Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:13, курсовая работа
Цель исследования – проведение анализа истории развития и становления науки российского административного права от его зарождения до настоящего времени.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие российского административного права как науки
2. Описать историю развития российского административного права как науки
3. Обобщить факторы, обусловливающие развитие административного права в Российской Федерации
4. Охарактеризовать развитие науки административного права Российской Федерации
5. Проанализировать периоды развития российского административного права как науки.
Введение………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Административное право как наука.
§1.1 Понятие и содержание административного права как науки……5-6
Глава 2. Зарождение административного права
§2.1 Камералистика как начало развития административного права………………………………………………………………………7-8
§2.2 Процесс становления административного законодательства Древнерусского государства…………………………………………...9-10
Глава 3. Становление и развитие административного права Советской России
§ 3.1 Становление административного права в СССР……………..11-14
§ 3.2 Развитие советской науки административного права………..15-18
Глава 4. Развитие административного права Российской Федерации
§4.1 Факторы, обусловливающие развитие административного права в Российской Федерации………………………………………………..19-22
§4.2 Развитие науки административного права Российской Федерации……………………………………………………………...23-24
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….26
Приволжский филиал
Федерального
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
История развития и становление
науки российского
Административное право
____________________
Работа защищена
Оценка___________________
Подпись научного руководителя
____________________________
«______»______________200__г
Н.Новгород
2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Административное право как наука.
§1.1 Понятие и содержание административного права как науки……5-6
Глава 2. Зарождение административного права
§2.1 Камералистика как начало
развития административного права…………………………………………………………………
§2.2 Процесс становления административного
законодательства Древнерусского государства…………………………………………...
Глава 3. Становление и развитие административного права Советской России
§ 3.1 Становление административного права в СССР……………..11-14
§ 3.2 Развитие советской науки административного права………..15-18
Глава 4. Развитие административного права Российской Федерации
§4.1 Факторы, обусловливающие
развитие административного права в Российской
Федерации………………………………………………..
§4.2 Развитие науки
административного права Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….26
Введение
Административное право является одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы.
Оно имело и имеет большое
общественное значение для жизнеобеспечения
и регулирования отношений, складывающихся
в обществе. Современные условия
способствуют обусловленности
Актуальность темы исследования в том, что настоящее время в науке и отрасли административного права происходит преодоление сложившихся в советские годы традиций, доктрин, теорий, точек зрения ученых, представляющих науку административного права, а реформировать административное право можно, лишь учитывая этапы его исторического развития. Процесс формирования нового административного права не должен рассматриваться вне контекста исторических перемен в государственно-правовом строительстве страны.
Объектом исследования являются общественные отношения сложившиеся в течении времени в области защиты прав и законных интересов граждан которые возникают при применении норм административного права.
Предметом исследования являются юридические акты различных государственных органов, общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ) постановления Конституционного Суда РФ, нормативные указы Президента РФ и другие нормативные акты, а так же практика их реализации.
Цель исследования – проведение анализа истории развития и становления науки российского административного права от его зарождения до настоящего времени.
Задачи исследования:
Методологической основой исследования являлось изучение научной литературы, в том числе работа с нормативно-правовыми актами административного законодательства. Диалектический метод является основой проведенного исследования, который отражает взаимосвязь теории и практики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, которые включают в себя 7 подпунктов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Административное право как наука.
§1.1 Понятие и содержание административного права как науки
Административное право
как наука — это составная
часть юридической науки, определяемая
как система государственно управленческих,
административных взглядов, идей, представлений
о законах, регламентирующих отношения
в сфере государственного управления
(исполнительной власти), о его социальной
обусловленности и
Российская административно-
Задачами административно-
Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия «административно-правовых» законодательных актов, «правотворчество» самих органов государственного управления. Теоретической основой науки административного права служат как другие науки (философия; наука социального и государственного управления; общая теория государства и права; политология и социология), так и научные труды отечественных и зарубежных ученых. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности государственных и муниципальных органов (административной практики), без проведения социологических исследований в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и государственных служащих.2
Система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм, правовых институтов и подотраслей административного права и логической взаимосвязью между ними.
Глава 2.Зарождение административного права
§2.1 Камералистика как начало развития административного права.
Начало развитию науки административного права положила камералистика— наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении (так называемая старая камералистика). Корни этой старейшей науки уходят в XVI столетие. Повышенная потребность в финансах для содержания двора (государства), чиновничества и военных, а также развитие меркантильной экономической политики выступили главными причинами становления научных знаний и представлений в областях, изучаемых камералистикой.3
Камеральная наука (которая считалась в ту эпоху также полицейской наукой) выработала свой инструментарий изучения управления, его структурную организацию и процесс совершенствования. Будучи политической по сути, камеральная наука учитывала также учение об экономике и о государственных финансах. На созданных теоретических основах возникла и новая наука административного права XIX столетия.4
Практически до XIX в. назначением полицейской государственной деятельности считалось обеспечение «счастья граждан», безопасности и благосостояния. Соответственно этому с термином «полиция» идентифицировалось внутреннее управление (за исключением управления финансами). Поэтому и литература по управлению именовалась «полицейской наукой».5 Она составляла комбинацию из описаний управленческих дел (случаев, мероприятий) и изданных в связи с этим инструкций и практических указаний по осуществлению административных действий. С развитием управления в важную правовую отрасль постепенно превращалось и административное право. Оно вырабатывало свою терминологию и создавало специальные правовые нормы, систему категорий, устанавливало формы и методы деятельности. Одновременно административное право представлялось и в качестве самостоятельной юридической дисциплины, которая стала предметом отдельной юридической доктрины. В процессе дальнейшего развития камералистики происходило одновременное обособление входящих в нее дисциплин. Наиболее значимым в деле формирования самостоятельной науки административного права явилось выделение из камералистики полицейского права.6
§2.2 Процесс становления административного законодательства
Киевская Русь изначально развивалась
как раннефеодальное
Первоначально в древнерусском
государстве существовала десятичная
численная система управления. Эта
система выросла из более древней
(племенной) организации периода
военной демократии. Сущность этой
системы заключалась в том, что
начальник (князь) и начальники воинских
подразделений - десятские, сотские, тысяцкие,
стали руководителями более или
менее крупных звеньев
- законодательную,
- военную, суть которой выражалась в защите границ государства и управление дружиной;
- судебно-административную, выразившуюся в отправлении князем суда, установлении наказания (взимание штрафа), установлении "погостов и дани".
Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. Так, в Х веке княгиней Ольгой была проведена "налоговая" реформа: были установлены пункты ("погосты") и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры ("уроки").
В начале ХI века князем Владимиром устанавливается "десятина" - налог в пользу церкви, в XII веке князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующих кабально долговые и заемные отношения.
Князья, судя по летописям и исследованиям ученых, не могли обойтись по обычаю и традиции не выслушав мнения приближенных. Так сложился в Древней Руси совет при князе, который не был юридически оформлен, но имевший серьезное влияние на монарха (князя) и дела управления. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины.
Таким образом, в период существования
Древнерусского государства численная
(десятичная) система управления характеризовалась
переплетением трех важнейших элементов
верховой власти и управления. К
числу таковых следует отнести
князя и княжескую
Система местного управления была проста. В княжеских землях управление осуществлялось посадником и тысяцким, а на местах управление осуществляли наместники, волостели, тиуны и старосты. В свободных селах действовала общинная администрация. Посадники, тысяцкие, наместники, волостели, тиуны и старосты за свою службу получали от населения "корм". Так сложилось система кормления, существовавшая от процента сбора подати и налогов с местной знати и населения, за осуществление правосудия, охрану границ и правопорядка на местах.
Информация о работе История развития и становление науки российского административного права