История развития и становление науки российского административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проведение анализа истории развития и становления науки российского административного права от его зарождения до настоящего времени.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие российского административного права как науки
2. Описать историю развития российского административного права как науки
3. Обобщить факторы, обусловливающие развитие административного права в Российской Федерации
4. Охарактеризовать развитие науки административного права Российской Федерации
5. Проанализировать периоды развития российского административного права как науки.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Административное право как наука.
§1.1 Понятие и содержание административного права как науки……5-6
Глава 2. Зарождение административного права
§2.1 Камералистика как начало развития административного права………………………………………………………………………7-8
§2.2 Процесс становления административного законодательства Древнерусского государства…………………………………………...9-10
Глава 3. Становление и развитие административного права Советской России
§ 3.1 Становление административного права в СССР……………..11-14
§ 3.2 Развитие советской науки административного права………..15-18
Глава 4. Развитие административного права Российской Федерации
§4.1 Факторы, обусловливающие развитие административного права в Российской Федерации………………………………………………..19-22
§4.2 Развитие науки административного права Российской Федерации……………………………………………………………...23-24
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

она самая.docx

— 62.90 Кб (Скачать файл)

 

Приволжский филиал

 Федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

    

История развития и становление  науки российского административного  права

 

 

                                                                                                                                                                                       Дисциплина

    Административное право

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             ____________________

 

 

Работа защищена

Оценка___________________

Подпись научного руководителя

____________________________

«______»______________200__г

 

Н.Новгород

2012

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Административное право как наука.

§1.1 Понятие и содержание административного права как науки……5-6

 

Глава 2. Зарождение административного права

§2.1 Камералистика как начало развития административного права………………………………………………………………………7-8

§2.2 Процесс становления административного законодательства Древнерусского государства…………………………………………...9-10         

Глава 3. Становление и развитие административного права Советской России

 § 3.1 Становление административного права в СССР……………..11-14

 § 3.2 Развитие советской науки административного права………..15-18 

Глава 4. Развитие административного  права Российской Федерации

§4.1   Факторы, обусловливающие развитие административного права в Российской Федерации………………………………………………..19-22

§4.2 Развитие науки административного права Российской Федерации……………………………………………………………...23-24

Заключение………………………………………………………………..25 

Список использованной литературы…………………………………….26  

Введение

Административное право  является одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы.

Оно имело и имеет большое  общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в обществе. Современные условия  способствуют обусловленности государственного управления с постановкой основной задачи – обеспечения согласованной, упорядоченной деятельности всех составляющих частей механизма исполнительной власти.

Актуальность  темы исследования в том, что настоящее время в науке и отрасли административного права происходит преодоление сложившихся в советские годы традиций, доктрин, теорий, точек зрения ученых, представляющих науку административного права, а реформировать административное право можно, лишь учитывая этапы его исторического развития. Процесс формирования нового административного права не должен рассматриваться вне контекста исторических перемен в государственно-правовом строительстве страны.

Объектом исследования являются общественные отношения сложившиеся в течении времени в области защиты прав и законных интересов граждан которые возникают при применении норм административного права.

Предметом исследования являются юридические акты различных государственных органов, общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ) постановления Конституционного Суда РФ, нормативные указы Президента РФ и другие нормативные акты, а так же практика их реализации.

Цель исследования – проведение анализа истории развития и становления науки российского административного права от его зарождения до настоящего времени.

 

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие российского административного права как науки
  1. Описать историю развития российского административного права как науки
  1. Обобщить факторы, обусловливающие развитие административного права в Российской Федерации
  2. Охарактеризовать развитие науки административного права Российской Федерации
  3. Проанализировать периоды развития российского административного права как науки.

Методологической  основой исследования являлось изучение научной литературы, в том числе работа с нормативно-правовыми актами административного законодательства. Диалектический метод является основой проведенного исследования, который отражает взаимосвязь теории и практики.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, которые включают в себя 7 подпунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Административное право как наука.

§1.1 Понятие и содержание административного права как науки

 

Административное право  как наука — это составная  часть юридической науки, определяемая как система государственно управленческих, административных взглядов, идей, представлений  о законах, регламентирующих отношения  в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного  законодательства, о принципах административного  права, об истории и перспективах развития.1

Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: Общей и Особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на  совершенствование государственной управленческой деятельности. Итоги научных изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению управленческой деятельности и пр.) способствуют  повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия «административно-правовых» законодательных актов, «правотворчество» самих органов государственного управления. Теоретической основой науки административного права служат как другие науки (философия; наука социального и государственного управления; общая теория государства и права; политология и социология), так и научные труды отечественных и зарубежных ученых. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности государственных и муниципальных органов (административной практики), без проведения социологических исследований в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и государственных служащих.2

Система науки административного  права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм, правовых институтов и подотраслей административного права и логической взаимосвязью между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Зарождение административного права

§2.1 Камералистика как начало развития административного права.

Начало развитию науки административного права положила камералистика— наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении (так называемая старая камералистика). Корни этой старейшей науки уходят в XVI столетие. Повышенная потребность в финансах для содержания двора (государства), чиновничества и военных, а также развитие меркантильной экономической политики выступили главными причинами становления научных знаний и представлений в областях, изучаемых камералистикой.3

Камеральная наука (которая считалась в ту эпоху также полицейской наукой) выработала свой инструментарий изучения управления, его структурную организацию и процесс совершенствования. Будучи политической по сути, камеральная наука учитывала также учение об экономике и о государственных финансах. На созданных теоретических основах возникла и новая наука административного права XIX столетия.4

Практически до XIX в. назначением полицейской государственной деятельности считалось обеспечение «счастья граждан», безопасности и благосостояния. Соответственно этому с термином «полиция» идентифицировалось внутреннее управление (за исключением управления финансами). Поэтому и литература по управлению именовалась «полицейской наукой».5 Она составляла комбинацию из описаний управленческих дел (случаев, мероприятий) и изданных в связи с этим инструкций и практических указаний по осуществлению административных действий. С развитием управления в важную правовую отрасль постепенно превращалось и административное право. Оно вырабатывало свою терминологию и создавало специальные правовые нормы, систему категорий, устанавливало формы и методы деятельности. Одновременно административное право представлялось и в качестве самостоятельной юридической дисциплины, которая стала предметом отдельной юридической доктрины. В процессе дальнейшего развития камералистики происходило одновременное обособление входящих в нее дисциплин. Наиболее значимым в деле формирования самостоятельной науки административного права явилось выделение из камералистики полицейского права.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2 Процесс становления административного законодательства

Киевская Русь изначально развивалась  как раннефеодальное государство. В качестве такового, этому государству  были свойственны определенные характерные  черты развития задач и форм управления.7

Первоначально в древнерусском  государстве существовала десятичная численная система управления. Эта  система выросла из более древней (племенной) организации периода  военной демократии. Сущность этой системы заключалась в том, что  начальник (князь) и начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие, стали руководителями более или  менее крупных звеньев государства. Фигура князя из выборного племенного вождя превратилась в главу государства. К числу функций князя исследователи  склонны относить три важнейшие  функции:

- законодательную, засвидетельствованную  "Русской Правдой";

- военную, суть которой выражалась в защите границ государства и управление дружиной;

- судебно-административную, выразившуюся  в отправлении князем суда, установлении  наказания (взимание штрафа), установлении "погостов и дани".

Становление княжеской администрации  проходило на фоне первых административных и правовых реформ. Так, в Х веке княгиней Ольгой была проведена "налоговая" реформа: были установлены пункты ("погосты") и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры ("уроки").

В начале ХI века князем Владимиром устанавливается "десятина" - налог в пользу церкви, в XII веке князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующих кабально долговые и заемные отношения.

Князья, судя по летописям и исследованиям  ученых, не могли обойтись по обычаю и традиции не выслушав мнения приближенных. Так сложился в Древней Руси совет при князе, который не был юридически оформлен, но имевший серьезное влияние на монарха (князя) и дела управления. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины.

Таким образом, в период существования  Древнерусского государства численная (десятичная) система управления характеризовалась  переплетением трех важнейших элементов  верховой власти и управления. К  числу таковых следует отнести  князя и княжескую деятельность, дружину и Совет княжеской (позднее Боярская Дума) и вечевые народные собрания. Управление, покоящееся на согласии "одиночестве", в тесном взаимодействии всех этих элементов, являлось древнейшей традиций, и должно было "по старине", "по закону отцов" неукоснительного соблюдаться.

Система местного управления была проста. В княжеских землях управление осуществлялось посадником и тысяцким, а на местах управление осуществляли наместники, волостели, тиуны и старосты. В  свободных селах действовала  общинная администрация. Посадники, тысяцкие, наместники, волостели, тиуны и старосты за свою службу получали от населения "корм". Так сложилось система  кормления, существовавшая от процента сбора подати и налогов с местной  знати и населения, за осуществление  правосудия, охрану границ и правопорядка на местах.

Информация о работе История развития и становление науки российского административного права