Источники административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы выступает раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА……………………………………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность источника административного права …………….6
1.2 Виды источников административного права………………………..……8
1.3 Система источников административного права…………………………12
ГЛАВА2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА НА ОСНОВЕ КОНСТИТУЦИИ РФ .16
2.1 Классификация нормативно-правовых актов как источников администра-тивного права……………………………………………………………………16
2.2 Характеристика и действие нормативно-правовых актов как источников административного права на основе конституции РФ………………………18
ГЛАВА 3.ОБНОВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА НА ОСНОВЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ АДМИН.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное  образовательное 

учреждение высшего  профессионального образования

«Восточно-Сибирский  государственный университет технологий и управления»

(ГОУ ВПО ВСГУТУ)

Институт экономики  и права

Юридический факультет

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 По дисциплине Административное  право

На тему: ИСТОЧНИКИ  АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Исполнитель : студент  вечерней формы обучения

2011 г. набора 

ЛЕВИН КИРИЛЛ АНАТОЛЬЕВИЧ

 

 

Руководитель работы: Малакшинова Н.Ш

Дата сдачи _________

Дата защиты ________

Оценка _____________

 

 

 

 

Улан-Удэ 

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА……………………………………………………………………………6

1.1 Понятие и сущность  источника административного права …………….6

1.2 Виды источников  административного права………………………..……8

1.3 Система источников  административного права…………………………12

ГЛАВА2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА НА ОСНОВЕ КОНСТИТУЦИИ РФ .16

2.1 Классификация нормативно-правовых актов как источников администра-тивного права……………………………………………………………………16

2.2 Характеристика и  действие нормативно-правовых актов  как источников административного  права на основе конституции  РФ………………………18

ГЛАВА 3.ОБНОВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА НА ОСНОВЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….………………...36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Источниками административного  права являются акты государственных  органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Четвертой важнейшей особенностью отрасли является разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Для правовой регламентации  ее деятельности нужно большое число  законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

Основной целью курсовой работы выступает раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

Актуальность темы достаточно велика, так как административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Данные отношения должны быть строго регламентированы в различных юридических нормах. Соответственно, юридические нормы имеют огромное количество источников. Это детерминировано предметом отрасли: большим числом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Исходя из основной цели работы, сформулированы следующие основные задачи:

- определить характеристику  и классификацию источников административного права;

- рассмотреть и охарактеризовать  законодательные акты, выступающие  как источники административного  права; 

- рассмотреть и дать  характеристику подзаконных нормативно-правовых  актов, являющихся источниками  административного права.

- раскрыть существующие между ними связи;

- рассмотреть возможные  пути улучшения эффективности  административного законодательства;

- рассмотреть обновление  источника административного права  на основе конституции Российской  Федерации. 

Объектом исследования данной курсовой работы являются правоотношения, возникающие в процессе  управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

          Предметом исследования является источники административного пра-ва.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды ученых в области теории права и государства Алехин А. П., А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов., Бахрах Д.Н., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н.,Червонюка В.И., Гойман Г.И., Калинский И.В. и др.

Методологической основой  исследования является применение различных  методов: исторического, логического, системного, сравнительно-правового, формально-юридического, толкования и др.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части – 3-х глав, заключения и библиографического списка.

Во введении приведена  общая характеристика рассматриваемой  темы определены цели и задачи курсовой работы определена актуальность изучаемой  темы. В первой главе дается понятие источников административного права, определены и рассмотрены их виды. Вторая глава освещает вопросы характеристики нормативно-правовых актов как источников административного права. Третья глава определяет обновление источника административного права на основе Конституции Российской Федерации. В заключении приведены общие выводы и анализ изученного материала.

 

ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

1.1 Понятие и сущность источника  административного права 

 

Под источниками административного права следует понимать формы выражения содержание норм административного права.1 В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.2

Особенностью  отрасли административного права  является разнообразие и множество  источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом  отрасли: разнообразием и большим  числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность нормативных  правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

В законодательном массиве  административного права следует  выделять:

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.);
  • законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);
  • международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и  структуру системы источников административного  права, ученые - административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический  прецедент (например, постановления  Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты3.

Как источник права постановления  Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию4. Относительно постановлений Конституционного Суда РФ как носителей нормативной информации следует отметить, что в них затрагиваются права и свободы различных участников социальных отношений и формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету при реализации ими своего статуса. В то же время нормативность рассматриваемых актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы права и ее структуры смысл. Итак, постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства.

 

1.2 Виды и классификация  источников административного права

 

При характеристике источников административного права необходимо выяснить вопросы о:

– понятия источника административного права,

– видах и формах источников,

– задачах и состоянии кодификации административного права в современных условиях.

К источникам административного  права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном министерстве. В последнем случае определяется компетенция данного органа по руководству отраслью. Не относятся к источникам административного права правовые акты ненормативного характера.

Особенности предмета административно-правового регулирования (обширность, многообразие отношений) влекут за собой большое число нормативных актов. Вследствие этого является полезной их классификация, в особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных актов5.

Правовые свойства нормативных правовых актов, как известно, неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др.

Вследствие этого все  источники административного права  необходимо классифицировать по определенным основаниям.

Существует значительное количество юридических норм, которые  можно отнести к чисто административно-правовым источникам. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

Одной из самых распространенных и значимых классификаций нормативно-правовых актов является разделение их по юридической  силе. По данному основанию все  источники административного права  можно разделить на:

I. Законодательные акты

II. Подзаконные нормативно-правовые акты.

Законодательные акты.

1. Нормы права, действующие  на федеральном уровне. К ним  относятся: 

  • Международные договоры.

Конституцией Российской Федерации  установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.6 Следовательно, международные договоры России как источники административного права, имеют высшую юридическую силу.

  • Конституция РФ.
  • Федеральные конституционные законы. Например, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
  • Федеральные законы. В этой категории источников административного права основным, без сомнения, следует считать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству.

2. Нормы права, действующие  на уровне субъектов федерации.  К ним относятся: 

  • Конституции, уставы субъектов Федерации;
  • Законы субъектов Федерации. Примером законодательного акта, являющегося источником административного права на уровне субъекта Российской Федерации может служить закон Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения».

Информация о работе Источники административного права