которому она представляет собой структурно упорядоченную целостность. Поэтому сформулированную Монтескье и уточненную Кантом концепцию разделения властей можно рассматривать лишь как идеальную конструкцию, играющую роль методологической модели. Власть по своей природе едина. И даже если предположить, что ее отсеки действуют самостоятельно, независимо друг от друга, асинхронно преследуя различные цели, то результатом событий станет не доктринерская реализация теоретического принципа, а полное разрушение власти, хаос, анархия. История знает достаточно примеров, когда жесткое противостояние одной ветви власти другой приводило в конечном итоге к расколу общества, гражданским войнам, смуте, беспорядкам.
Проблема разделения властей возникает только в условиях гетерогенных социумов, где имеются различные независимые хозяйственные и политические субъекты, где наличествуют (не важно: в эмбриональном или относительно развитом состоянии) элементы гражданского общества. Именно в этих обстоятельствах появляется острая необходимость в функциональном обособлении, специализации ветвей власти, способствующих поддержанию в обществе определенного баланса. Речь идет не столько о техническом обособлении для придания процессу социального управления большей эффективности, сколько о политико-правовых основах данного явления. А они сводятся к двум принципиальным моментам:
В деле управления государством нельзя полагаться лишь на благие намерения, добродетели правителей, так как возможность неограниченной власти способна превратить в тирана любого, даже самого мудрого, доброго лидера, что чревато нарушением баланса во взаимоотношениях власти и общества и в конечном итоге разрушением целостности политической системы.
Принцип разделения властей неразрывно связан с идеей права каждого гражданина на осуществление власти. Таким образом, он является неотъемлемой частью проблемы демократии и демократического устройства общества.
Концепция разделения властей, ставшая непреложным принципом конституционного устройства всех демократических государств,была сформулирована в эпоху кризиса феодально-абсолютистских режимов в Западной Европе 17-18 вв. Локком и Монтескье. В то время широкое развитие в экономике рыночных отношений и свободного предпринимательства со всей необходимостью поставили вопрос о глубоких изменениях в структуре власти. Теоретическим источником этой политико-правовой доктрины были получившие широкое распространение в 17-18 вв. концепции естественного права и общественного договора.
Выступая за синхронность,
согласованность действий всех отсеков
власти, Монтескье намечает контуры
системы взаимных сдержек и противовесов
между различными ветвями власти.
Локк пишет о праве исполнительной
власти созывать и распускать законодательный
орган; Монтескье говорит о наделении
исполнительной власти правом отмены
решений представительного
Теоретические модели Локка
и Монтескье, выработанные на основе
анализа британской политической системы
конца 17 - первой половины 18 века, легли
в основу всех конституций конца
18-19 вв. С этого момента проблема
структуры власти перемещается преимущественно
в сферу государственно-
Так во французской государственной
теории проблема разделения властей
рассматривалась сквозь призму разделения
функций государственной
Информация о работе Исполнительная власть понятие, место в механизме разделения властей